1 вариант
Вопрос 1. Место и роль транспортных услуг в организации
туристического обслуживания………………………………………………………………….3
Вопрос 2. Место и роль воздушного транспорта в туристических перевозках……………10
Список литературы……………………………………………………………………………..19
Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.
конрт туризм.docx
Содержание
стр.
1 вариант
Вопрос 1. Место и роль транспортных услуг в организации
туристического обслуживания………………………………………………………………….3
Вопрос 2. Место и роль воздушного транспорта в туристических перевозках……………10
Список литературы……………………………………………………………………………..19
Вопрос 1. Место и роль транспортных услуг в организации
2 туристического обслуживания
Транспорт одна из важнейших составных частей материальной базы экономики
любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек
использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением
колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно
развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты. Это
позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.
В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов
экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и
социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики,
повышение эффективности общественного производства, создает условия для
рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее
целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам
сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства,
позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт
является ведущим фактором развития туризма.
Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых,
культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны
и за рубежом.
Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений,
способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными странами.
Исторически на формирование транспортных систем различных государств
оказывало влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко и
климатические, и ландшафтные характеристики. Это привело к формированию тех
транспортнотехнических баз, которые наиболее рационально используются в условиях
конкретного региона и государства.
К примеру, структуру железнодорожного транспорта выгоднее развивать в регионах
с преимущественными равнинами, а речную при наличии системы рек и озер, как в
Австрии, Германии, России, Финляндии и Канаде.
Моря и океаны как наиболее удобные и доступные пути для перемещения людей
еще с древнейших времен способствовали близким и дальним путешествиям, а реки,
каналы и озера – туризму.
3 Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история
современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие
из Ливерпуля в Лондон. Затем в 1843 г. он организовал лодочные экскурсии по Темзе.
Практически в это же время на американском континенте на легендарном колесном
пароходе «Миссисипи» компания «Америкен Экспресс» открыла регулярные экскурсии по
Миссисипи. Аналогичные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю
Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют
большое внимание правительства практически всех стран мира
В XX в. в России была создана мощная транспортная система. Протяженность сети
сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн км.
С развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как
увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие
транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять
географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.
Транспортные услуги один из основных видов услуг в туризме. На них приходится
и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности
путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %
Различные виды транспорта используются туристскими организациями для
перевозки туристов во время путешествий.
Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному
транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние
расстояния, пользуются услугами авиации. Массовые потоки туристов, путешествующих с
курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные
туристы. Они чаще всего пользуются авиационным транспортом.
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего
применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий,
внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей
туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт
местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные
экскурсионнопознавательные туры с посещением нескольких городов и
достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и
в пределах города на своем транспорте. Правда, с парковкой возникают трудности во
многих городах Европы и России [3].
4 Главный конкурент автобусов в групповых перевозках железная дорога. В
пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными
перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам).
Преимуществом
железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных
странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих
путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни
железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.
Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского
круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно.
Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с
другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий
уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации
различных видов и целей туризма (познавательный, бизнестуризм, учебный, шоптуризм),
полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками
можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы,
ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на
морских круизах.
Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных
составляющих туристского продукта. Прежде всего это перевозка с места отправления в
место назначения и трансфер перевозка туристов к объекту назначения, транспортные
услуги на месте (чаще всего экскурсионные).
Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено
в состав тура, зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на
месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или
пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды,
объектом и средством аттракции и т.д. Турист может также участвовать в генерации
особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки.
Средства перевозки также могут служить: местом размещения (ночевки) круизные
суда, туристские поезда, спальные автобусы и др.; объектом развлечения зрелищные
мероприятия, катание в целях развлечения, спортивные соревнования, шоу и выставки и
др.; объектом товарной покупки натурные образцы, модельные экспонаты и др.;
индивидуальным транспортным средством прокат автомашин, фрахт яхт, самолетов.
Услуги перевозки по разновидностям распределяются:
5 1.Наземные виды перевозок:
перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека лыжные, велосипедные,
рикши, пешеходные, весельные и др.;
перемещения с помощью животных вьючных, тягловых, седловых;
перемещения с помощью механических средств;
автомобильный транспорт колесный, гусеничный и др.;
использование рельсового транспорта железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры,
канатные дороги и т.д.;
использование средств транспорта на воздушной подушке.
