ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»
ОДОБРЕН УМО преподавателей ОУП дисциплин Протокол № ____ от 20 г. Председатель УМО _______Музаева З.З-А.
|
УТВЕРЖДЕН Зав. учебной частью ___________ Бахаева Х.Ш.. «___»___________ 20___г.
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по
учебной дисциплине ОУП.09 ФИЗИКА
по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации
(на базе основного общего образования)
2023 г.
Фонд оценочных средств по ОУП.09 Физика разработана на основе Федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 09.01.03. 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.
Организация-разработчик: ЧПОУ "Гуманитарный колледж "Эдельвейс""
Разработчики:
преподаватель _____________ Евсултанова Л.Ш.
Рассмотрена на заседании УМО преподавателей ОУП дисциплин
________________________________ Председатель УМО Музаева З.З-А.
Протокол №____________ от «____»__________20___г.
Согласован |
Зав. Зав. учебной частью _____________ Бахаева Х.Ш |
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ |
4 |
2 |
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВК ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. |
7 |
3 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
1.1. Общие положения
Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Физика программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.
В результате освоения учебной дисциплины Физика обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Умения:
У.1. Проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
У.2. Применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
У.3. Использовать физические знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
У.4. Оценивать достоверность естественнонаучной информации; Знания:
З.1.О фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
З.2. О наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
З.3. О методах научного познания природы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний.
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания |
Показатели оценки результата |
Уметь: |
|
У.1. Проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели. |
Проведение наблюдений, планирование и выполнение эксперимента, выдвижение гипотезы и построение моделей. |
У.2. Применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; |
Применение полученных знаний по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ. |
У.3. Использовать физические знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
Использование физических знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
У.4.Оценивать достоверность естественнонаучной информации; |
Выбор и анализ естественнонаучной информации |
Знать: |
|
З.1. О фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира |
Применение фундаментальных физических законов и принципов, лежащих в основе современной физической картины мира, при решении вычислительных и качественных задач, выполнении тестовых заданий |
З.2. О наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии |
Правильное описание наиболее важных открытий в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии |
З.3. О методах научного познания природы |
Правильное описание и применение методов научного познания природы |
1.3.1. Текущий контроль при освоении учебной дисциплины.
Предметом оценки при освоении учебной дисциплины являются требования к умениям и знаниям, обязательным при реализации программы учебной дисциплины и направленные на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Текущий контроль проводится с целью оценки систематичности учебной работы обучающегося, включает в себя ряд контрольных мероприятий, реализуемых в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления уровня и качества подготовки, обучающихся ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело в части требований к результатам освоения программы учебной дисциплины Физика и определяет:
- полноту и прочность теоретических знаний;
- сформированность умения применять теоретические знания при решении практических задач в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится в соответствии с графиком учебного процесса учебного плана ОГБПОУ
«Саянский медицинский колледж» по специальности 34.02.01 Сестринское дело по завершению изучения учебной дисциплины в течение семестра без четко выделенной сессии за счет времени, отводимого на освоение учебной дисциплины.
Дифференцированный зачет проводится в виде контрольной работы.
Информация о форме, сроках промежуточной аттестации по дисциплине доведена до сведения обучающихся на учебно-методическом стенде в начале семестра.
Для проведения дифференцированного зачета сформирован фонд оценочных средств, Оценочные средства составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины и охватывают наиболее актуальные разделы и темы.
Перечень вопросов, выносимых на дифференцированный зачет, разработан преподавателем учебной дисциплины, доведен до сведения обучающихся на учебно-методическом стенде кабинета, рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных предметов и утвержден заместителем директора по учебной работе.
Контроль образовательных достижений обучающихся в виде срезов знаний проводится:
- для определения уровня знаний и умений обучающихся;
- для получения данных свидетельствующих о возможном снижении ∕ повышении качества преподавания и корректировки программы дисциплины;
- для обеспечения самооценки качества реализации ППССЗ по специальности.
Контроль осуществляется по истечении не менее трех месяцев после окончания изучения дисциплины в форме тестирования.
2.1.Задания для подготовки обучающихся к текущему контролю по учебной дисциплине.
Для подготовки к теоретическим и практическим занятиям по каждому разделу (теме) составлены контрольные вопросы и задания для подготовки к оценке освоения умений.
Задания для подготовки обучающихся к текущему контролю по учебной дисциплине входят в состав учебно–методических комплексов тем дисциплины, хранятся у преподавателя.
№ |
Назначение задания |
Вид задания |
Примечание |
1. |
Задания для подготовки обучающихся к проверке результатов освоения теоретического курса учебной дисциплины. |
1. Перечень контрольных вопросов. 2. Перечень вычислительных задач |
Входят в состав учебно-методических комплексов тем учебной дисциплины; хранятся у преподавателя |
2 |
Задания для подготовки обучающихся к проверке результатов освоения практического курса учебной дисциплины. |
1. Задания практических заданий. 2. Вычислительные задачи |
В наличие в кабинете физики |
3. |
Задания для подготовки обучающихся к проверке результатов освоения внеаудиторной самостоятельной работы. |
2.Перечень тем реферативных сообщений. |
В наличии у каждого обучающегося. |
3. Фонд оценочных средств для проверки освоения программы учебной дисциплины.
