Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.
Оценка 4.7

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Оценка 4.7
Памятки
docx
классное руководство
1 кл—2 кл
18.02.2019
Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.
Эта статья поможет учителю, в работе с гиперактивными детьми. В семье эти дети часто страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба которых ставится в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания. Что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. В статье есть описание, как можно помочь родителям в воспитании своих детей.
Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.docx
Гузенко Л.И., учитель начальных классов, ПКК, МАОУ «СОШ №2»,  г.о.Ревда  Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.       Проблема  «трудных» учащихся – одна из центральных психолого­педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребности общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпал бы. Новые цели воспитания ставят новые задачи – гуманистического подхода к личности школьника.  Основные причины   трудностей   в   воспитании   отдельных   школьников   ­   в   сложных   отношениях   в   семье,   в просчётах школы, изоляции от сверстников, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо  учится  из­за неурядиц  в семье,  а это вызывает пренебрежение к нему учителей   и   товарищей   по   школьному   классу.   Подобная   обстановка   приводит   к   наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.  Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. В последнее время специалисты   пришли   к   выводу,   что   гиперактивность   выступает   как   одно   из   проявлений   целого комплекса   нарушений.   Основной   же   дефект   связан   с   недостаточностью   механизмов   внимания   и тормозящего   контроля.   Поэтому   подобные   нарушения   более   точно   классифицируются   как «Синдромы   дефицита   внимания»   (Н.Н.Заваденко,   Т.Ю.Успенская,   1994).   Синдром   дефицита внимания считается одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Специалисты   выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей: 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. 2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы. 4. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. 5. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр (занятие в школе, экскурсии и т.д.) 6. Сложности при выполнении предложенных заданий. 7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий. 8. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому. 9. Неумение играть тихо, спокойно. 10. Болтливость. 11. Мешают другим, пристают к окружающим (вмешиваются в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь. 13. Частая потеря вещей, необходимая в школе и дома. 14. Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6­8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).            Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых,   прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми. Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие   дети   испытывают   проблемы   в   общении:   они   не   могут   долго   играть   со   сверстниками, устанавливать   и   поддерживать   дружеские   отношения.   Среди   детей   они   являются   источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети часто страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба   которых   ставится   в   пример.   Они   недисциплинированны,   непослушны,   не   реагируют   на замечания.   Что   сильно   раздражает   родителей,   вынужденных   прибегать   к   частым,   но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка (М.Раттер, 1987). Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми?  Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии, поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребёнок находится под наблюдением врача. Для   организации   занятий   с   гиперактивными   детьми   учитель   (совместно   с  психологом)   может использовать специально разработанные коррекционно­развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985; Ю.С.Шевченко,1997). Учитель и психолог должны объяснить родителям гиперактивного ребёнка, что им необходимо придерживаться   определённой   тактики   воспитательных   воздействий.   В   воспитании   ребёнка   с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые   он   не   в   состоянии   выполнить,   в   сочетании   с   излишней   пунктуальностью,   жёсткостью   и наказаниями   (Заваденко   Н.Н.,   Успенская   Т.Ю.,   1994,   с.101).   Родители   также   должны   знать,   что существующие у ребёнка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения. В  работе   упомянутых  выше   авторов  приведены   конкретные   рекомендации   родителям   детей   с синдромом дефицита внимания: 1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. 2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». 3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. 4.   Давайте   ребёнку   только   одно   задание   на   определённый   отрезок   времени,   чтобы   он   мог   его завершить. 5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 6. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и т.д. 7. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. 8. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. 9. Оберегайте ребёнка от утомления. 10. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе. 11. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребёнка. Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги не справляются с такими учениками, под разными предлогами настаивают их на переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребёнка проблем.     Вместе   с   тем,   выполнение   некоторых   рекомендаций   может   способствовать   нормализации   взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребёнку лучше справляться с учебной нагрузкой. (Н.Н.Заводенко, Т.Ю.Успенская, 1994, с. 101) Учителям  рекомендуется: 1. Работу   с   гиперактивным   ребёнком   строить   индивидуально,   при   этом   основное   внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности. 2. По   возможности   игнорировать   вызывающие   поступки   ребёнка   с   синдромом   дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. 3. Во   время   урока   ограничить   до   минимума   отвлекающие   факторы.   Этому   может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребёнка – в центре класса напротив доски. 4. Предоставить   ребёнку   возможность   быстро   обращаться   за   помощью   к   учителю   в   случаях затруднения. 5. Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку. 6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарём. 7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске. 8. На определённый отрезок времени давать только одно задание. 9. Дозировать ученику выполнения большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы. 10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки». Гиперактивные дети – очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние, как родителей, так и учителей. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьёзные   проблемы   могут   сохраниться   и   в   подростковом   возрасте.   Поэтому   с   первых   дней пребывания   такого   ребёнка   в   школе   учителю   необходимо   наладить   совместную   работу   с   его родителями и школьным психологом. Силы истинного учителя велики. Сила современного учителя ­ в любви к детям, желании им добра,   признании   и   уважении   личности   воспитанника,   способствовании   свободному   развитию   и совершенствованию   его     душевного   мира.   Всего   этого   трудно   достичь,   не   овладев   искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного воздействия на него и – что особенно важно ­ самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью.  Литература 1. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред.С.М.Громбаха.­М.,1986. 2. Заваденко   Н.Н.,   Успенская   Т.Ю.   Синдромы   дефицита   внимания   как   причина   школьной дезадааптации // Школа здоровья.­1994.­№1­ с.91­104. 3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.­М,1986. 4. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума.­М.,1990. 5. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.­М.,1988. 6. Гарбузов В.И. Нервные дети.­Л.,1990. 7. Кан­Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.­М.,1987 8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.1994. 9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми  Дубровина И.В.1999. 10. Славина Л.С. Трудные дети.­М.­ Воронеж, 1998.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019