2. Воздушные виды перевозок:
воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;
вертолеты;
самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые
лайнеры;
космические аппараты.
3. Перевозки речным и морским транспортом:
плоты и гребные лодки;
лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;
речные и морские суда;
суда на воздушной подушке;
подводные суда.
Выбор транспортных средств при туристских путешествиях определяется
рейтингом их популярности, степенью развития транспортной системы, видом
путешествий, протяженностью маршрута, благосостоянием населения, тарифами,
туристскорекреационными ресурсами, национальными традициями, другими факторами.
Спрос на транспортные туристские услуги внутри России за 20082010 гг.
сократился в среднем на 10%, в том числе на авиационные перевозки на 12%,
железнодорожные на 10%, речные и морские на 15%, автобусные на 8%. Исключение
составляют лишь сезонные железнодорожные и авиационные перевозки в приморские
города России и стран СНГ, где спрос остается стабильным.
Распределение потока туристов России по видам транспорта по состоянию на 2009
г. выглядит: автомобильный 45%, железнодорожный 25%, воздушный 20%, водный
5%, пешком 5%. Распределение въездного потока туристов по видам транспорта:
6 автомобильный 38%, железнодорожный 34%, воздушный 17%, водный 5%, пешком
6%. Распределение выездного потока туристов: автомобильный транспорт 40%,
железнодорожный 32%, воздушный 14%, водный 5%, пешком 9%.
За счет постепенного снижения удельного веса автомобильного транспорта при
неизменных показателях водного увеличивается популярность железнодорожного и
авиационного транспорта.
Такое смещение связано с появлением в России новых видов путешествий шоп
туров, бизнестуров, деловых поездок, где определяющим фактором являются комфорт и
скорость доставки до цели поездки.
В Западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских
путешествий тяготеет к высококомфортабельным автомобильному и авиационному
транспорту. В последние годы значительно выросла популярность железнодорожного
транспорта, что связано с открытием регулярных сообщений под ЛаМаншем, а также
развитием высокоскоростных железнодорожных маршрутов.
Транспортные путешествия это путешествия организованных групп туристов при
наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных
транспортных средств.
Транспортные средства являются основным элементом туристской индустрии.
Туристское транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами
транспорта: железнодорожным и автомобильным; авиационным и автомобильным; водным,
железнодорожным и автомобильным и т.д. Наиболее мобильные виды транспорта автобус
и автомобиль используются как на самостоятельном маршруте, так и в качестве
вспомогательного (трансферного) транспорта по доставке туристов из аэропорта или
вокзала в гостиницу и обратно.
Транспортные путешествия классифицируются по ряду основных признаков: типу
виду используемого транспорта,
маршрута,
продолжительности путешествия, сезонности и других факторов.
построению трассы маршрута,
1. Тип маршрута: железнодорожный; автобусный; авиационный; морской; речной;
комбинированный; прочие виды.
2. Вид транспорта: поезда; автобусы; самолеты и вертолеты; теплоходы, паромы, яхты,
лодки и другие плавсредства; велосипеды и мотоциклы; воздушные шары и дельтапланы.
3. Построение трассы маршрута: линейная; кольцевая; радиальная; комбинированная.
4. Продолжительность путешествия: кратковременные; типа "уикэнд"; многодневные.
7 5. Сезонность действия: круглогодичные; сезонные; разовые.
В соответствии с рекомендациями по статистике туризма, разработанными
UNWTO, предлагается следующая классификация средств транспорта.
1. Воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; рейсы, не подчиняющиеся
расписанию; прочие воздушные перевозки.
2. Водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие виды.
3. Сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородные и городские
автобусы; прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины
вместимостью до восьми человек; прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные
транспортные средства.
Международная классификация транспортных средств:
Воздушный транспорт:
регулярные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;
чартерные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;
другие рейсы: частные самолеты, воздушные такси, прочие летательные аппараты.
