Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Консультация Роль сенсорного развития.docx
Роль дидактических игр
в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для
полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а
также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности.
Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений
об окружающем мире.
Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чемто занять себя и
производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать
игрушки, открывать и закрывать складных матрёшек, катать шары, нанизывать кольца на
стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер.
Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребёнок начинает различать и
называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твёрдый,
другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т.
п.
Если взрослые сопровождают действия ребёнка словом, обозначают эти действия,
качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь.
Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают
новыми словами.
В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь
со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим
представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду
предметы, шарики, кубики, матрёшки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
У детей на третьем году жизни складываются первые общие представления о
форме, величине, цвете.
В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность,
сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрёшку надо всегда меньшую
вложить в большую, сообразив, где у неё нижняя и верхняя часть.
Умение выбрать шарики, кубики определённого цвета приучают малышей к
первичному подбору предметов по какомуто одному признаку.
Игрызанятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение
спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним какимто делом.
Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребёнок подражает взрослым.
Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для
маленького ребёнка это не так легко.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед
ребёнком умственную задачу: он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрёшку, подобрать красивые пёрышки для хвоста петуха и т. д. Так
формируется целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.
Для успешного развития ребёнка необходимо создать в семье предметноразвивающую
среду.
Желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов:
дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребёнок
имеет возможность пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую.
Различные движущие игрушки.
Игрушки для построения ряда по возрастаниюубыванию: пирамидки, матрёшки и
т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть: банки изпод кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками,
фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
Шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.
Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических
бусин, колокольчиков и т.п., свистки и дудочки из глины и дерева.
Конструкторы и мозаики.
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и
цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические).
Ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить
достать, насыпать – высыпать и т.д.
Книги с большими предметными картинками.
Качели, мягкие модули.
Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов
деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание
должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
педагогпсихолог О.В.Васечкина
Роль сенсорного развития
Роль сенсорного развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.