Российская государственность и российская цивилизация
Оценка 5

Российская государственность и российская цивилизация

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
история
9 кл—11 кл
11.02.2020
Российская государственность и российская  цивилизация
Российская государственность и росс. цивилизация.pptx

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

выполнил: Преподаватель ГАПОУ МО Мик Митин Ю.Г.

План урока Полезно повторить. Понять

План урока Полезно повторить. Понять

План урока

Полезно повторить.
Понять Россию
Киевская Русь
К Руси Московской
Московская Русь
Кризис Московской Руси
Императорская Россия
Российский путь цивилизационного развития: продолжение споров

Полезно повторить Цивилизация – достаточно замкнутая общность, которая подчиняется собственной логике в пределах своег8о исторического развития

Полезно повторить Цивилизация – достаточно замкнутая общность, которая подчиняется собственной логике в пределах своег8о исторического развития

Полезно повторить

Цивилизация – достаточно замкнутая общность, которая подчиняется собственной логике в пределах своег8о исторического развития
Цивилизационный подход к истории – единой цивилизационной теории как таковой не существует. Сам термин «цивилизация» весьма многозначен…синоним культуры; уровень или ступень общественного развития материальной и духовной культуры; ступень общественного развития, следующая за варварством.

Формационный подход к истории – разработан К. Марксом. Человечество от одной стадии (формации) движется к другой, более высокой.

К. Маркс в молодые годы

К. Маркс в молодые годы

К. Маркс в молодые годы

Плиний Младший – Гай Плиний Цецилий

Плиний Младший – Гай Плиний Цецилий

Плиний Младший – Гай Плиний Цецилий

Хорошо и почётно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путём


Плиний Младший (полное имя: Гай Плиний Цецилий Секунд) (приблизительно 61 — 113) — древнеримский политический деятель и писатель, адвокат.

Понять Россию 2 типа цивилизаций: восточные и западные

Понять Россию 2 типа цивилизаций: восточные и западные

Понять Россию

2 типа цивилизаций: восточные и западные.
К какому из них относится Россия?
XIX век – споры в российском обществе.
Основные направления общественной мысли: славянофильство и западничество
Славянофилы отстаивали идею самобытности России, её принципиальные отличия от стран Западной Европы
Западники считали, что Россия является европейской страной и будущее её – в развитии по западному пути
Основные вехи отечественной истории: Киевская Русь, Московская Русь, императорская Россия.
Эти этапы не изолированы друг от друга, являются ступенями единого исторического процесса – становления и развития российской цивилизации

Киевская русь Начинается вместе с образованием единого

Киевская русь Начинается вместе с образованием единого

Киевская русь

Начинается вместе с образованием единого Древнерусского государства - со 2-ой половины IX века (закладывается фундамент и формируется духовная основа. Мир человека становится государственной ценностью. Российская цивилизация на равных вступает в мир средневековых государств)
Постепенно развиваются процессы консолидации (укрепление, сплочение, объединение). Первоначально государственная (княжеская) власть в Киевской Руси была лишь только военной силой, собиравшей дань (полюдье) с подвластного населения

Со временем князья стали хозяевами наследственного родового владения

Со временем князья стали хозяевами наследственного родового владения

Со временем князья стали хозяевами наследственного родового владения. На единой территории стали функционировать единообразные государственные порядки и законы.
Национальная консолидация требовала единства духовной культуры, стержнем служила религия.
В 988 году князь Владимир ввёл на Руси христианство восточного обряда (от Византии)
Русь чётко отделила себя от культурно-исторического пути католической Европы

С принятием христианства обрела недостающую культурную составляющую

С принятием христианства обрела недостающую культурную составляющую

С принятием христианства обрела недостающую культурную составляющую Православие стало катализатором единения национальной духовной культуры. Церковь наделила мир человека новыми гуманистическими духовными ориентирами. Вокруг неё создавалась русская книжная духовная культура, писались летописи, жития, поучения.
Всё древнерусское искусство (и зодчество) были неразрывно связаны с церковью

Общественная мысль и вся интеллектуальная жизнь сконцентрированы вокруг православия

Общественная мысль и вся интеллектуальная жизнь сконцентрированы вокруг православия

Общественная мысль и вся интеллектуальная жизнь сконцентрированы вокруг православия
Но на уровне обыденного мировоззрения продолжало существовать причудливое смешение христианских и языческих традиций

