Урок географии в 8 классе
Тема: Россияне на рынке труда
Цель урока - разрешение проблемного вопроса через формирование представления о рынке труда; учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население; сумеют определять причины и следствия безработицы, сформируют представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день, о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов, будут учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний
Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова Сенеки «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» |
Прошу учащихся сформулировать тему.
Попытка вызвать интерес, удивление, создавая, таким образом, мотив деятельности. Пушкин в известной сказке говорил: Пошел поп по базару Посмотреть кое-какого товару. Навстречу ему Балда, Идет,сам не зная куда. Вот так и встретились у Пушкина продавец покупатель. Поп говорит: Нужен мне работник: Повар, конюх, плотник. |
На современном языке это может звучать примерно так: нужен профессионал широкого профиля. Предлагаю сформулировать определение этого понятия и задаю проблемный вопрос: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Проектируемая деятельность учащихся
Слушают, формулируют тему «Россияне на рынке труда». Отвечают на вопросы на житейском уровне
Результат Готовность учащихся к, к поиску путей решения проблемы.
3. Изучение новых знаний и способов действия
Даю задание учащимся, на основе работы с текстом учебника и раскрыть понятия трудовые ресурсы, рынок труда, экономически активное население. Пониманию этих сложных терминов способствует схема «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» на с. 59 учебника.
Проектируемая деятельность учащихся Работают с учебником, отвечают на поставленные учителем вопросы
Трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве
Рынок труда– это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.
Экономически активное население- люди, непосредственно занятые в общественном производстве
Результат Овладение основными понятиями темы «Россияне на рынке труда», выделяют их существенные признаки.
4. Первичное закрепление знаний
Даю задание поработать в группах с текстом учебника, картами и ответить на вопросы: От чего зависит география безработицы в России? Каковы причины и следствия безработицы? Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»
Предлагаю внести предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.
Проектируемая деятельность учащихся Работают в группах, обсуждают вопросы, Принимают участие в фронтальной беседе. Учащиеся вносят свои предложения
Результат Установление причинно - следственных связей.
Овладение такими личностными универсальными учебными действиями как умение вести диалог на основе равноправных отношений.
Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока
5. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации
Предлагаю учащимся проранжировать по значимости десять профессий (с 1 по 10), обсудить полученные результаты. Ответить на следующие вопросы: Почему результаты оказались именно такими? На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»
Проектируемая деятельность учащихся Ранжируют профессии, отвечают на вопросы
Результат Выполнение заданий на применение знаний в измененной ситуации.
6.Применение знаний в новой ситуации.
Предлагаю учащимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемные вопросы: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Проектируемая деятельность учащихся Заполняют таблицу "Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией":
Качества личности, нужные для выбранной профессии |
Качества, помогающие овладеть выбранной профессией |
Качества, препятствующие овладению выбранной профессией |
Результат Активные действия учащихся по применению знаний в жизни. Мои качества, препятствующие овладению выбранной профессией
7. Поиск решения проблемы.
Предлагаю выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.
Проектируемая деятельность учащихся Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
Результат Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
8. Подведение итогов занятия
Подводим итог групповой работы: чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо выполнить условия, которые учащиеся назвали условиями жизненного успеха
Проектируемая деятельность учащихся Определяют список качеств, которые необходимы, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда:
Условия жизненного успеха
ü Знания
ü Умения
ü Знание иностранных языков
ü Самостоятельное принятие решений
ü Дисциплинированность
ü Коммуникабельность
ü Освоение новых профессий
ü Широкий профиль
Результат Получен6ие информации о реальных результатах учения.
9. Рефлексия (оценка результатов деятельности учащихся)
Даю задание учащимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.