Фонд оценочных средств текущего контроля по учебной дисциплине включает контрольно-оценочные материалы для проверки результатов освоения программы теоретического и практического курса учебной дисциплины.
Контрольно-оценочные материалы текущего контроля входят в состав учебно-методических тем учебной дисциплины, хранятся у преподавателя.(Приложение №2)
Применяется различные формы и методы текущего контроля учебной дисциплины (таблица 2).
Таблица 2 Формы и методы текущего контроля успеваемости учебной дисциплины
и формируемые общие и профессиональные компетенции по темам (разделам).
Показатели результатов текущего контроля по учебной дисциплине Физика выставляются в соответствующие графы «Журнала учета образовательного процесса» в виде отметок по пятибалльной системе по теоретическим занятиям по каждой теме и по каждому практическому занятию.
Показатель результатов текущего контроля по учебной дисциплине вносится в соответствующую графу бланка «Ведомость текущей успеваемости» в виде отметок по пятибалльной шкале, заверяется подписью преподавателя.
3.2.1. Пакет преподавателя.
- условия проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине. Место проведения: учебный кабинет № 20, Химии и физики
Количество вариантов – 4.
Время выполнения задания – 90 минут.
- критерии оценки освоения программы учебной дисциплины.
Оценка «5» (отлично) – выставляется обучающемуся, верно решившему все задачи и выполнившему задания 1, 3. Допускаются одна математическая ошибка и при решении задач, 1 – 2 недочета в выполнении задания 2.
Оценка «4» (хорошо) – выставляется обучающемуся, допустившему 2 математических ошибки или одну физическую ошибку при решении задач, верно выполнившему задание 1, 3, допустившему ошибку при выполнении задания 2.
Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется обучающемуся, решившему не менее 3 задач, выполнившему с 1 ошибкой задание 1, сделавшему ошибку в выводе при выполнении задания 3, давшему частичный (неполный) ответ на задание 2.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – выставляется обучающемуся, решившему менее 3 задач, выполнившему с 2 ошибкой задание 1, сделавшему ошибку в выводе при выполнении задания 3, давшему частичный (бытовой) ответ на задание 2.
- вид контрольно-оценочных средств: контрольная работа (Приложение 2.Контрольная работа для дифференцированного зачета с эталонами ответов).
- структура контрольно-оценочных средств:
Каждый вариант контрольной работы состоит из 4 заданий: Вычислительные задачи – 6 задач,
Задание № 1 – определение характеристик прибора и его показаний.
Задание № 2 – умение применять физические законы в практической деятельности. Задание № 3 – знание основных физических законов и умение их анализировать.
- время выполнения – 90 минут.
Оценка фиксируется преподавателем в соответствующей графе бланка
«Ведомость промежуточной аттестации».
3.3.1 Вид контрольно-оценочных материалов
Для проведения среза знаний по дисциплине составлена контрольная работа.
Количество вариантов- 2.
Каждый вариант контрольной работы состоит из 4 заданий: Вычислительные задачи – 6 задач,
Задание № 1 – определение характеристик прибора и его показаний. Задание № 2 – умение применять физические законы в практической деятельности.
Задание № 3 – знание основных физических законов и умение их анализировать.
- время выполнения – 90 минут.
(Приложение 4.Контрольная работа для проведения среза знаний по дисциплине Физика с эталонами ответов).
Оценка «5» (отлично) – выставляется обучающемуся, верно решившему все задачи и выполнившему задания 1, 3. Допускаются одна математическая ошибка и при решении задач, 1 – 2 недочета в выполнении задания 2.
Оценка «4» (хорошо) – выставляется обучающемуся, допустившему 2 математических ошибки или одну физическую ошибку при решении задач, верно выполнившему задание 1, 3, допустившему ошибку при выполнении задания 2.
Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется обучающемуся, решившему не менее 3 задач, выполнившему с 1 ошибкой задание 1, сделавшему ошибку в выводе при выполнении задания 3, давшему частичный (неполный) ответ на задание 2.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – выставляется обучающемуся, решившему менее 3 задач, выполнившему с 2 ошибкой задание 1, сделавшему ошибку в выводе при выполнении задания 3, давшему частичный (бытовой) ответ на задание 2.
Оценка фиксируется преподавателем в соответствующей графе бланка
«Ведомость результатов контрольного среза знаний обучающихся», заверяется подписью преподавателя.
Номер приложения |
Название приложения |
Приложение 1 |
Перечень вопросов и вычислительных задач для подготовки обучающихся к дифференцированному зачету. |
Приложение 2 |
Контрольная работа для дифференцированного зачета (4 варианта) |
Приложение 3 |
Задания для текущего контроля знаний |
Приложение 4 |
Контрольная работа для проведения среза знаний по дисциплине |
Приложение 5 |
Эталоны ответов к контрольной работе |
Приложение 1
Вопросы по теории:
1. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Материальная точка.
2. Равномерное прямолинейное движение: нахождение скорости, перемещения, координаты.
