Роль и значение логопедического обследования

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль и значение логопедического обследования.doc

Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга.

 

Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о значимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием.

 

Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда НОПНД составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры.

 

Особенностью дизартрии у детей является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов). Наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики.

 

Эти проявления указывают на глубину и выраженность органической недостаточности и зависят от тяжести и характера органического поражения. Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:

1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;

2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;

3. речь понятна только близким и частично окружающим;

4. отсутствие речи - анартия.

 

Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность представляет диагностика минимальных или "стертых" проявлений дизартрии.

 

Основные критерии диагностики:

- артикуляционные нарушения слабо выражены;

- наличие синкинезий;

- замедленный темп артикуляционных движений;

- трудность удержания артикуляционной позы;

- трудность переключения артикуляционных движений;

- стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

- наличие просодических нарушений.

 

Для диагностики "стертых" форм дизартрии используются функциональные пробы, позволяющие отдифференцироватьдизартрию от сложной полиморфной дислалии. На основе анамнеза, собранного врачом и логопедического обследования выставляется диагноз. Таким образом, логопедическоеобследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения.

 

Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного лечения. Успех ее зависит от раннего начала и систематичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всехсторон речи. Спецификой работы при дизартрии является:

 

1. логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укрепление;

2. массаж зондами:

а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка,

б) зондом "лопаточка" - вибрация щек, губ, языка,

в) зонд "салазки" - поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз,

г) "рубящий" зонд - постукивающие движения,

д) зонд "толкач" - разминание;

3. обязательно проводится работа по активизации мимических мышц лица, небной занавески (для устранения нозолизации звуков;

4. развитие дыхания и коррекция голоса.

 

Параллельно с нетрадиционными методами проводится работа по формированию артикуляционных укладов. Если у больного отсутствуют речевые средства общения, то необходимо стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание.

 

Большую роль в коррекционной работе играет артикуляционная гимнастика, которая также дифференцируется в зависимости от формы и степени тяжести поражения артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа. Немаловажное значение имеет и индивидуальный подход.

 

Если дизартрия сочетается с речевым недоразвитием, то логопедические занятия осуществляются комплексно (развитие фонетической стороны речи, развитие фонематического слуха, работа над словарем, грамматическим строем речи, а также предупреждение или коррекция нарушений письменной речи). Успех систематической логопедической работы в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога, психиатра.

 

Логопедическое обследование уточняет степень тяжести органического поражения, а коррекционная работа поможет больному в последующей социальной адаптации. Логопед дает обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с дизартрией.

 

Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, позволяющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения головного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией.