Роль игры-импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания
Оценка 4.7

Роль игры-импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
27.02.2017
Роль игры-импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания
Школа вышла на проблему выработки новой образовательной политики, которая серьезно переосмысляет место и значение художественного образования. Художественная культура закономерно включается в процесс строительства ключевых компетенций личности, разработку новых педагогических технологий, формирование универсальных учебных действий (УУД), понимание современных общественных идеалов, ради главной своей цели - формирование творческого поведения.
Роль игры-импровизации.docx

 

 

 

 

 

 

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания

 

 

 

              

 

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания

 

1.      Актуальность проблемы

 

Стремительно меняющаяся жизнь общества на базе современных экономических, политических и социальных факторов воздействуют на общественную психологию, на организацию и содержание жизни каждого человека. Современный уклад жизни требует быстрого реагирования, адекватного взаимодействия идеальных представлений и практических действий. Школа – один из важнейших социальных институтов общества, который реагирует на все перемены в нем. В школе закладывается основание культурной, экономической, социальной, политической жизни людей. Этот процесс, глубокого осмысления и творческой деятельности, расставляет новые акценты во всем. Это отражено и во ФГОС второго поколения, в котором наблюдается активное вторжение дисциплин художественно-гуманитарного блока, в прошлом составлявшем содержание специальных школ – музыкальных, художественных и т.д. Но к сожалению, проблемы музыкального образования в общеобразовательной школе, по-прежнему не решены. Перед педагогом жизнь ставит новые цели и задачи. Это демонстрирует два существенных момента:

- школа выходит на проблему выработки новой образовательной политики, которая серьезно переосмысляет место и значение художественного образования;

- художественная культура закономерно включается в процесс строительства ключевых компетенций личности, разработку новых педагогических технологий, формирование универсальных учебных действий (УУД), понимание современных общественных идеалов, превращаясь в фундаментальную проблему образования.

Учитывая, что сущностным свойством человеческой деятельности является творчество, то в качестве ориентира и цели педагогической деятельности, адекватных нынешним условиям, можно выдвинуть следующее идеологическое положение – формирование творческого поведения. В контексте музыкального образования, содержание этой цели может звучать следующим образом – формирование художника или «выращивание человека до точки зрения художника» (В. Кандинский). Всем известно, что существуют несколько этапов взросления – раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, юноши и девушки, взрослые. Все они имеют определенный тип психологического поведения. Как важно, чтобы человек имел потребность творить на каждом этапе взросления, чтобы процесс творчества стал образом жизни – творческим поведением. С чего начинается формирование творческого поведения? Конечно же с раскрытия способностей ребенка, его природных задатков с последующим их развитием. Очень важно зафиксировать исходные позиции в начале пути. У младших школьников (мы говорим о школе), на этом этапе сохраняется устойчивый интерес к игровому виду деятельности. Это означает, что игра является и развлечением, приятным досугом, и процессом социализации. Она несет в себе множество необходимых функций и становится условием раскрытия способностей детей.

Выбор формы музыкальной игры-импровизации дает возможность проявиться личности человека, увидеть его через психологическое зеркало, ведь музыка – это психология (и не только) данная в звуках. Именно импровизация и занятия музыкальным творчеством проявляют психологические особенности ребенка и, самое важное  – позволяют с ними работать! Потому что в процессе творения человек слышит какие в нем «сидят» чувства, желания, свое состояние ребенок выражает в пении, движениях, мелодекламации, речитации, в поступках! И здесь же он получает обратную связь. Ребенок   анализирует:  о чем говорит ему музыка, он творит свой музыкальный портрет, и главное может изменить ситуацию в игре, а значит воздействовать на свое психологическое состояние, менять его, предпринимать действия с другим отношением к окружающему миру. Это актуально в звучании сегодняшнего дня.

2.      Цели и задачи

Концепция формирования творческого поведения человека ставит свою цель: «выращивание человека до точки зрения художника».

Понятие «художник» предполагает взаимодействие трех компонентов ( по В. Кандинскому):

- творческой одаренности, где главное проявляет себя через психологические ингредиенты: продуктивную эстетическую интуицию, силу художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций;

- профессионального образования и выучки, т.е. мастерства;

- совокупности политических, социальных, философских, этико-эстетических взглядов, получающих отражение в мировоззрении художника;

При соотнесении содержательных критериев с заявленной целью начинает прописываться ряд задач, где процессы воспитания, обучения, в целом образования не отделены друг от друга, а завязаны в единый узел, предполагая единый результат – формирование творца. Попытаемся объяснить.

Деятельность художника – это процесс творения, результатом которого является живое, разворачивающееся, созидательное движение мысли и чувства. Музыкальное произведение предстает в нем формой, в которой этот процесс изложен. Материал произведения «работает» в восприятии слушателей, зрителей, исполнителей. Человек, вовлеченный в процесс творения, неизбежно становится его участником.

Будучи формой, музыкальное произведение дает своим участникам один и тот же материал. Однако уровень понимания содержания в принципе не могут быть одинаковыми и зависят от качества деятельности участия со стороны каждого. Для кого-то восприятие произведения становится активной творческой деятельностью, для  кого-то пассивным наблюдением. Что определяет такую непохожесть? Каждый человек имеет разный опыт существования, широту и глубину знаний, способности их применения, имеет разный диапазон и «спектр» эмоций, темперамент, т.е. разный уровень  и качество развития психики. Именно психика человека определяет его индивидуальность, а все перечисленное выше есть составляющее индивидуальной человеческой деятельности.

В практике человека определились два основных вида деятельности: функционирующая и творческая. В каком случае деятельность человека можно назвать творческой? Ответ давно считается сложившимся. В процессе творческой деятельности происходит открытие создание нового в сознании человека, что в свою очередь, способствует качественному изменению его деятельности в окружающем и внутреннем мире. Что обеспечивает жизнеспособность художественной деятельности? Ответ однозначен – потребность в ней. Мотивация. Как проявить и поддержать потребность в художественной деятельности? Потребность – это особое состояние психики человека, поэтому ответить на этот вопрос можно только изучая фундаментальные психологические  знания. Главным помощником, на наш взгляд, является научный труд великого отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Итак, осуществление цели – формирование творца возможно через решение задачи, сформулированной как воспитание психических процессов в условиях музыкального обучения.

Педагогическая деятельность это не только просто воспитательный или обучающий процессы. Это система. Подготовка к внеклассным, внеурочным мероприятиям, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, смотрах требует от детей определенного профессионализма. Что может помочь ребенку развивать свой талант? Это, на сегодняшний день, формирование универсальных учебных действий. Таким образом, выстраивается следующая схема:

ИДЕЯ:

Творческое поведение

ЦЕЛЬ:

Воспитание художника

ЗАДАЧИ:

1.      Воспитание психических процессов

2.      Формирование предметных учебных действий

3.      Использование различных форм деятельности (например: игра-импровизация) для раскрытия, развития и реализации личностного потенциала учащихся

 

3. Используемые технологии

В своей педагогической деятельности, мы используем следующие технологии:

Название

Цель

Сущность

Механизм

Развивающее обучение

Развитие личности  её задатков и способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение детей в различные виды деятельности

Методы индивидуального обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку усвоения учебной информации

Игровые методы вовлечения детей в творческую деятельность

Технология коллективного творчества

Умение работать в коллективе

 

Деятельность направленная на  приобретения опыта   социализации, совершенствование   лучших человеческих качеств

Интерес в реализации своих способностей в процессе коллективного творчества

 

Формы деятельности как условия творческой жизни детей разнообразны.   И все же особым вниманием пользуются разноуровневые игры-импровизации.

Существуют три основных вида игр (по Л.С. Выготскому), которые необходимо, по нашему мнению, использовать в процессе обучения:

1.      Подражательные игры.

Они содействуют активному накоплению материала, организуют внутренний опыт ребенка;

2.      Строительные игры.

Эти  игры связаны с потребностью самодеятельности. В играх такого рода начинается работа над накопленным материалом. С помощью строительных игр дети отрабатывают в себе видение цели, вырабатывают навыки, направляющие их на достижение цели.

3.      Условные игры.

Они связаны с потребностью к комбинирующей деятельности. Это высшая форма игры. В ней вырабатывается социальный опыт человека. Условная игра связана с решением сложных задач поведения, требуя находчивости, скорости комбинирующих способностей, она учит ребенка координировать свое поведение с поведением других людей, и таким образом, воспитывает в ребенке сознательное поведение.

Все виды игр являются неотъемлемой частью процесса обучения. Здесь мы подходим к основному формирующему фактору процесса воспитания и обучения, основному пути получения образования. На определенном жизненном этапе процесс образования является ведущей деятельностью, выступающей в разных формах. Образование выступает  в качестве главного материала, определяющего поведение человека. Вывод: цели и задачи образования, проецируются в поведении человека.

 

4.      Основные этапы деятельности

Прежде чем вступить в мир музыкального искусства, который кажется весьма непривычным и сложным своим языковым выражением, ребенок сначала осваивает самого себя в воспроизводящей деятельности. Она протекает по следующей схеме:

ВИЖУ – СЛЫШУ – ВОСПРОИЗВОЖУ

Как мы видим этот процесс в рамках урока музыки? У большинства  детей младшего школьного возраста мышление восприимчиво, прежде всего, к наглядно-образному типу отображения действительности. В силу этого, самый первый этап фиксации внимания необходимо «интриговать» наглядным материалом, тем, что детьми узнается и понимается с первого взгляда: эмоция, настроение, характер. Наглядный материал затем используется как вспомогательное средство по отношению к звуковому ряду, т.е. воспроизводится совершенно в другой природе, предполагающей другую реакцию. Приведем примеры из педагогической практики.