3. Прямолинейное равноускоренное движение: нахождение ускорения, скорости, перемещения, координаты.
4. Равномерное движение по окружности: центростремительное ускорение, линейная и угловая скорость, период, частота.
5. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Взаимодействие тел. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
6. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике.
7. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Невесомость.
8. Сила трения скольжения. Сила упругости. Закон Гука.
9. Работа. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
10. Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Маятники. Превращение энергии при механических колебаниях. Резонанс. Звук. Применение ультразвуковых волн в медицине.
11. Основные положения молекулярно – кинетической теории строения вещества и их экспериментальные доказательства. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
12. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа (Уравнение Менделеева – Клапейрона). Изопроцессы.
13. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
14. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.
15. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
16. Конденсаторы. Ёмкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
17. Электрический ток. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Ома для участка цепи и для полной цепи. Закон Джоуля-Ленца.
18. Электризация тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
19. Электрическое поле. Характеристики электрического поля. Силовые линии электрического поля. Электростатическое поле.
20. Магнитное поле. Характеристика магнитного поля. Силовые линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводники с током и движущиеся электрические заряды. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
21. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
22. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
23. Законы геометрической оптики.
24. Электромагнитная природа света. Волновые свойства света.
25. Строение атома. Строение атомного ядра. Ядерные силы.
26. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектры. Спектральный анализ.
27. Квантовые свойства света. Фотоэффект и его законы. Применение фотоэффекта в технике.
28. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Закон радиоактивного распада. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
29. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Расчётные задачи:
1. Задача на расчет кинематических величин при прямолинейном равномерном, равноускоренном движении или при равномерном движении по окружности.
2. Задача на применение сил.
3. Задача на применение второго закона Ньютона.
4. Задача на расчет характеристик волны.
5. Задача на применение законов сохранения в механике
6. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.
7. Задача на применение первого закона термодинамики.
8. Задача на расчёт характеристик электростатического поля точечного заряда.
9. Задача на расчёт характеристик электрических цепей постоянного и переменного тока.
10. Задача на применение закона электромагнитной индукции.
11. Задача на законы геометрической оптики.
12. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
13. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда в ядерных реакциях.
Качественные задачи по разделам: Задание 1.
Для прибора, изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения Задание 2.
1. Что такое ультразвук? Какими свойствами обладает ультразвук? Как ультразвук применяется в медицине?
2. Что называют явлением полного внутреннего отражения? Где применяют, как учитывают это явление? Что такое световоды? Как световоды применяются в медицине?
3. Какие виды электромагнитных излучений вы знаете? Какими общими свойствами они обладают? Чем обусловлено различие их свойств? Как различные виды излучения применяются в медицине?
4. Что называют капиллярами? От чего зависит высота подъема жидкости по капилляру? Какова роль капилляров в организме человека? Задание 3.
1. Записать формулу закона всемирного тяготения. Ответить на вопросы: как измениться (увеличиться или уменьшиться) сила притяжения двух тел, если расстояние между ними увеличить в 3 раза.
2. Записать закон Джоуля-Ленца. Ответить на вопросы: как измениться (увеличиться или уменьшиться) количество теплоты, выделяемое проводником, при уменьшении силы тока в 2 раза?
3. Записать закон Кулона. Ответить на вопросы: как измениться (увеличиться или уменьшиться) силы взаимодействия частиц, если заряд одной частицы увеличить в 2 раза, а другой – в 3 раза? Записать закон радиоактивного распада. Сколько процентов радиоактивных ядер останется после 24 дней распада, если период полураспада равен 12 дням?
1. Тело, имеющее начальную скорость 2 м/с, скатывается с наклонной плоскости с ускорением 0,4 м/с2 . Какое перемещение тело совершает за 10 с движения?
2. Тележка с песком массой 10 кг катиться со скоростью 1 м/с по горизонтальной поверхности без трения. В том же направлении летит шар массой 2 кг со скоростью 7 м/с.
Шар ударяется в песок и застревает в нем. Скакой
скоростью покатится тележка?
3
3. Какова масса воздуха, занимающего объем 0,83 м , при температуре 17° С и давлении
1,5·105 Па? Молярная масса воздуха 29× -3
4. Источник тока обладает внутренним сопротивлением 0,4 Ом и создает в цепи силу тока 2 А. Чему равна ЭДС источника, если сопротивление нагрузки 3,6 Ом ?
5. Какой энергией обладает фотон с частотой 3,56·1014Гц. Вызовет ли он фотоэффект с поверхности калия? Работа выхода из калия равна 2,26 эВ.
6. Изотопы алюминия-27 облучаются альфа-частицами. Восстановить второй продукт ядерной реакции 27 А𝑙+ 4He®1H + ? .Какие законы при этом использовались?
Задание 1.
Для амперметра, изображенного на рисунке определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2
Что такое ультразвук? Какими свойствами обладает ультразвук? Как ультразвук применяется в медицине?
Задание 3.
Записать формулу и формулировку закона всемирного тяготения. Ответить на вопрос: как измениться (увеличиться или уменьшиться) сила притяжения двух тел, если расстояние между ними увеличить в 3 раза.
