Технологическая карта
МО г. Мытищи
ЧУОШ «КЛАССИКА-М»
Учитель начальных классов
Хлопаева Светлана Александровна
Тема урока: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. |
Тип урока: урок открытия новых знаний. |
|||||
Задачи: - учить видеть связь имени прилагательного с именем существительным; определять род, число имени прилагательного; учить согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе; - развивать логические операции анализа, сравнения, классификации и обобщения; развивать умения строить рассуждение, составлять алгоритм действий; развивать точную, правильную, грамотную устную и письменную речь; - развивать коммуникативные качества (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками). |
||||||
Планируемые результаты: |
||||||
Предметные: - знать отличительные признаки существительных и прилагательных как частях речи; - научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным; - уметь определять род и число имени прилагательного; - уметь строить речевую коммуникацию, направленную на решение поставленной задачи в паре с партнером.
|
Метапредметные: Познавательные УУД: - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - представлять информацию в виде схемы; - выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам; - ориентироваться на развороте учебника; - находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и результат; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и понимать других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - уметь правильно выражать свои мысли; - уметь работать в паре.
|
Личностные результаты: - проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач; - выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
||||
Организация пространства |
||||||
Формы работы |
Ресурсы |
|||||
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Учебник «Русский язык» 3 кл. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности учащихся: |
||||
1.Организационный момент |
Приветствует детей. -Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга. Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд! |
Приветствуют учителя.
|
||||
Актуализация знаний |
- орфографическая разминка. - Вставить букву и доказать свою правоту. Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата, н . овинка, прил . тал - Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ? - Что вы расскажите о слове ОНА ? По ходу работы все слова прикрепляет на доску. - Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. - Как вы его выделили из этой группы слов? - Так что такое имя прилагательное?
|
Выполняют задание учителя.
Отвечают на вопросы. - Это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа - Это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода. - Весёлый.
- По вопросу какой? - Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета. |
||||
Постановка учебной проблемы |
- Отгадайте загадку: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! - Какая часть речи может о себе так сказать? - Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? - Почему имя прилагательное имеет такое название? - Я думаю в течение урока мы найдём ответ на этот вопрос. - Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? - Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано. |
- Имя прилагательное. - Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . Высказывают предположения.
- Имя прилагательное как часть речи. |
||||
Открытие новых знаний |
На доске слова: новенький настроение праздничное смородина душистая костюм голосистые соловьи - По какому признаку разделены слова на две группы? - Образуйте из этих слов словосочетания.
Проверка.
- Почему именно так вы соединили пары?
- Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? - Почему?
- Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? |
Отвечают на вопросы учителя. - По принадлежности к частям речи: имена прилагательные и имена существительные. Выполняют задание. Записывают словосочетания в тетрадь. Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи. - Подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - Имя существительное.
- Потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак. - С именем существительным. |
||||
Отработка способа действия
|
-Выполняем упражнение из учебника №313 - по вариантам /по заданию/ 1 столбик - I вариант 2 столбик - II вариант Проверка коллективная. После четвёртого словосочетания учитель спрашивает:
- Что вы заметили, выполняя это задание?
После проверки всего задания - вопрос: - Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? - Прочитаем правило в учебнике. - Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? - Наблюдение продолжаем. На слайде: рисунок – зимний пейзаж, и написано неполное предложение. - Дополните предложение.
- Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? - Запишите это предложение и сделайте полный его разбор.
- В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число существительного и прилагательного. - Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано) |
Выполняют упражнение.
- Лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч. и т.д. - Что у имени существительного и имени прилагательного одинаковые род и число.
Читают правило. - Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.
- Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит.
… на небе светит … луна. Дополняют предложение. Зимним вечером на небе светит яркая луна. - Да, изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче. Эти слова уточнили смысл предложения. Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения |
||||
Рефлексия |
- Что нового вы узнали об имени прилагательном? - Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему? |
Вступают в диалог с учителем. - Что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе.
Ответы детей. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.