К Руси Московской XII в. – период феодальной раздробленности

К Руси Московской XII в. – период феодальной раздробленности

К Руси Московской

XII в. – период феодальной раздробленности. Вместе с колонизацией северо-восточных земель центр государственности и культуры смещается из Киева.
К середине XIII в. Усиливается Владимиро-Суздальское княжество
Новый государственный центр не сумел объединить вокруг себя удельные княжества. Помешало монголо-татарское нашествие – первая в истории России национальная катастрофа – более 200 лет

Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество

Россия оказалась отторгнутой от европейской цивилизации

Россия оказалась отторгнутой от европейской цивилизации

Россия оказалась отторгнутой от европейской цивилизации. Завоевание привело в упадок цветущие города, ремёсла, хозяйства
Русь восприняла татаро-монгольскую модель государственного устройства (беспрекословное подчинение всех сил общества центральной власти)
Начало усиливаться Московское княжество, «собиратель земель русских»

Московская Русь Куликовская битва (1380) показала все

Московская Русь Куликовская битва (1380) показала все

Московская Русь

Куликовская битва (1380) показала все Руси, кто готов взять на себя ответственность и возглавить борьбу за национальную независимость
С XIV в. по конец XVII в. Москва объединила вокруг себя русские земли, избавилась от татарской зависимости
В царствование Ивана Грозного подчинила остатки Золотой Орды и продолжила мирную экспансию (расширение сферы господства) на восток чрез Сибирь, вплоть до Тихого Океана
Московский князь стал самодержавным царём « всея Великия, Белыя и Малыя России»

Главная особенность России – сильная государственная власть – могущество распространялось на православную церковь, на города, «воздух которых не был свободным» в отличие от

Главная особенность России – сильная государственная власть – могущество распространялось на православную церковь, на города, «воздух которых не был свободным» в отличие от

Главная особенность России – сильная государственная власть – могущество распространялось на православную церковь, на города, «воздух которых не был свободным» в отличие от Западной Европы (принцип феодальной иерархии: вассал моего вассала не мой вассал
На Руси всё находилось в полном распоряжении самодержавного государя: горожане закреплены за посадами, дворяне – за службой, крестьяне – за землёй и хозяевами…
Человек был жестоко прикован к своей социальной роли

После падения Византии под напором турок (1453)

После падения Византии под напором турок (1453)

После падения Византии под напором турок (1453) Русь - единственное православное царство в мире, сохранившее свою независимость.
Сложилась государственная доктрина «Москва – Третий Рим».
Два прежних (Римская империя и Византия) пали за сво1ё беззаконие и неверие, Москва же будет стоять до скончания века (идеология национального самосознания)
Сложилась особая национальная культура

Полностью христианская цивилизация

Полностью христианская цивилизация

Полностью христианская цивилизация
Русское православие – особый тип христианства:
Свой язык богослужения
Свои святые
Богослужебные особенности
Самобытная книжная культура
Единственная в своём роде церковная живопись (икона)
Церковная архитектура
Церковная культура господствовала безраздельно, ей не было светской альтернативы…

Кризис Московской Руси XVII в. – цивилизационный кризис

Кризис Московской Руси XVII в. – цивилизационный кризис

Кризис Московской Руси

XVII в. – цивилизационный кризис
Смутное время, полная дезорганизация общества и государства Повод – прекращение правления династии Рюриковичей.
Воссела на престол новая династия – Романовых (хаос удалось преодолеть)
Общество не могло быть прежним
XVII в. - Россия превратилась в замкнутый мир
Складывалось культурное противостояние «старины» и «новины» (синоним греха и ереси)кризис духовной культуры)
Социальный взрыв – церковный раскол (итог несущественных изменений в религиозный обиход)

XVII – век «бунташный» 100 лет русское общество готовило себя к цивилизационному перелому по пути модернизации и сближения с

XVII – век «бунташный» 100 лет русское общество готовило себя к цивилизационному перелому по пути модернизации и сближения с

XVII – век «бунташный»
100 лет русское общество готовило себя к цивилизационному перелому по пути модернизации и сближения с Западной Европой
В Росси начали понимать:
В мире изолировать себя не удастся
У Запада модно многому поучиться
Как можно быcтрее навёрстывать упущенное

Императорская Россия Петровские реформы – переход

Императорская Россия Петровские реформы – переход

Императорская Россия

Петровские реформы – переход России от затянувшегося Средневековья к Новому времени

Революция сверху – на глазах одного поколения поменялись приоритеты цивилизационного развития