1. С какой скоростью надо бросить мяч вверх, чтобы он достиг высоты 12,8 м. Масса мяча 200 г. Сопротивлением воздуха пренебречь.
2. Азот массой 0,3 кг находится в сосуде объемом 0,01 м3 . Температура азота 3° С. Какое давление создает азот?
3. Найти работу газа, используя график зависимости давления идеального газа от объема.
4. Чему равен потенциал поля, создаваемого зарядом 6 мкКл на расстоянии 3 см от заряда?
5. Найти частоту электромагнитных колебаний, соответствующих свету с длиной волны 600 нм (оранжевый цвет).
6. Выбитый с поверхности пластинки электрон обладает кинетической энергией 1,2 эВ. Чему равна энергия фотона, если известно, что работа выхода с поверхности равна 2,1 эВ?
Задание 1.
Для вольтметра, изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2.
Что называют явлением полного внутреннего отражения? Где применяют, как учитывают это явление? Что такое световоды? Как световоды применяются в медицине?
Задание 3.
Записать закон радиоактивного распада, используя физическую величину период полураспада. Прокомментировать каждую величину. Сколько процентов радиоактивных ядер останется после 24 дней распада, если период полураспада равен 12 дням?
1. Тело движется по окружности радиусом 1,2 м, совершая один оборот за 4 с. Найти скорость и центростремительное ускорение тела.
2. Длина волны составляет 40 см. Чему равен период колебаний частиц волны и их частота, если скорость волны 0,1 м/с.
3. Какой внутренней энергией обладают пары воды в кабинете, если их масса равна 2,4 кг, а температура воздуха (и водяных паров) 27°С.
4. Фотон с энергией 5 эВ выбивает с поверхности металла электрон. При этом электрон совершает работу выхода 2 эВ. Какой максимальной кинетической энергией может обладать электрон ?
5. Луч света переходит из стекла с показателем преломления n = 1,6 , в водус показателем преломления 1,33. Угол преломления равен 35˚. Найти угол падения.
6. Приведена реакция, в результате которой был искусственно получен 104 химический
элемент Резерфордий
242Pu + ?®260Rf +4 1n
. Каким изотопом облучали изотоп
плутония-242?
94 104 0
Задание 1.
Для психрометра, изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2.
Что называют капиллярами? От чего зависит высота подъема
жидкости по капилляру? Какова роль капилляров в организме человека?
Задание 3.
Записать формулу и формулировку закона Кулона. Ответить на вопрос: как измениться (увеличиться или уменьшиться) силы взаимодействия частиц, если заряд одной частицы увеличить в 2 раза, а другой – в 3 раза
1. Пуля массой 9 г движется в пенопласте. За 2 секунды ее скорость изменилась с 250 м/с до 200 м/с. Найти силу сопротивления движению пули.
2. Определить длину звуковой волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения звука равна 340 м/с.
-26
3. Какое давление производят молекулы идеального массой 4,2•10 кг, движущиеся со
20
средней квадратической скоростью 800 м/с ? Концентрация молекул равна 3•10 м .
4. Найти ЭДС индукции в замкнутом контуре, состоящем из 200 витков, если изменении магнитного потока на 5 мВб происходит за 0,2 с.
5. Угол падения луча на поверхность подсолнечного масла равен 60º, а угол преломления 36º. Найти показатель преломления масла.
6. Реакция, в результате которой был искусственно получен химический элемент – астат
197Au + ?®206At +31n
79 85 0
Определить, чем облучали ядра атома золота-197.
Задание 1.
Для барометра (измеряет давление в атмосферах [р]=1 атм.), изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2.
Какие виды электромагнитных излучений вы знаете? Какими общими свойствами они обладают? Чем обусловлено различие их свойств? Как различные виды излучения применяются в медицине?
Задание 3.
Записать формулу и формулировку закона Джоуля-Ленца. Ответить на вопросы: как измениться (увеличиться или уменьшиться) количество теплоты, выделяемое проводником, при уменьшении силы тока в 2 раза?
