«Психологический
климат в семье как
основа формирования
личности ребенка»
( родительское собрание)
.
1
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова,
наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-
человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно
детей, тот должен начать вопитание с самого себя.
/А. Н. Острогорский, 1840-
1917/
Психологический
климат
Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде
совокупности психологических условий, способствующих или
препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему
развитию личности.
2
Важнейшие признаки благоприятного
психологического климата в семье:
Доверие
Высокая требовательность членов семьи друг к
другу
Доброжелательная и деловая критика
Свободное выражение собственного мнения
Высокая степень эмоциональной включённости и
взаимопомощи
Ответственность за состояние дел в семье
3
Положительные взаимоотношения
характеризуются устойчивым
эмоциональным контактом между детьми и
родителями, почти полным отсутствием
конфликтов;
Амбивалентный тип взаимоотношений
отличается противоречивостью,
непоследовательностью, чередованием
близких контактов с отчужденностью и
конфликтами;
Отрицательные взаимоотношения связаны
с частыми и острыми конфликтами,
приводящими к полному нарушению
эмоционального контакта между родителями
и детьми.
4
Стили семейных взаимоотношений,
которые ведут к неправильному
дисгармоничный стиль воспитательных и
внутрисемейных отношений, когда не
выработаны единый подход, общие
требования к ребенку;
формированию личности:
конфликтный стиль воспитательных
влияний, часто доминирующий в неполных
семьях, в ситуациях развода, длительного
раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в
дезорганизованной семье, для нее
характерны систематическое употребление
алкоголя, наркотиков, проявление
немотивированной «семейной жестокости» и
насилия.
5
Факторы, воздействующие на
характер
взаимоотношений между детьми
и родителями:
6
Наиболее типичные способы
воспитательного воздействия
родителей на детей.
(В опросе участвовали115 детей и 89родителей)
7
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да 5
Нет 1.
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый
день?
Да 5
Нет 1.
3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает,
плохо ест?
Всегда 5
Иногда 3.
Никогда 1.
4. Умеете ли вы прощать своему ребенку
шалости?
Да 5
Иногда 3.
Никогда 1.
5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто 1
Иногда 3.
Принципиально нет 5.
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем
с вами делился?
Да 5
Иногда 3.
Не хочу 5.
Тест “Какой вы
родитель?”
7. Ваш ребенок послушен?
Всегда 5
Иногда 3.
Нет 1.
8. Если вы чтото запрещаете ребенку,
объясняете ему причину запрета?
Да, всегда 5
Иногда 3.
Нет 1.
9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения
всех обязанностей, которые, вы считаете, он
должен выполнять?
Всегда 5
Иногда 1.
Нет 1.
10. Следите ли вы за специальной педагогической
литературой?
Да 5
Иногда 3.
Нет 1.
Результат
ы
8
Сварливость убивает сначала любовь, потом брак.
отношений
в семье:
Принципы бесконфликтных
Не ворчите.
Не критикуйте друг друга.
Уделяйте друг другу внимание.
Будьте всегда вежливыми.
Не затягивайте конфликт, учитесь забывать о нем.
Помните, что в конфликте виноваты оба.
Супружество процесс развития обоих супругов
10
Помните!
Если ребёнка высмеивают он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт во вражде он учится быть агрессивным.
Если ребёнка постоянно критикуют он учится ненавидеть.
Если ребёнок растёт в упрёках он учится жить с чувством вины.
Ребёнку необходимо:
5 объятий для выживания
10 объятий для поддержки
15 объятий для для роста и развития
Дети нуждаются в
нашей любви!
11
Литература для
домашнего чтения
Гиппенрейтер Ю.Б.
"Общаться с ребенком. Как?"
http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/
Байярд Т. и Бойярд Д.
«Ваш беспокойный подросток .Практическое
руководство для отчаившихся родителей».
http://libraries.allbest.ru/psychology/77192.html
Ильин.В.
« Археологоия детства.Психологические механизмы
семейной жизни»
http://libraries.allbest.ru/psychology/78009.html
12