Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям.doc
Плохой почерк у ребенка – что делать
родителям?
Проблема с почерком самая распространенная в начальной школе.
Обучение письму сложный вид работы для любого малыша. Самые
последние исследования, проведенные специалистами различных
направлений показали, что в начале обучения первоклассники на
уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того
же уровня, что и космонавты в момент старта.
Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или
считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита
мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями
пальцев и кисти рук.
Основные проблемы письма ребенка
Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не
существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне
определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно
определить, что именно не нравится в написанном:
слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не
находятся на одной линии;
ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на
листе);
написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать
написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно
соединяет их с другими буками;
разный наклон и размер букв и слов;
слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
слишком мелкие или слишком крупные буквы.
Что принято считать плохим почерком?
когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно
понять — какую из них имел в виду пишущий;
когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; изза
этого они похожи как братьяблизнецы; когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут
«танцевать» и над строчкой и под ней;
когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что
необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;
когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами.
Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в
тетради.
Когда вы видите приведенные выше примеры в тетради своего
малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая
часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую
причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко
бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют
ребенка переписывать текст несколько раз. Но результат –
потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!
Каковы причины проблем с почерком у ребенка?
• Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность
ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается
слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют
вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать,
особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой
узел.
• Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может
стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч,
принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии,
часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно
с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не
может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо
скажется на таком тонком процессе, как письмо.
Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ
нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно
увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из
букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».
• У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и
двигательным образом буквы. В результате – неправильно
написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому
малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из
него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный
родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке.
Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки
малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой.
Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько
отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение
проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!
• Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии
ребенка, например, после перенесенной простуды, изза хронических
заболеваний и еще изза чрезмерных нагрузок! Современные
родители из лучших побуждений перегружают малыша различными
дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах
мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают
негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи,
когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались
отношения с родителями.
Возможные причины неаккуратного почерка:
1.
2.
3.
4.
Неврозы и др. неврологические заболевания
Нарушение мелкой моторики пальцев.
Слабое развитие кисти рук.
Чрезмерная активность.
Нарушение концентрации внимания.
При обучении младшего школьника письму для устранения этих
проблем нужно:
развивать нагляднообразное и отвлеченное мышление ребенка,
чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы
с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
развивать способности зрительного восприятия различных
форм;
развивать умение ориентироваться в пространстве листа,
строк, умение определять соотношения между элементами букв,
расстояния между отдельными элементами;
укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать
мелкую моторику ребенка;
научить пользоваться ручкой;
научить автоматически принимать правильную позу письма:
прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение
тетради и т.д.;
убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх»,
«низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может
путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
сформировать мотивацию ребенка иметь красивый,
правильный, разборчивый почерк.
Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям
Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка,
убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему,
что плохой почерк может стать причиной многих проблем и
недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать
несколько жизненных историй об этом.
Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и
следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по
пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь
обводить какиенибудь рисунки по контуру), и десять минут на
упражнения для разработки мелкой моторики пальцев. Упражнения для исправления почерка
Выполняйте упражнения перед письмом и после.
Упражнение 1.
Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает
каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом
на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.
Упражнение 2
Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть
ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи
одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их
нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.
Упражнение 3
Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним
пальцем. Пусть попробует нарисовать, какиенибудь фигуры, не
сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.
Упражнение 4
Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть
ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать
вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.
Упражнение 5
Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы
писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на
усталость рук и пальцев.
Мы читали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять писать начнем!
Движения могут быть
произвольными, главное включите
сжимание и разжимание кулачков и
вращения кистью. Толкование почерка с точки зрения графологии
Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых
чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь,
возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его
предрасположенность к какимлибо качествам личности. Давайте
рассмотрим рассуждения ученых:
крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и
открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и
замкнутости;
строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз –
пессимистам. Прямые строки – реалистам;
округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые –
наоборот, чаще встречаются у эгоистов;
сильный нажим при письме признак целеустремленности,
уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим
говорит о податливости характера, неуверенности в себе.
слитная манера написания у людей с развитой логикой,
раздельная – с ярким интуитивным мышлением;
беглый почерк свидетельствует о физической активности и
творческих способностях.
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Родительское собрание "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.