Приложение 3
Задания для текущего контроля знаний Вопросы для опроса и формирования новых знаний по теме:
Прямолинейное равнопеременное движение материальной точки |
1. По каким правилам производятся действия с векторными величинами? 2. В чем состоит правило сложение векторов? 3. Что такое прямолинейное равномерное движение? Как связаны перемещение и скорость при таком движении? 4. Можно ли, зная начальное положение тела и длину пройденного пути, определить конечное его положение? |
Формирование ЗУН |
1. Тело, двигаясь со скоростью 50 м/с, и начинает тормозить с ускорением 10 м/с2. Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени . 2.Тело, двигаясь со скоростью 6 м/с, начинает разгоняться с ускорением 2 м/с2. Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени . 3.Тело, двигаясь со скоростью 150 м/с, начинает тормозить с ускорением 50 м/с2. Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени . 4.Тело, двигаясь со скоростью 2 м/с, начинает разгоняться с ускорением 4 м/с2 . Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени. 5.Тело движется с постоянной скоростью 72 км/ч. Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени . 6.Тело движется с постоянной скоростью 36 км/ч. Написать уравнения для скорости движение и перемещения тела. Построить график зависимости скорости тела от времени и график зависимости перемещения от времени . |
Движение по окружности |
1. Какое движение называется прямолинейным? 2.Какое движение называют криволинейным? 3.Назвать условия, при которых тело движется прямолинейно. 4.Назвать условия, при которых тело движется криволинейно. 5.Как направлена скорость тела при движении по окружности? 6.Что представляют собой пройденный путь при движении тела по окружности? 7.Что представляют собой перемещение при движении тела по окружности? 8.Как называется ускорение при движении тела по окружности? 9. По какой формуле вычисляется ускорение при движении тела по окружности? 10. Мы изучаем движение тела по окружности с постоянной скоростью. Почему же тогда мы говорим об ускорении? |
Формирование ЗУН |
Криволинейное ускорение. Движение по окружности» 1. При каком условии тело движется криволинейно? a) Направление ускорения и силы не совпадают. b) Скорость и действующая на тело сила направлены под углом друг к другу. c) На тело действует несколько сил. d) Ускорение тела не постоянно. 2. Перемещение тела при движении по окружности направлено a) по касательной, b) по хорде, |
|
c) к центру окружности, d) правильного ответа нет. 3. Как направлена сила, действующая на тело, при его равномерном движении по окружности? a) по касательной b) по хорде c) к центру окружности 4. При движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, тело обладает центростремительным ускорением. Какова роль этого ускорения при движении? a) Ускорение изменяет направление скорости. b) Ускорение изменяет величину скорости. c) Ускорение приводит к изменению траектории движения. d) Правильного ответа нет 5. Скорость тела при его равномерном движении по окружности увеличилась в 2 раза. При этом центростремительное ускорение тела a) не изменилось, b) увеличилось в 2 раза, c) увеличилось в 4 раза, d) уменьшилось в 2 раза, e) уменьшилось в 2 раза. 6. Тело движется со скоростью 10 м/с по окружности радиусом 2 м. При этом центростремительное ускорение тела равно a) 5 м/с2 b) 50 м/с2 c) 0,2 м/с2 d) правильного ответа нет 7. Траектория движения точки показана на рисунке. Как изменяется скорость точки, если центростремительное ускорение в каждой точке остается постоянным? а) Скорость уменьшается пропорционально корню квадратному из радиуса кривизны. b) Скорость увеличивается пропорционально корню квадратному из радиуса кривизны. c) Скорость уменьшаются пропорционально корню квадратному из радиуса кривизны. d) Скорость увеличиваются пропорционально корню квадратному из радиуса кривизны. Найти формулу |
|||||||||
|
8. |
скорость при движении тела по окружности |
a) |
a = U 2 ц r |
d) |
U 2 r = a ц |
|
|||
9. |
второй закон Ньютона |
b) |
F = ma |
e) |
U = aц r |
|
||||
10. |
центростремительное ускорение |
c) |
mU 2 F = r |
f). |
U = |
aц |
|
|
||
r |
||||||||||
Сила упругости. Сила трения. Сила всемирного тяготения |
1 вариант 1. Найти массу тела, если известно, что сила 1,2 кН сообщает ему ускорение 4 м/с2. 2. На тело массой 2кг действуют две силы, имеющие противоположное направление. Значение первой сил равно 2000 Н, а значение второй силы равно 500 Н.Какое перемещение совершит это тело за 3 с, двигаясь из состояния покоя. 2вариант 1. Найти массу тела, если сила 400мН сообщает ему ускорение 0,2 м/с2. 2. На тело массой 0,8кг действуют две силы, имеющие одинаковое направление: 1,3 Н и 0,3 Н. Какую скорость приобретет это тело через 7с, |
|||||||||
|
|
если начальная скорость тела была равна 6 м/с ? |
Формирование ЗУН |
задачи 1.Найти силу всемирного тяготения, действующую между телами массой |
|
2·108 кг и 5·109 кг, находящимися на расстоянии 3 км друг от друга. |
|
2.Найти силу тяжести, действующую на тело, находящееся на поверхности |
|
Нептуна. ( см. учебник астрономии таблицу «Основные сведения о |
|
планетах»). |
|
3.Рассчитать ускорение свободного падения для астероида (малая планета |
|
Солнечной системы) масса которого равна 6,4·1012 кг, а средний радиус равен |
|
1 км. |
|
4.Мотоциклист движется по окружности радиусом 20 м со скоростью 108 |
|
км/ч. Найти центростремительное ускорение и действующую на |
|
мотоциклиста центростремительную силу. |
|
Вопросы: |
|
1.Что является мерой взаимодействия тел? |
|
2.Когда возникает сила упругости? |
|
3.Какие существуют силы деформации? |
|
4.Почему возникает сила упругости и как она направлена? |