Водный транспорт:
коммерческие морские и речные суда: пассажирские линии, паромы, круизные суда,
прочие коммерческие суда;
прочие морские и речные суда: яхты, военные корабли с визитом вежливости и т.д.
Наземный транспорт:
железнодорожный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские составы и пр.;
автобусный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские автобусы и пр.;
частные автомобили: такси и арендуемые автомобили с водителями, арендуемые
автомобили, собственные автомобили, дома на колесах (караваны), автостоп;
прочие средства: мотоцикл, велосипед и др.
Наибольшей популярностью пользуются автобусные,
авиационные и
железнодорожные путешествия (90% общего объёма транспортных путешествий). При
планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы, как скорость
доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки
багажа и его вес, возможность остановок в пути следования, условия питания, уровень
шума, вибраций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время
поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: 6езопасность
8 путешествия; стоимость и наличие льгот; комфортабельность; скорость доставки; прочие
факторы. Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного
путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору
перечисленных требований [2].
Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных
судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения, а также
дороговизна предоставляемых услуг. Высокая скорость доставки на самолетах при
значительном уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Мобильность
автомобильного транспорта противопоставляется невысокой пассажировместимости и
низкому уровню безопасности и др.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
∙ разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств
размещения;
∙ разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств
размещения с учетом передового зарубежного опыта;
∙ создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых
образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных
требованиях к работникам индустрии туризма;
∙ создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым
потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе
внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств,
предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
∙ реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров
высшего управленческого звена туристскогостиничного бизнеса, в том числе организации
стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
∙ поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках
средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере
туризма.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со
стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих,
информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально
экономического развития страны.
9 Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных
туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также
обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а
с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества,
развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Вопрос 2. Место и роль воздушного транспорта в туристических перевозках
Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем
автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и
существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их
частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное
внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам. Самолеты самый популярный
вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть
ряд причин:
вопервых, авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на
дальние расстояния;
вовторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для
туристов вид;
втретьих, авиационные компании напрямую и через международные сети
бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за
каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать
авиаперевозки [1].
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично
развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более
прочные позиции в общемировой транспортной системе.
Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на
авиарейсах перевозится около 1,5 млрд человек. Международные воздушные сообщения
10 обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают
международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных
сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из них обслуживают
международные регулярные авиаперевозки.
Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются
американские «Delta Air lines», «Pan Amerikan», «United», французская «Air France»,
немецкая «Lufthansa», британская «British Airways» и др. Крупной авиакомпанией
считается российский «Аэрофлот».
Однако систему международного воздушного транспорта составляют не только
международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные
международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также
международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к
обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.
Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические
регионы и более 150 государств мира.
Воздушный транспорт регулируется тремя способами:
1) национальное регулирование лицензирование авиаперевозчиков, работающих
как на внутренних, так и на международных маршрутах;
2) межправительственное регулирование когда регулярные воздушные маршруты
основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;
3) международное регулирование когда тарифы на регулярные авиарейсы
устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между
участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации
воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.
Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы
создания пула,
международных маршрутах.
соединяющего авиакомпании,
действующие на определенных
Пулдоговор соединяет авиакомпании, действующие на одних международных
маршрутах, в целях оптимизации расписания движения самолетов, уменьшения
направления и регулирования пассажиропотоков в пиковые часы и периоды, а также в
целях увеличения прибыли на этих маршрутах и ее дальнейшего распределения между
авиалиниями.
11 Пулдоговор в принципе может привести к уничтожению конкуренции на маршруте.
Но это также означает сохранение возможности участия в перевозках на линиях
компаниям разной величины. Пулдоговоры часто заключаются между авиакомпаниями, не
сравнимыми по величине, для того, чтобы обеспечить им наилучшие провозные
возможности и прибыли. Финансовые соглашения между перевозчиками, объединенными в
пул, обычно лимитируют максимальный размер выручки, передаваемой от одного
перевозчика к другому, для уменьшения возможности поддержки правительством
неэффективных перевозчиков. В некоторых странах, однако, пулдоговоры на сегодня
запрещены (например, в США).
Международное регулирование авиаперевозок осуществляется на основе
международных соглашений, подписанных между странами за много лет.