Дети слушают «Песню-небылицу», персонажами которой являются лягушки. После прослушивания детям предлагается нарисовать этих лягушек. Анализ рисунков показывает то, что дети рисуют лягушек вообще, такими, какими они сложились в их представлении, какими они существуют в их опыте рисования. Характер же «музыкальных лягушек» существует в сознании детей отдельно и в рисунках не воспроизводится. Музыкальный образ не присваивается. Возникает вопрос: как перейти к специфике музыкального, невидимого, но ощущаемого, слышимого образного начала. Делаем так: вначале даем характеристику нарисованным лягушкам. Они у ребят получились такими: «лягушки-старушки», «лягушки - мечтательницы», «лягушки-модницы» и т.д.  Затем наступает время вопросов, поднимающих некий опыт жизненного наблюдения: как двигаются старушки? Далее вводим элементы импровизации. Все вместе показываем движения старушек, проговариваем слова, поем песню от лица старушек – медленно, тихо, осторожно. Сколько разных старушек! Что из себя представляют мечтательницы? И т.д. После исполнения нескольких вариантов песни делаем ход обратно, скажем, от «невербального к вербальному». Такой процесс учит детей слушать и слышать, фиксировать в сознании целостный образ, обогащая этим свой собственный опыт.

Следующим этапом художественной деятельности детей выдвигаем диссоциативные  действия детского сознания, т.е. вычленения части из общего целого по яркому преимуществу.

Работаем по схеме:

ВИЖУ – СЛЫШУ – ДЕЛАЮ

Это процесс фиксации в сознании ребенка разницы между исполняемыми вариантами песни, имеющими один и тот же текст, одну и ту же мелодическую линию или песня, исполняемая разными персонажами, написанная в куплетной форме. Как же простраивается их музыкальное отличие, как рождается музыкальный образ?

Пример из практики. Работаем над «Песенкой Элли и её друзей». Песня исполняется от лица трех персонажей: Элли, Железный, Дровосек, Страшила. На этом этапе дети сами моделируют образ и объясняют свои действия. Железный Дровосек – образ раскрывают через замедление темпа, укрупнение ритма, изменение окраски тембра, потому что он «… сделан из железа, он очень тяжелый и высокий». Изменяем фактуру в аккомпанементе. Выполняем соответствующие движения. Страшила – образ моделируют через изменение окраски тембра, звуковедение нон легато, фразы исполняют коротко, мягко, потому что он «…добрый, лёгкий, теплый, и у него короткая память». Поем с движением. Элли – этот образ детям наиболее близок, потому что это девочка. Поем естественным голосом и шагаем. Песня любима детьми, но в ней есть немало сложностей. Одна из них – низкие звуки. И с этой сложностью удается справиться благодаря игре. Импровизируя Железного Дровосека, дети начинают управлять тембровым звучанием и регистр подчиняется! (мы считаем,что это можно использовать в рабочих моментах, добиваясь определенной цели, в концертном варианте это недопустимо). На этом этапе активизируется работа с элементами музыкального языка как частями целого – это начало деятельностного строительства образов. Каждое из средств музыкального языка предстает микрообразом, несущим в себе конкретную проясняющую информацию по отношению к звучащему целому.

Третий этап основан на условной игре.

Работаем по схеме:

ВИЖУ – СЛЫШУ – ИМПРОВИЗИРУЮ (ТВОРЮ)

На этом этапе предлагаем детям постановки музыкальных сказок, фрагменты из опер, исполнение любимых песен, романсов, арий. Например: А. Рыбников «Семеро козлят на новый лад», М. Глинка «Иван Сусанин», А. Бородин «Князь Игорь»…

Проект в разработке.


 

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания 1

Роль игры – импровизации в формировании творческого поведения детей в условиях музыкального обучения и воспитания 1

В. Кандинский). Всем известно, что существуют несколько этапов взросления – раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, юноши и девушки, взрослые

В. Кандинский). Всем известно, что существуют несколько этапов взросления – раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, юноши и девушки, взрослые

При соотнесении содержательных критериев с заявленной целью начинает прописываться ряд задач, где процессы воспитания, обучения, в целом образования не отделены друг от друга, а завязаны…

При соотнесении содержательных критериев с заявленной целью начинает прописываться ряд задач, где процессы воспитания, обучения, в целом образования не отделены друг от друга, а завязаны…

Педагогическая деятельность это не только просто воспитательный или обучающий процессы

Педагогическая деятельность это не только просто воспитательный или обучающий процессы

Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков

Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков

Образование выступает в качестве главного материала, определяющего поведение человека

Образование выступает в качестве главного материала, определяющего поведение человека

Следующим этапом художественной деятельности детей выдвигаем диссоциативные действия детского сознания, т

Следующим этапом художественной деятельности детей выдвигаем диссоциативные действия детского сознания, т

На этом этапе предлагаем детям постановки музыкальных сказок, фрагменты из опер, исполнение любимых песен, романсов, арий

На этом этапе предлагаем детям постановки музыкальных сказок, фрагменты из опер, исполнение любимых песен, романсов, арий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017