Работа и мощность. Коэффициент полезного действия. |
1. Что такое импульс силы, импульс тела? 2. Закон сохранения импульса -? 3.Принцип действия ракеты - ? |
Формирование ЗУН |
1. Что такое механическая работа – ? 2. Работа силы, направленной вдоль перемещения тела- ? 3.Выражение мощности через силу и скорость. Механическая работа и мощность 1. Санки тянут с силой 43 Н за веревку, составляющую угол 30º с горизонталью. Какую работу совершает эта сила на пути 80 см при прямолинейном равномерном движении тела в течение 4 секунд. Чему будет равна развиваемая мощность ? 2. Какую работу (в кДж) совершает лошадь за 1 минуту. (Мощность см. в таблице № 7 на стр. 57). 3. Какая работа совершается при вертикальном подъеме тела массой 24 кг на высоту 50 см ? 4. Пружина с коэффициентом жесткости 100 Н/м сжата на 3 см. Какая полезная работа при совершена? Считая полную работу по сжатию пружины равной 0,05 Дж, найти КПД устройства. |
Механические |
7. На рисунке показан график зависимости смещения гармонически колеблющегося тела от времени. В какой или в каких из указанных на рисунке точках, потенциальная энергия данного тела принимает минимальное значение? А) Только 1 Б) 1 и 3 В) 2 и 4 Г) Только 4 Д) 0, 2 и 4. 8. Материальная точка совершает гармонические колебания. Какие из нижеприведенных значений скорости, силы, величин потенциальной и кинетической энергии принимают максимальные значения при амплитудных смещениях? А) V ; F ; Еp Б) V ; F ; Еk В) F ; Ер Г) F ; Еk Д) правильного ответа нет |
волны. Свойства |
|
механических волн. |
|
Звуковые волны |
|
9. На рисунке представлен график зависимости кинетической энергии колеблющегося тела от времени. Определить величину кинетической и потенциальной энергии через 4 секунды после начала колебаний. А) Ek =0; Ep =100 мДж. Б) Ek = Ep =100 мДж В) Ek = Ep =0. Г) Ek =100 мДж; Ep =0 10. В брусок, прикрепленный к упругой пружине и находящийся на гладкой горизонтальной поверхности, попадает горизотально летящая пуля и застревает в нем. Возникнут ли в этой системе колебания? Ответ обосновать. |
||||||
Формирование ЗУН |
Задачи 1. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций за 1 минуту. Определить период и частоту сокращения сердечной мышцы. Соответствует ли такой пульс спокойному состоянию организма? 2. В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 секунды. Определить скорость распространения такой волны. 3. Дан график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. Определить по графику период колебаний и амплитуду колебаний. Отметьте звездочкой на графике точки, соответствующие прохождению телом положения равновесия. В какие моменты времени тело проходило положение равновесии. 4. По звуку легко обнаружить в небе летящий самолет обычного типа и трудно – реактивный. Почему? 5. Маятник часов совершает незатухающие колебания. Какие из величин, характеризующие его движение (смещение, амплитуда, скорость, ускорение, энергия), являются постоянными, а какие переменными? |
||||||
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. |
вопросы. 1. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Явления, опыты, факты, доказывающие основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Формула для расчета массы одной молекулы. 2. Что такое температура? Формула, определяющая связь макропараметра «температура» с микропараметрами. Формула, определяющая соотношение между макропараметрами газа. Понятие «абсолютный ноль температуры». Тепловое равновесие. Теплообмен и второе начало термодинамики. 3. Модель «идеальный газ». Давление идеального газа. Формулы для вычисления давления газа. Универсальная газовая постоянная. Модель строения газов. Свойства газов. |
||||||
Формирование ЗУН |
|
||||||
|
|
|
|
1 состояние |
2 состояние |
|
|
|
процесс |
газ |
масса , кг |
Т1, К |
V1, м3 |
р1, Па |
Т2, К |
V2, м3 |
р2, Па |
|
изобарное расширени е |
азот |
2,8 |
20 0 |
? |
1,5•10 5 |
? |
3,3 |
? |
|
||
изохорное нагревание |
кислород |
3,2 |
30 0 |
? |
2•105 |
66 0 |
? |
? |
|
||
изобарное сжатие |
водород |
0,4 |
? |
11 |
1,2•10 5 |
60 0 |
4 |
? |
|
||
адиабатное расширени е |
метан |
0,034 |
35 0 |
0,0 3 |
? |
? |
0,1 2 |
105 |
|
||
адиабатное сжатие |
углекислы й газ |
0,44 |
45 0 |
? |
105 |
? |
0,1 7 |
1,5•10 5 |
|
||
изохорное охлаждени е |
воздух |
5,8 |
50 0 |
8,3 1 |
? |
32 0 |
? |
? |
|
||
Таблица для составления задач по теме 1. Найти массу одной молекулы газа. 2. Используя уравнение Менделеева-Клапейрона, найти недостающий параметр газа в 1 состоянии. 3. Найти внутреннюю энергию газа в 1 состоянии. 4. Используя газовые законы или уравнение Клапейрона (для адиабатного процесса), определить недостающие параметры газа в 2 состоянии. 5. Используя второй закон термодинамики, рассчитать изменение внутренней энергии, количество теплоты, работу газа. |
|||||||||||
Внутренняя энергия. Работа газа. Первое начало термодинамики. |
1.Что такое внутренняя энергия? 2.Способы изменения внутренней энергии? 3. Вычисление работы при изобарном процессе? 4. Дайте словесную формулировку первому началу термодинамики. |
||||||||||
Формирование ЗУН |
Блок 1. Внутренняя энергия 1. Какой энергией обладают пары воды в кабинете, если их масса равна 2,4 кг, а температура воздуха (и водяных паров) 27°С. 2. Найти массу кислорода, если его внутренняя энергия равна 1200 Дж, а термодинамическая температура 500 К. 3. Вычислить изменение внутренней энергии углекислого газа, масса которого равна 440 г при повышении температуры от 27°С до 127°С. 4. Аэростат объемом 600 м3 наполнен гелием под давлением 120 кПа. Чему равно изменение внутренней энергии гелия при уменьшении его объема до 560 м3 ?