Варшавская конвенция 1929 г. была первым общим соглашением между
авиакомпаниями, касающимся вопросов обеспечения ответственности авиакомпаний за
безопасность пассажиров в случае их смерти, ранений или потери багажа во время
перевозки. (Монреальским протоколом в дальнейшем было определено, что максимальная
ответственность будет периодически пересматриваться в силу инфляционных процессов.
На сегодня ответственность авиакомпании перед пассажиром составляет максимально 20
тыс. долл. США.) Это соглашение является основой для страхования пассажиров, почты и
багажа на международных авиаперевозках.
Чикагская конвенция по гражданской авиации 1944 г., в дискуссии по принятию
которой принимали участие 80 стран, содержит соглашение по стандартизации
миграционных процедур воздушного сервиса между странами. Эти принципы были приняты
для обеспечения основы для двусторонних соглашений между странами. В соглашении
было оговорено не регулировать чартерные перевозки, разрешая странам применять
индивидуальное регулирование и условия, по которым они принимают и обслуживают
чартерные рейсы.
Бермудское соглашение 1946 г. англоамериканское по трансатлантическим
рейсам регулировало двусторонние соглашения по этим маршрутам. В 1977 г. Бермудское
соглашение было пересмотрено (и ратифицировано в 1980 г.), в 1986 г. новое соглашение
расширило фактическую нагрузку на маршруты через Атлантику, ограниченную двумя
британскими и двумя американскими перевозчиками.
Поскольку воздушный транспорт с каждым годом занимает все более прочные
позиции в общемировой транспортной системе, уже давно возникла необходимость в его
12 общемировой координации и регулировании.
Этими вопросами занимаются
международные авиационные организации. Рассмотрим наиболее влиятельные и известные
из них.
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation
Organization) ICAO одна из первых наиболее солидных и авторитетных мировых
структур. Членами ICAO являются 183 государства. ICAO работает в тесном контакте с
другими организациями, такими, как United Nations Community, World Meteorological
Organization, International Union of Electrical Communications, World Post Union, World
Health Organization, International Sea Organization [6].
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Association of Air
Transportation) I ATA создана для координации действий мировых авиакомпаний,
направленных на обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных
перевозок во всех регионах земного шара. Основанная в 1919 г. и преобразованная в 1945 г.
IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний,
осуществляющих международные рейсы. Главная функция, выполняемая Ассоциацией,
упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых
для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на
пассажирские перевозки на международных маршрутах
Туристские агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное
отделение International Travel Agents Network (IATAN), Международную организацию
агентов авиакомпаний, а также через международные организации гражданских
аэропортов.
В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм
взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:
бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании;
бронирование мест и выкуп авиабилетов через системы бронирования;
договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;
агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих
туристов;
организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки
Чтобы правильно выбрать наиболее удобный и выгодный участок туристских
перевозок, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо
13 знать все особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с
авиакомпанией.
Турагенту также необходимо знать правила бронирования авиабилетов, работы со
стоками, тарифы и скидки, предоставляемые авиакомпаниями.
Требования профессиональной этики при бронировании авиабилетов. Во избежание
дополнительных неудобств для авиаперевозчиков, а также для облегчения процесса
бронирования и повышения качества обслуживания пассажиров турагентам следует
придерживаться следующих простых правил:
Следуйте стандартным процедурам бронирования билетов, определенным
конкретной авиакомпанией.
Никогда не заказывайте двойную бронь для пассажира в случае, если он никак не
может решить, каким рейсом лететь. Более того, никогда не выписывайте для такого
пассажира два или более билетов в том случае, если очевидно, что он сможет
воспользоваться только одним из них.
Независимо от маршрута пассажира обязательно попытайтесь, насколько это
возможно, снабдить авиакомпанию телефонными номерами для экстренного контакта с
пассажиром по ходу следования.
В случае изменения маршрута пассажиром немедленно отмените в авиакомпании
соответствующую бронь, а также откажитесь от всех других сопутствующих услуг,
которые не потребуются.
Строго придерживайтесь требуемых авиаперевозчиками сроков и порядка
оформления билетов. Никогда не выписывайте билетов с гарантированным местом до тех
пор, пока эта гарантия не будет подтверждена соответствующей авиакомпанией.
