Презентация к родительскому собранию "Плохой почерк у ребёнка - что делать родителям?"
© Фокина Лидия
Петровна
Что принято считать
плохим почерком?
- слова и предложения
«уезжают» вверх или вниз,
то есть не находятся на
одной линии;
- ребенок пишет в
произвольном месте листа
(дезориентация на листе);
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
- написание букв слишком
схоже, что не позволяет
прочитать написанное.
Например, буквы Н, И, П, К и
другие;
- путаница между буквами А и
О, когда ребенок неправильно
соединяет их с другими
буками;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
- разный наклон и
размер букв и слов;
- слишком слабый или
слишком сильный
нажим букв;
- слишком мелкие или
слишком крупные
буквы.
© Фокина Лидия
Петровна
Каковы причины
© Фокина Лидия
Петровна
ребенка?
проблем с почерком у
• Недостаточно развита гибкость,
натренированность, способность
ведущей руки выдерживать
длительную нагрузку;
наблюдается слабая
чувствительность пальчиков. Такие
дети не умеют вырезать
ножницами даже простые фигуры,
не любят рисовать, особенно
раскрашивать карандашами; не
могут завязать простой узел.
© Фокина Лидия
Петровна
Каковы причины
проблем с почерком у
© Фокина Лидия
Петровна
ребенка?
• Недостаточно развита
двигательная сфера. Ребенок
не может стоять на одной
ножке, ловко подбрасывать и
ловить мяч, принимать мяч
большого размера даже на
небольшом расстоянии, часто
спотыкается и наталкивается
на предметы…
© Фокина Лидия
Петровна
Каковы причины
© Фокина Лидия
Петровна
ребенка?
проблем с почерком у
• Отсутствие понимания ребенком
понятий право и лево, верх и низ -
нарушение пространственного
восприятия. В данном случае
можно увидеть “зеркальное
написание букв”. Или когда буква
«и» заменяется буквой «у» —
ребенок не может запомнить, у
какой из букв хвостик растет
вниз. Такая же путаница с
буквами «б» и «д».
© Фокина Лидия
Петровна
Каковы причины
проблем с почерком у
© Фокина Лидия
Петровна
ребенка?
• У ребенка нет
понимания прочной
связи между
зрительным и
двигательным образом
буквы. В результате –
неправильно
написанные буквы,
исправления, грязь.
© Фокина Лидия
Петровна
Каковы причины
© Фокина Лидия
Петровна
проблем с почерком у
• Еще почерк может быть
ребенка?
хромым при общем
плохом самочувствии
ребенка, например, после
перенесенной простуды,
из-за хронических
заболеваний и еще из-за
чрезмерных нагрузок!
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
Возможные причины
неаккуратного почерка:
Нарушение мелкой моторики
пальцев.
Слабое развитие кисти рук.
Чрезмерная активность.
Нарушение концентрации
внимания.
Неврозы и др. неврологические
заболевания.
© Фокина Лидия
Петровна
• развивать наглядно-образное и
Как исправить
почерк?
отвлеченное мышление ребенка,
чтобы он мог понимать
конфигурацию букв,
соотношение буквы с
определенным звуком,
запоминать план написания
буквы;
• развивать способности
зрительного восприятия
различных форм;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
почерк?
Как исправить
• развивать умение
ориентироваться в пространстве
листа, строк, умение определять
соотношения между элементами
букв, расстояния между
отдельными элементами;
• укреплять руки и улучшать
координацию движений,
улучшать мелкую моторику
ребенка;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
Как исправить
почерк?
• научить пользоваться
ручкой;
• научить автоматически
принимать правильную
позу письма: прямая
спина, наклон руки,
правильный захват
ручки, положение
тетради и т.д.;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
почерк?
Как исправить
• убедиться, что ребенок
правильно понимает понятия
«верх», «низ», «право», «лево». В
противном случае ребенок
может путать расположение
элементов букв, например, б и д;
• сформировать мотивацию
ребенка иметь красивый,
правильный, разборчивый
почерк.
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
Советы родителям
Прежде чем вы приступите к
занятиям по исправлению
почерка, убедите ребенка в том,
что эти занятия необходимы.
Объясните ему, что плохой
почерк может стать причиной
многих проблем и
недоразумений в школьной и
взрослой жизни, можете
рассказать несколько
жизненных историй об этом.
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
Советы родителям
• Разработайте пошаговую
концепцию по исправлению
почерка, и следуйте ей
регулярно. Например, выделяйте
каждый день по пятнадцать
минут на прописи, пятнадцать на
рисование (старайтесь обводить
какие-нибудь рисунки по
контуру), и десять минут на
упражнения для разработки
мелкой моторики пальцев.
© Фокина Лидия
Петровна
Упражнения для исправления
© Фокина Лидия
Петровна
Выполняйте упражнения перед
почерка
письмом
и после.
Упражнение 1.
Ребенок кладет ладошки на
стол, по очереди поднимает и
опускает каждый палец над
столом, переходя с одной руки
на другую. Потом на обеих
руках поочередно поднимает
одинаковые пальцы.
© Фокина Лидия
Петровна
Упражнение 2
Разложите на столе
несколько карандашей или
ручек. Пусть ребенок
попробует собрать все
карандаши в кулак, при
помощи одной руки, а затем
второй. Когда все карандаши
будут собраны, их нужно
вернуть на стол, опять только
одной рукой.
© Фокина Лидия
Петровна
Упражнение 3
Ребёнок должен зажать
карандаш между
указательным и средним
пальцем. Пусть попробует
нарисовать, какиенибудь
фигуры, не сгибая ладонь, и
фиксируя положение
карандаша.
© Фокина Лидия
Петровна
Упражнение 4
Возьмите теннисный мяч
(или другой подобного
размера), пусть ребенок
положит его в ладони и
распрямит их. Мячик нужно
катать вперед и назад, по
кругу, не сгибая ладонь.
© Фокина Лидия
Петровна
Упражнение 5
Вспомните популярную детскую
считалочку «Мы читали, мы
писали». Ее нужно делать, если
ребенок начинает жаловаться на
усталость рук и пальцев.
Мы читали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять писать начнем!
Движения могут быть
произвольными, главное
включите сжимание и
разжимание кулачков и
вращения кистью.
Толкование почерка с
© Фокина Лидия
Петровна
точки зрения
графологии
Манера написания букв и слов
может рассказать о некоторых
чертах характера человека и
его скрытом потенциале.
крупный почерк
свидетельствует о
коммуникабельности и
открытости в общении.
Мелкие буквы говорят о
скрытности и замкнутости;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
строчки, бегущие вверх
присущи оптимистам. Вниз
– пессимистам. Прямые
строки – реалистам;
округлые буквы признак
доброты отзывчивости,
угловатые – наоборот,
чаще встречаются у
эгоистов;
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
сильный нажим при
письме признак
целеустремленности,
уверенности в себе,
самообладания. Очень
слабый нажим говорит
о податливости
характера,
неуверенности в себе.
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
слитная манера
написания у людей с
развитой логикой,
раздельная – с ярким
интуитивным мышлением;
беглый почерк
свидетельствует о
физической активности и
творческих способностях.
© Фокина Лидия
Петровна
© Фокина Лидия
Петровна
а
е !
о з
и
н
б
а
и
м
с
и
а
н
С
п
в