Блок 2. Работа в термодинамике 5. Найти работу идеального газа при увеличении его объема от 45,7 м3 до 46,3 м3 . Давление газа равно 2 атмосферам (1 атм. = 101 кПа). 6. Газ в пробирке совершает работу 1,2 Дж при расширении на 6 см3 . Чему равно давление газа |
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса |
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? Что такое внутренняя энергия? Как рассчитать количество теплоты? |
Формирование ЗУН |
1. Спирт массой 400 г нагревают, затрачивая при этом 5 кДж теплоты. Найти изменение температуры тела. Удельная теплоемкость спирта 2500 Дж / (кг·ºС). 2. Для испарения эфира массой 3 кг, взятого при температуре кипения, в установке затрачивают 100 г керосина. Определить КПД установки. Удельная теплота парообразования эфира равна 0,9 ·106 Дж/кг. Удельная теплота сгорания керосина равна 4,6 ·107 Дж/кг. 3. При конденсации жидкости, происходящей при температуре 80ºС, выделяется 32 кДж теплоты. При остывание тела до температуры 20ºС выделяется еще 7 кДж теплоты. Построить график этих процессов. 4. Что называют удельной теплотой сгорания вещества? 5. Ртуть в медицинском термометре нагревается на 2°С и на 3°С. В каком случае требуется меньшее количество теплоты? Во сколько раз? |
Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. |
1.Обратимые и необратимые процессы. 2.Второй закон термодинамики. 3.Каковы основные элементы теплового двигателя и принцип работы. 4.Влияние тепловых двигателей на окружающую среду. 5.Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. |
Формирование ЗУН |
1.При каких процессах возможно получение максимальной работы за счет внутренней энергии топлива. 5.Почему в тепловых двигателях нельзя использовать внутреннюю энергию мирового океана? |
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. |
1. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? 2. При каких условиях происходит процесс перехода тела из одного агрегатного состояния в другое? 3. Как произвести расчеты количества теплоты для перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? 4. Влажность воздуха - ? 5. Назовите приборы для определения влажности воздуха. 6. Приведите примеры, подтверждающие существование поверхностного натяжения. 7. Приведите примеры смачивания и несмачивания. |
Формирование ЗУН |
1.капиллярные явления, где встречаются? 2.Определите влажность в классе. 3. Какая влажность благоприятна для жизни человека? 4. Олово легко расплавить. Почему же нельзя выдувать из него изделия, как это делают из стекла? 5. Как показать, что стекло – тело аморфное, а поваренная соль – тело кристаллическое? |
Модель строения твердого тела. Механические свойства твердых тел |
1.Сформулируйте определение деформации твердого тела. 2.Сформулируйте закон Гука и определение напряжения. В каких единицах измеряется напряжение. 3.Какое напряжение в материале называют пределом упругости? 4.Почему предел упругости при сжатии больше предела упругости при растяжении? |
Электрическая емкость. Конденсаторы. |
1. сформулируйте определение электрической ёмкости уединенного проводника. Запишите единицу электроемкости. 2. Почему большой заряд не удерживается на сфере малого радиуса? |
Энергия электрического поля. |
3. Какая система проводников называется конденсатором? Сформулируйте определение электроемкости конденсатора. 4. Почему введение диэлектрика увеличивает электроемкость конденсатора? 5. Почему электроемкость конденсатора не зависит от внешних электростатических полей? |
Формирование ЗУН |
1. В паспорте конденсатора указано : «150 мкФ; 200 В». Какой наибольший допустимый заряд можно сообщить данному конденсатору? 2. Какова электроемкость керамического конденсатора с площадью пластин 1 см2, расстоянием между ними 0,1 мм и диэлектрической проницаемостью 10000. (1 см2=10 -4 м2) 3. При разрядке конденсатора выделилась энергия 0,5 Дж. Электроемкость конденсатора равна 4 мкФ. Чему был равен заряд конденсатора? 4. Между пластинами плоского воздушного конденсатора внесли кусок слюды с диэлектрической проницаемостью 7. Как при этом измениться электроемкость конденсатора? 5. Построить график зависимости энергии конденсатора от его заряда. |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца |
1. Мощность сфокусированного луча СО2 – лазера, используемого как хирургического инструмента для разрезания тканей, равна 2·103 Вт на 1 см2. Чему равна работа электрического тока внутри лазера, если хирург использует лазер в течение 4 с ? 2. Какую работу совершает электрический ток в течение 100 с в цепи с напряжением 12 В, если сопротивление цепи равно 34 Ом ? 3. Мощность чайника 1,5 кВт. Какая работа совершается за 3 минуты. 4. Найти мощность тока, если напряжение сети равно 220 В, а сопротивление прибора 2кОм. 5. От генератора с ЭДС 40 В и внутренним сопротивлением 0,04 Ом ток поступает по медному кабелю с площадью поперечного сечения 170 мм2 к месту электросварки, удаленному от генератора на 50 м. Сопротивление сварочного аппарата 0,155 Ом. Найти силу тока в цепи и мощность, потребляемую сварочным аппаратом. Ом × мм2 0,017 Удельное электрическое сопротивление меди равно м |