Все забронированные в авиакомпаниях места должны быть аккуратно
зарегистрированы и надлежащим образом задокументированы. Оформляемые документы и
остающиеся у агента копии обязательно должны содержать указание на номер рейса, дату и
класс перелета, статус (гарантированное/негарантированное место) каждого отдельного
рейса, фамилии и инициалы пассажиров и их контактные телефоны или адреса.
Немедленно отчитывайтесь по установленной форме о получении всех депозитов.
Всегда помните, что от вашей эффективности, аккуратности и предупредительности
зависят удобство пассажиров и нормальная работа других агентов и авиалиний.
Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах. Квота мест, или иначе блок мест,
может быть жесткой или мягкой. Это влияет на условия договора и специальные льготы и
14 скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за нереализацию мест блока ложится
на туристскую фирму независимо от причины нереализации. Финансовые потери несет
турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской
фирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации туристских путевок. Эти
сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой
авиакомпанией или ее другими агентами
Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием
мест назначения;
количество туристов в каждой группе (квота мест);
сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия
предоставления льготных тарифов;
скидки и льготы на квоту мест;
порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов,
материальная ответственность, вытекающая из сроков возврата (мягкий блок).
Агентское соглашение с авиакомпанией. В принципе некоторые авиакомпании
считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест.
Однако в чистом виде агентское соглашение это работа со стоками, т. е. когда туристская
фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по
продаже авиабилетов (как для своих туристов, так и просто продажа), что упрощает и
ускоряет процедуры бронирования и оформления проездных документов. Туристская
фирма сама выступает в качестве «кассы по продаже билетов» авиакомпании, т. е. сама
выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа
к сети бронирования данной авиакомпании (например, Габриэль у «Аэрофлота»). Этот вид
работы с авиабилетами называется «работа со стоком авиабилетов» [5].
Авиакомпания же в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи
(одним из условий агентского соглашения обычно является преимущественная продажа
под туры билетов именно этой авиакомпании)
Агентское соглашение с авиакомпанией предусматривает решение следующих
вопросов:
15 кто и на каких условиях обеспечивает оборудование для оформления авиабилетов,
бланки авиабилетов;
подготовка кадров для обслуживания этого оборудования;
объемы продаж чаще всего устанавливаются индивидуально по количеству
билетов в месяц (например, не менее 10/200 билетов в месяц) или по выручке от продаж
(от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);
пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
по чьей цене продаются авиабилеты по цене авиакомпании или по цене
турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);
цены и тарифы продаж авиабилетов;
условия оплаты авиабилетов предоплата или оплата по мере продажи (для сток
агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 %
проданного тарифа);
сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в
приложении документация (обычно 1 или 2 раза в месяц);
размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или 1АТА (от 20 тыс. долл.
США);
членство в IATA.
Чартер (аренда самолета). При организации чартерных авиаперевозок заказчик с
авиакомпанией определяет маршрут, с ним оговариваются обязанности сторон, выясняется
соответствие арендного договора международным правилам, определяется стоимость
рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:
вид (марка) самолета;
число мест к продаже;
стоимость аренды самолета;
маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
срок действия договора (сезон, год или др.);
регулярность совершения авиарейсов;
возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие
санкции.
Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний
полеты первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним
16 вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних
туристов, но не привозит новых, так как он уже за ними не вернется (т. е. на 10 туристских
заездов приходятся 11 авиарейсов). Здесь действует формула N + 1. Таким образом,
наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты
на «выпадающий» рейс, а значит, и снижает перевозочный тариф
Следует заметить, что в сезон реально организовать 20 заездов (при еженедельных
полетах). Однако чартер можно пускать и с частотой 2 раза в неделю тогда количество
полетов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает тариф, но недоступно по
загрузке абсолютному большинству туристских фирм. Этим и объясняется возникновение
на рынке туристских перевозок «промежуточных» предпринимателей фирмоптовиков
(wholesalers), консолидирующих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их в
дальнейшем среди более мелких фирм в виде блокчартеров (т. е. по 1030 мест). Продажу
блоков мест на свой чартер туроператороптовик, как правило, проводит по трем
отработанным вариантам: жесткий, мягкий и комбинированный блоки мест [7].
Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности
и имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих
мест, более удобен для турагента. Однако если отказ произойдет позже установленного
срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются
достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это
авиакомпания или туроператорwholesaler).
Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам
продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму
стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока при этом бывают
примерно на 510% ниже, чем при реализации мягкого. К тому же при договоре на жесткий
блок оператор и агент фиксируют цену на весь период действия чартера, что дает хорошую
возможность реализаторам варьировать цены в «высокий» период сезона и в конце его.
Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы так называемым
комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух вышеупомянутых
вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной
пропорции на две части: одна из которых реализуется по «жесткой» системе, а другая по
«мягкой».
17 Часто в роли инициатора чартерной программы выступает не один, а несколько
туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации
полетов.
Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна
предусматривают его оплату согласно контракту с обязательным подведением баланса
после каждого полета.
Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской
международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром.
Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит
туроператора в жесткие условия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы
ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были
оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла. Таким образом она страхует себя и
ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается
заранее и производится, как правило, за 710 дней до начала полета. В случае
несвоевременной оплаты, согласно договору, компания вправе выставить заказчику
штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.
Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ
от 19 марта 1977 г., а также рядом международных соглашений. Главным органом,
координирующим воздушные перевозки в России, является Федеральная служба
воздушного транспорта (ФСВТ).
В настоящее время на рынке авиационных перевозок в России работают 315
авиакомпаний. Из них 96 имеют лицензии на выполнение регулярных полетов и перевозят
99 % общего объема авиапассажиров.
Перевозочные объемы распределяются между авиакомпаниями неравномерно
Восемнадцать крупнейших авиакомпаний России перевозят около 75 % пассажиров,
причем самолеты восьми или девяти «сверхгигантов» переправляют до 50 % российских
путешественников. 94 авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы, обслуживают
примерно 23 % пассажиров. И на оставшиеся 276 авиакомпаний, выполняющих, как
правило, разовые полеты, приходится около 1 % пассажиропотока [4].
Бесспорным лидером российского авиабизнеса попрежнему остается «Аэрофлот».
российские международные авиалинии» является
Авиакомпания «Аэрофлот
национальным флагперевозчиком России. У компании, как правило, в два с лишним раза
18 больше клиентов, чем у второго номера производственного объединения «Домодедовские
авиалинии».
В последнее время российскими авиакомпаниями стали создаваться авиационные
альянсы. Так, например, в феврале 1998 г. две ведущие авиакомпании России «Аэрофлот
российские международные авиалинии» и «Пулково» подписали договор о
стратегическом авиационном альянсе. В этом же году «Аэрофлотом» подписаны
соглашения о сотрудничестве с авиакомпаниями «Узбекистон Хаво Йуллари» и
«Армянские авиалинии».
В конце 1997 г. российская авиакомпания «Трансаэро» и узбекский национальный
перевозчик «Узбекистон Хаво Иуллари» объявили об объединении и координации своих
действий на рынке воздушных перевозок. Новое авиационное объединение получило
название «СНГальянс». Также «Трансаэро» имеет соглашения по «кодшерингу» с
чешской компанией «CSA» на линии Москва Карловы Вары и с латвийской «Air Baltic»
на линии Москва Рига. В феврале 1999 г. «Трансаэро» и «Красноярские авиалинии»
подписали соглашение о совместной эксплуатации маршрутов Москва Красноярск,
Москва Норильск и Москва Красноярск – Владивосток.
Список литературы
19 1. Глушко А.А., Сазыкин А.М. География туризма. – Владивосток: Издательство
Дальневосточного университета, 2002. – 265с.
2.Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности – М.: ПРЕСС,
2003 – 78 с.
3.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика,2003. –
462с.
4.Социальноэкономическая география зарубежного мира /Под ред. В.В. Вольского. – М.:
КРОНПРЕСС, 1998. – 592с.
5.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132ФЗ "Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" Российская газета от 26 ноября 1996 г.
6.www.tourlib.net/books_ukr/lubiceva_rtp14.htm
7.www.tourlib.net/statti_ukr/tourism_ukr.htm
20
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Роль транспорта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.