«Россия после 1812 г. Военные поселения и проекты дальнейших реформ»

  • Рабочие листы
  • Рабочие тетради
  • docx
  • 08.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Карточки для учащихся с заданиями когнитивного типа. Сравните программы Северного и Южного тайного общества. Найдите общие черты и различия в программных требованиях. Сделайте вывод. 1. прочитать текст параграфа 9; 2. изучить исторические документы: «Из показаний на следствии С.И.Муравьёва-Апостола», «Из речи Бестужева-Рюмина», «Из «Русской правды» П.И.Пестеля, «Из проекта «Конституции Н.М.Муравьёва» (стр.54-55); 3. сравнить «Русскую правду» П.И.Пестеля и «Конституцию» Н.М.Муравьёва; сделать выводы.
Иконка файла материала ЦОр для ученика.docx

Рабочий лист учащегося

 

Урок 1. «Россия после 1812 г. Военные поселения и проекты дальнейших реформ»

 

Используя  опорные слова, поставьте цели урока:

n  Повторить: …..

n  Узнать:….

n  Познакомиться:….

 

1.      Погружение в проблему.

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Сказки» и стихотворение неизвестного автора «Военные поселения»

«Сказки»                                        

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

« Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?»

И мать ему:

«Бай-бай!

Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

 

«Военные поселения»

Жизнь в военном поселенье –

Настоящее мученье,

Только не для всех!

Поселяне голодают,

Зато власти поживают,

Очень хорошо!

Для полков здесь - заточенье,

Голод, холод, изнуренье –

Хуже, чем в Крыму.

Здесь ячмень дают уланам,

А рожь прячут по карманам –

 Так заведено.

 

 

Проблемное задание на урок: Какое отношение имеют данные стихотворения современника Александра I к его политике после Отечественной войны 1812 г.? Ответ на этот вопрос будет выводом по теме урока.

 

2.      Поиск решения проблемы

1.      Задание.

      Создайте опорный конспект по теме (параграф 8) самостоятельно составив план темы. Конспект должен включать в себя опорные понятия темы: крепостное право, военные поселения, «аракчеевщина», проект А.А.Аракчеева, «Уставная грамота» Н.Н.Новосильцева.

Тема:

План темы:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

Основные понятия.

 

 

 

3.      Рефлексия. Вернитесь к проблемному заданию начала урока: Какое отношение имеют данные стихотворения современника Александра I к его политике после Отечественной войны 1812 г.?

Выводы:

Связь предложенных стихотворений с изученной темой:

1.

 

2.

 

Домашнее задание:

1.Выучить параграф и ответить на вопросы после параграфа.

2. Когнитивный уровень: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Сказки. Noël» и дать к нему исторический комментарий.

          Ура! в Россию скачет 
          Кочующий деспо́т. 
          Спаситель горько плачет, 
          За ним и весь народ. 
Мария в хлопотах Спасителя стращает: 
     «Не плачь, дитя, не плачь, суда́рь: 
     Вот бука, бука — русский царь!» 
          Царь входит и вещает:

          «Узнай, народ российский, 
          Что знает целый мир: 
          И прусский и австрийский 
          Я сшил себе мундир. 
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен; 
     Меня газетчик прославлял; 
     Я пил, и ел, и обещал — 
          И делом не замучен.

          Послушайте в прибавку, 
          Что сделаю потом: 
          Лаврову дам отставку, 
          А Соца — в желтый дом; 
Закон постановлю на место вам Горголи, 
     И людям я права людей, 
     По царской милости моей, 
          Отдам из доброй воли».

          От радости в постеле 
          Запрыгало дитя: 
          «Неужто в самом деле? 
          Неужто не шутя?» 
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки; 
     Пора уснуть уж наконец, 
     Послушавши, как царь-отец 
          Рассказывает сказки».

 

3.Творческий уровень: написать эссе «Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?»

4.Исследовательский уровень: изучить проблему «А.С. Пушкин и Александр I. История опального поэта как отражение политических перемен».

Рабочий лист учащегося.

Урок 2 «Тайные общества»

 

Используя  опорные слова поставьте цели урока:

n  Повторить: …..

n  Узнать:….

n  Познакомиться:….

 

Карточки для учащихся с заданиями когнитивного типа

 

Сравните  программы Северного и Южного тайного общества. Найдите общие черты и различия в программных требованиях. Сделайте вывод.

1.      прочитать текст параграфа 9;

2.      изучить исторические документы: «Из показаний на следствии С.И.Муравьёва-Апостола», «Из речи Бестужева-Рюмина», «Из «Русской правды» П.И.Пестеля, «Из проекта «Конституции Н.М.Муравьёва» (стр.54-55);

3.      сравнить «Русскую правду» П.И.Пестеля и «Конституцию» Н.М.Муравьёва; сделать выводы.

Задание дифференцируется по уровням сложности. Уровень сложности ученик определяет самостоятельно.

1 уровень (воспроизводящая деятельность – при правильном ответе оценивается на 3 б.):

 

2 уровень (преобразующая деятельность - при правильном ответе оценивается на 4 б.):

 

3 уровень (творческо-поисковая деятельность - при правильном ответе оценивается на 5 б.):

 

сравнить программы по заданным признакам:

  1) цели программы;

  2) как рассматривается проблема ликвидации крепостничества;

  3) о каких настроениях в обществе свидетельствует появление тайных обществ;

 

1) сравнить программы на основе самостоятельно установленных параметров и критериев;

2) найти общие черты и различия в программах;

3) объяснить авторское название программ: почему авторы выбирают названия «Конституция» и «Русская правда».

