Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку.
Дошкольный возраст-возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.docx
Консультация для родителей по теме
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию
развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка
является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет
родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре
и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей
взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить
его чемунибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства
мудрую и очень интересную сказку.
Дошкольный возраствозраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет
сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития
каждого малыша. Так было, есть, и будет еще многомного лет. Не стоит
преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка
положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и
улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в
своих силах.
Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети
очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще
она является лучшим помощником в формировании основ общения и
поведения.
Сказка это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему
языке, это первые безопасные уроки жизни.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию
Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором,
речи.
запоминает пословицы, поговорки.
Читать детям сказки надо в правильное время, когда они спокойны и
пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном,
ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить
сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с
удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных
эмоций.
Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить.
Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев,
учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки
можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю
тревожность ребенка.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что
здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои
коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько
раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда
суть сказки становится ясна детям, они теряют к ней всякий интерес. К тому
же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.
Но мало прочитать сказку, важно ее прожить! Как это сделать? Форм,
через которые ребенок проживает сказкумножество! Сказки можно читать,
сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и
строить. И тогда сказки помогут ребенку открыть мир во всем его
многообразии, разовьют воображение.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о
времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,
сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая
реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется
внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности),
обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно
мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в
развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты
расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на
развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее
важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной,
красивой. Благодаря сказкам речь младшего дошкольника становиться более
эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют
общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова,
предложения и словосочетания.
Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше
запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные
ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их
месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после
рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же
эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения,
фантазии, связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев». Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать
последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему
предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в
том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить
диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются.
Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь.
Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за
то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры».
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает
лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь
на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть
он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия
выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты
мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок
озвучивает ход событий.
«Новые сказки».
Основными задачами данной игры является развитие творческого
воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность
событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются.
И вдруг в сказке чтото стало подругому: изменилось место действия или
появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и
отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там
появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр».
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок,
помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок,
которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
Попорядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок.
Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача
вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно
положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не
нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета,
необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка».
Цели игры: научить составлять предложения по предметным
картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,
последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно
всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для
усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в
данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется
предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если
это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку
лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы
проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо
ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту
модель перенести в реальную жизнь, исправить какуюто ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное
содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути
воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его
творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают
подготовить их к школе.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какуюто новую
ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в
реальной жизни.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его
знания о действительности, главное они вводят его в особый, исключительный
мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.