Уроки музыки
ПЕСНЯ - ТАНЕЦ - МАРШ
Романс
Роберт Шуман. Маленький романс;
Самуил Майкапар. Романс;
Георгий Свиридов. Романс (из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина
«Метель»);
Сергей Рахманинов. Весенние воды;
Александр Алябьев. Нищая.
1-е занятие
Программное содержание. Дать детям представление о разновидности песенного жанра - русском романсе.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слышали уже много русских народных песен. Эти песни звучали, в основном, в деревнях. В городе постепенно стали появляться городские песни - романсы. Авторы их часто были неизвестны. Романсы сочиняли и известные композиторы и поэты.
Романсы отличались теплотой, задушевностью, выражали разные переживания человека. Иногда в них рассказывалось о грустных воспоминаниях. (Дети слушают в записи старинные романсы. Например, романс А. Алябьева на стихи П. Беранже в переводе Д. Ленского - «Нищая»). Этот романс проникнут печалью. В нем звучит боль одиночества, нищеты, сожаления о прошлом. Музыка задушевная, жалобная, трогательная.
Содержание романсов разнообразно. Это и песни о любви, о природе. В романсе замечательного русского композитора С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды» выражены чувства радости, весеннего обновления, надежд, устремлений, вызванных бурной картиной просыпающейся природы. Стремительные потоки вешних вод, возвещающих о приходе весны, наступлении тепла, вызывают в душе человека светлые, восторженные чувства. (Звучит романс С. Рахманинова.)
2-е занятие
Программное содержание. Дать детям представление о жанре романс в инструментальной музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали несколько вокальных произведений, которые называются романсами. Романс близок песне, он связан со словом, со стихами, поется голосом.
Но есть произведения инструментальной музыки, которые тоже называются романсами. В таких пьесах всегда есть певучая, песенная мелодия. Но она не поется голосом, а играется на каком-либо музыкальном инструменте.
В «Альбоме для юношества» Р. Шумана есть пьеса «Маленький романс». Мелодия в этом романсе певучая, мягкая, задушевная, немного грустная. (Исполняет пьесу.)
Мелодия звучит одновременно в верхнем и нижнем голосе, как будто ее поют двое. Каждая фраза заканчивается ярким, взволнованным взлетом мелодии. (Исполняет 1-8-й такты.) Аккомпанемент звучит тихо, мягко, деликатно.
Во второй части пьесы дважды появляются возбужденные, порывистые аккорды, которые постепенно стихают, сникают и возвращают нас к первой грустной мелодии романса, звучащей с сожалением, печалью. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)
В другом романсе, композитора С. Майкапара, выражены разные настроения: и светлая грусть, и волнение. (Исполняет пьесу.)
Начинается романс со вступления - светлого, оживленного (звучит фрагмент).
Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. (Исполняет 3 - 6-й такты.) Аккомпанемент напоминает звучание гитары. (Фрагмент исполняется повторно).
В середине пьесы мелодия звучит с волнением, беспокойством. (Играет 11-15-й такты.) Появляется проигрыш - аккорды, которые звучали в начале романса, во вступлении. Но теперь они окрашены грустью. (Играет 16 - 17-й такты.) Начальная мелодия романса становится властной, решительной, но постепенно она смягчается. (Играет 18 - 20-й такты.)
В заключении снова возвращается светлое настроение, и наступает успокоение, слышатся легкие, просветленные вздохи. (Исполняет фрагмент и весь романс целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с романсом, который исполняет оркестр.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали два романса, написанных для фортепиано. (Звучат фрагменты «Маленького романса» Р. Шумана и «Романса» С. Майкапара.) Сегодня вы услышите еще один романс - Г. Свиридова, но в исполнении оркестра. Мелодию этого романса играют разные инструменты, и характер ее меняется. (Звучит запись.) Вы заметили, что мелодия романса звучала по-разному, то тихо и нежно, то ярко и взволнованно? Романс начинается со вступления, которое предвещает драматичные события. Оно звучит тревожно, даже грозно. Его играет весь оркестр. (Звучит вступление.)
Но вот все затихает, и под нежный аккомпанемент фортепиано появляется мелодия, ее ведет скрипка. Она звучит тепло, искренне, задушевно, печально. Мелодия эта начинается с интонации, в которой как бы борются устремленность и бессилие. Она состоит из широкого, стремительного хода вверх и печального спада с остановкой. (Играет 6-7-й такты.) Эта выразительная интонация повторяется много раз. Мелодия романса собственно и состоит из этой интонации, повторяющейся со все большей и большей настойчивостью, и завершается мягким окончанием-спадом. (Играет 5 -18-й такты.) Взволнованные, щемящие звуки виолончели в низком регистре вторят нежной скрипке. (Звучит фрагмент в записи.)
Второй раз мелодию ведет гобой в сопровождении светлой флейты и фортепиано. (Звучит фрагмент, 8-30-й такты.)
В третий раз мелодия звучит ярко, с открытым чувством, возбужденно, горячо. Звучание скрипки сопровождают теплые тембры струнных инструментов. Мелодия оплетается плачущими подголосками - жалобными, поникающими интонациями. (Звучит фрагмент, 30-42 такты.)
Следующий раздел романса самый яркий. Это его кульминация. Мелодию играет труба в сопровождении всего оркестра - громко, пронзительно, с горечью, скорбью, даже отчаянием. (Звучит фрагмент, 42 - 54-й такты.)
Но вот все стихает, и мелодия звучит последний раз понуро, устало, беспомощно. Нежные, печальные звуки гобоя доносятся, словно издалека. Скрипки и виолончели вторят гобою. Их звуки замирают в тишине. (Звучит фрагмент и вся пьеса целиком. На последующих занятиях можно предложить детям передать в движениях динамику развития музыкального образа).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.