 

1) сравнить программы на основе самостоятельно установленных параметров и критериев;

2)найти общие черты и различия в программах;

3)объяснить авторское название программ: почему авторы выбирают названия «Конституция» и «Русская правда»;

4)сделать суждение о том, чья программа более реальна для изучаемого периода.

 

 

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос: Как вы думаете, отвечали ли планы, мечты, надежды тайных обществ потребностям исторического развития России? Определите и обоснуйте свою точку зрения.

 


 

Рабочий лист учащегося.

Урок 3 «Выступление на Сенатской площади»

 

Используя  опорные слова поставьте цели урока:

n  Повторить: …..

n  Узнать:….

n  Познакомиться:….

 

1.      Повторение.

Заполни недостающие звенья в таблице (по типу задания В-15 ЕГЭ по истории)

 

Северное общество («Конституция» Н.М. Муравьева)

Основные программные положения

Южное общество (“Русская Правда” П.И. Пестеля)

Отменяется

Крепостное право

 

?

Неприкосновенность помещичьих земель

?

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Отменяются

Сословия

 

 

?

?

Государственное

устройство

 

Унитарное

Широкий круг гражданских прав

Демократические права

 

 

?

?

?

 

 

Республика

 

 

Какие идеи объединяют программные документы? (выделить 3 положения)

1.

 

2.

3.

 

2.      Знакомство с новым материалом.  Задание для учащегося. Открыть гиперссылку (или текст учебника, параграф 12). Ознакомиться с текстом и составить план-схему исторического события по теме «Декабристы на Сенатской площади»

http://www.libozersk.ru/pages/index/729

План по теме «Декабристы на Сенатской площади»:

 По ходу сообщения ученика «Выступление Черниговского полка» заполнить таблицу.

 

Дата выступления

 

 

Место действия

 

 

Исторические персоналии

1.

2.

3.

 

Результат

 

 

 

     3) «Мозговой штурм».

Кто виноват в результатах восстания? Могли ли быть другие варианты развития событий? Кто прав? Есть ли виноватые? Ответить на эти вопросы поможет нам учебный прием «мозговой штурм». После его окончания сформулируй, кого ты поддерживаешь и аргументируй свой ответ.

Обязательное условие – аргументировать свою точку зрения с помощью исторических документов – стр. 61 («Из воспоминаний Н.А.Бестужева» и «Из воспоминаний Николая Первого»)        

Сторонники декабристов (аргументы)

Сторонники Николая I (аргументы)

1.

 

 

 

1.

2.

 

 

 

2.

 

2.      Закрепление

Задание.  Учитывая мнения современников, рассмотрев это событие, ответьте на поставленный вопрос:  В чем сильные и слабые стороны выступления декабристов? Ответ представьте в рабочих листах в виде таблицы.

 

Домашнее задание. Ответьте на вопрос. Могли ли декабристы победить? Выскажите свои предположения. Приведите все «за» и «против» возможной и невозможной победы.

 

Рабочий лист учащегося.

Урок 4. Историческое значение восстания декабристов

Используя  опорные слова поставьте цели урока:

n  Повторить: …..

n  Узнать:….

n  Познакомиться:….

 

1.      Прочитать документ. Ответить на вопрос:

Какие качества, на ваш взгляд, проявил 14 декабря 1825 г. Николай I? Могли ли известия о восстании в Петрограде поднять народ против самодержавия?

Николай I и декабристы.

Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве увлекался военными играми, в юности – военно-инженерным делом. Общественные науки не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Будучи в Берлине удивлял немецких офицеров прекрасным знанием прусского военного устава. Новый император отвергал Конституцию и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов едва не нарушившее этот порядок было подавлено.
Николай I лично допрашивал декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров и был горд своей победой.
Новое правительство приняло ряд мер для укрепления порядка. 1826 г. – учреждено III отделение «Собственной его императорского величества канцелярии» - главный орган политического сыска и отдельный корпус жандармов под руководством А.Х. Бенкендорфа. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай I стал принимать меры по укреплению империи.

 

2.      Судьба декабристов. Синквейн.

После работы с интернет-ресурсами http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e2542cd-1f9c-445e-bb3f-4ee0688cbb81/DecabristyVSibiritxt.pdf опиши судьбу декабристов по методу синквейна.

 

 

 

 

 

 

 

3.      Сравните оценки восстания,  данные А.И.Герценом и В.О.Ключевским.  Представьте сравнение в виде таблицы. Подтвердите каждую точку зрения своим аргументом.

 

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…»А.И.Герцен

 

«Декабристы-историческая случайность, обросшая литературой»     В.О.Ключевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Ответь на вопрос в виде схемы. Предварительно внимательно прочитай стихотворение А.С.Пушкина.

 

В чём заключалось историческое значение восстания декабристов?

 

 


                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А.С.Пушкин

 

  Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

 

(Датируется концом декабря 1826 г.— началом января 1827 г. Пушкин передал это стихотворное послание сосланным декабристам А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.)

 

 

 

 

5.      Проверь себя и оцени, решив кроссворд, по теме «Восстание декабристов»

 

 

1.      Монархическая форма правления в России 

2.      Закон государства, определяющий общественное государственное устройство, который требовали принять сторонники преобразований.

3.      Фамилия генерал – губернатора Петербурга

4.      Брат Александра и николая

5.      Выступление декабристов

6.      Автор «Русской правды»

7.      Диктатор глава восстания декабристов.

8.      Одно из тайных обществ декабристов

 

I.                   Итог занятия:

Рефлексия  - Заполнение карты самоконтроля учащегося.

Тема урока

Моменты урока, вызвавшие интерес

Что не понравилось на уроке

Моя

активность

Самооценка

Предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание. Подготовиться  к проверочной работе по 3 главе. Повторить параграфы 8-10. Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

 


 

Скачано с www.znanio.ru