Революция сверху – на глазах одного поколения поменялись приоритеты цивилизационного развития

Революция сверху – на глазах одного поколения поменялись приоритеты цивилизационного развития
Россия вступила на путь сближения и интеграции с З. Европой
Новое национальное самоопределение: признание России полноправной частью европейского мира
Общество быстро смирилось с этой ломкой
Идеями переустройства российской жизни заразилась лишь часть привилегированного общества, самая активна и деятельная
Произошёл общественный раскол

Принципы интеграции Петра I проводили его преемники

Принципы интеграции Петра I проводили его преемники

Принципы интеграции Петра I проводили его преемники
В России модернизация государства происходила на основе закабаления общества и подавление общественной инициативы
Не стали реалиями идеи парламентаризма, участия общества в политической жизни
XIX в. – движение декабристов показало, что в стране есть силы для серьёзных общественных преобразований
Россия постепенно начала эволюционировать от крепостничества к более прогрессивным формам правления
Итог – отмена в 1861 г. крепостного права и проведение ряда либеральных реформ
Конец XIX начало XX в – промышленный переворот, связанный с переходом индустриальной стране

Противоречия: Новые реалии социально-экономической жизни и самодержавие

Противоречия: Новые реалии социально-экономической жизни и самодержавие

Противоречия:
Новые реалии социально-экономической жизни и самодержавие
Разрыв между уровнями материальной и духовной культурой
Сложилась уникальная светская культура, золотой фонд мировых культурных достижений:
литература, живопись, философия, музыка, театр, архитектура.
Появилась молодая российская наука – в XVII в.

Интеллигенция- носитель русской культуры, детище преобразований

Интеллигенция- носитель русской культуры, детище преобразований

Интеллигенция- носитель русской культуры, детище преобразований Петра I, уникальное социальное явление. Присущее только России
Она возглавила оппозицию государственной власти.
Государство продолжало придерживаться социальной доктрины :учение, научная или философская теория, система, руководящий принцип):православие, самодержавие, народность
Народ терял веру в самодержавие
Интеллигенция и предпринимательство требовали от власти либерального государственного переустройства, чего монархия не хотела…
Первая мировая война (1914-18) приблизила развязку
Октябрьская революция 1917г. На десятилетия повлияла на ход развития всего человечества…
Мир искал пути к воссоединению и целостности.

Российский путь цивилизационного развития: продолжение споров

Российский путь цивилизационного развития: продолжение споров

Российский путь цивилизационного развития: продолжение споров

В Соловьёв назвал три силы, олицетворяющие историю:
Мусульманский Восток (символ «один господин и мёртвая масса рабов»)
Западная цивилизация («всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи»)
Славянский мир (примирение двух вышеуказанных сил осуществляет третья – Россия)
В дальнейшем идеи изменились – в западной традиции ищет третью положительную силу

В. Соловьёв Русский философ

В. Соловьёв Русский философ

В. Соловьёв

Русский философ

Н.А.Бердяев исходил из промежуточного положения

Н.А.Бердяев исходил из промежуточного положения

Н.А.Бердяев исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком.
Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов)
Сторонники евразийства (течение общественной масли 20 в.) – Россия есть Евразия, третий срединный материк, особый исторический и этнографический мир.
Многие русские философы критически отнеслись к новому течению

Советский период – формационный подход (одна формация сменялась другой, более развитой) 80-90-е годы – критика формационной модели, внимание- цивилизационному подходу

Советский период – формационный подход (одна формация сменялась другой, более развитой) 80-90-е годы – критика формационной модели, внимание- цивилизационному подходу

Советский период – формационный подход (одна формация сменялась другой, более развитой)
80-90-е годы – критика формационной модели, внимание- цивилизационному подходу. Возникли споры:
Восточный тип (традиционный)
Западный (индустриальный)
Третий путь дальнейшего развития

В.Я. Брюсов Не надо несбыточных грёз,

В.Я. Брюсов Не надо несбыточных грёз,

В.Я. Брюсов

Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?

Прошли многие десятилетия…
Мы снова решаем тот самый вопрос…

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ Обществознание : глобальный мир в

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ Обществознание : глобальный мир в

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Обществознание : глобальный мир в XXI веке. 11 кл. Книга для учителя. Поляков Л.В., Федоров В.В., Симонов К.В. и др.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11класс. Методическое пособие. Поляков Л.В., Иоффе А.Н.
http://www.calend.ru/event
http://www.allmonarchs.net/russia/.../suzdal.html

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020