РП ОРКСЭ 4 кл
Оценка 4.9

РП ОРКСЭ 4 кл

Оценка 4.9
docx
06.06.2021
РП ОРКСЭ 4 кл
РП светская этика.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по  предмету  «Основы  светской  этики»     для  4  класса  четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового  уровня.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы курса «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, согласно учебного плана    МБОУ«Школа №9 г. Феодосии Республики Крым» на 2016/2017 учебный год .

        Для реализации рабочей программы используется  учебно-методический  комплект «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И.:

•     Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И. г. Москва,  «Просвещение»,2015г.

•     Электронное приложение к учебнику

•     Рабочая тетрадь. 4 класс. Шемшурина А.И.

•     Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. Шемшурина А.И.

•     Сборник рабочих программ. 4 класс Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н. и др.

•     Книга для учителя. 4-5 классы. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Казьмина О.Е. и др. / Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.

        •     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  Данилюк А.Я.,  Кондаков А.М., Тишков В.А.

 

          Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

 

 Его изучение направлено на достижение следующих целей:

-          развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-          формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-          знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-          формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-          осознание ценности человеческой жизни;

-          воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-          становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

Задачи изучения учебного предмета:

-          дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

-          формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

-          изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

-          развивать интерес и уважения к истории и культуре народов России;

-          формировать качества гражданина и патриота России.

-           

Описание места учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане

Согласно федеральному базисному образовательному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета Основы религиозных культур и  светской этики на ступени начального общего образования отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в 4 классе.

         В учебном плане МБОУ школа № 9 г. Феодосии АР Крым на изучение предмета «Основы светской этики» отводится 34 часа в год в 4 классе (из расчета 1 час в неделю).

 

 

                          Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы светской этики»

 

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности России;

формирование семейных ценностей;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов

России;

осознание ценности человеческой жизни.

 

Метапредметные результаты:

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

 

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

 

Содержание модуля «Основы светской этики»

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.

 

 

Реализация национально-регионального компонента           

Для реализации РК в тематическом  планировании  программы отводится 4 часа, что  составляет 10% от общего количества часов по предмету   

Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд - фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).

Цели реализации НРК:

·                         повышение интереса к культурным традициям народов России;

·                         осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству;

·                         усиление самостоятельности творческого начала в работе с учащимися.

 

Тематическое планирование Учебный модуль «Основы светской этики»

Разделы программы, темы

Количество часов

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека

2

Этикет общения.

4

Этикет

4

Этика человеческих отношений

4

Этика отношений в коллективе

4

Простые нравственные истины

4

Душа обязана трудиться

4

Посеешь поступок пожнешь характер

4

Судьба и Родина - едины

4

Итого:

34

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня

Его изучение направлено на достижение следующих целей : - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - формирование…

Его изучение направлено на достижение следующих целей : - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - формирование…

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы светской этики»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы светской этики»

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен: знать/понимать: • основные понятия религиозных культур; • историю возникновения религиозных культур; • историю развития…

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен: знать/понимать: • основные понятия религиозных культур; • историю возникновения религиозных культур; • историю развития…

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости

Реализация национально - регионального компонента

Реализация национально - регионального компонента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021