Формирование ЗУН |
6. Чему равно количество теплоты, выделяющееся в проводнике сопротивлением 4,5 кОм за 2 с, если по проводнику идет ток 0,2 А. 7. Рассчитать количество теплоты, выделяемое за 1 с в цепи, состоящей из резисторов 4 Ом и 5 Ом, подключённых в сеть с напряжением 18 В последовательно. На каком резисторе выделяется большее количество теплоты ? Чему оно равно ? 8. Рассчитать количество теплоты, выделяемое за 1 с в цепи, состоящей из резисторов 4 Ом и 5 Ом, подключённых в сеть с напряжением 18 В параллельно. На каком резисторе выделяется большее количество теплоты ? Чему оно равно ? 9. Рассчитать КПД нагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки длиной 10 м с площадью поперечного сечения 0,6 мм2 и работающего от напряжения 220 В, если с его помощью можно нагреть воду объемом 2 л от 20оС до кипения за 2 минуты. Удельное электрическое сопротивление никелина равно Ом × мм2 Дж 0,4 4200 м . Удельная теплоёмкость воды кг ×0 С . |
Электрический ток |
Электрический ток -? |
в различных средах. |
Электрический ток в электролитах -? Электрический ток в полупроводниках, газах, металлах? |
Формирование ЗУН |
1. Определить напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, в котором сила тока равна 250 мА. Удельное электрическое сопротивление стали равно 0,15 Ом· мм2/ м. 2. В сеть последовательно включены электрическая лампочка и резистор. Сопротивление нити накала лампочки равно 14 Ом, а резистора 480 Ом. Каково напряжение на резисторе, если напряжение на лампочке равно 3,5 В ? 3. Начертить схему цепи, состоящей из двух гальванических элементов, электрической лампы, реостата, ключа и предохранителя. Покажите стрелкой, в какую сторону надо передвинуть ползунок реостата, чтобы накал лампы стал меньше? Ответ обосновать. |
Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция |
1. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 2. Как определяется направление индукционного ока? 3. Почему закон электромагнитной индукции формулируется для ЭДС, а не для силы тока? 4. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак «минус»? 5.Что называют самоиндукцией? |
Формирование ЗУН |
Магнитный поток 1. Магнитная индукция однородного поля равна 6 мТл. Найти величину магнитного потока через круглый контур радиусом 5 см , если нормаль к поверхностью составляет 0º, 60º, 90º. 1. Через квадратный контур со стороной 4 см проходит магнитный поток 8 мВб. Чему равна индукция магнитного поля, если поверхность витка перпендикулярна контуру? Блок 2 . Закон электромагнитной индукции. 2. Виток движется влево. Определить направление индукционного тока в витке. Не забудьте выделить ту часть витка, которая ближе к читателю. 3. Найти ЭДС индукции в замкнутом контуре, если изменении магнитного потока на 5 мВб происходит за 0,2 с. 4. В замкнутом контуре возникает ЭДС индукции 8 В. В течении какого времени магнитный поток изменялся от 0,1 Вб до 0,5 Вб ? 5. Используя закон Ома для индукционного тока Ii=Ei /R ,вычислите силу индукционного тока в проводнике сопротивлением 40 Ом при изменении магнитного потока на 0,46 Вб в течение 0,2 с. |
Переменный электрический ток. Трансформатор Производство, передача и потребление электроэнергии |
1. При каких условиях в электрической цепи возникают вынужденные электромагнитные колебания? 2. Устройство трансформатора? Что такое коэффициент трансформации? 3. как осуществляется передача энергии на большие расстояния? 4. Что может произойти, если случайно подключить трансформатор к источнику постоянного тока? 5. если в обмотке трансформатора замкнет один виток, трансформатор выходит из строя. Почему? |
Формирование ЗУН |
Переменный электрический ток. 1. Найти частоту вращения ротора генератора переменного тока, если он вырабатывает стандартную частоту и имеет 24 пары полюсов. 2. Рамка площадью 200 см2 вращается с частотой 8 об/с в магнитном поле с индукцией 0,4 Тл. Найти амплитуду ЭДС индукции. 3. ЭДС индукции, равна 126 В, возникает в рамке площадью 100 см2, числом витков 100, при вращении с частотой 50 Гц. Чему равно значение магнитной индукции? 4. Найти действующее значение силы тока. График зависимости силы тока от времени приведен на рис. 5. Действующее значение напряжения в бытовой сети равна 220 В. Чему равно максимальное значение силы тока ? Блок 5. Трансформатор. 1. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 В до 660 В. Чему равен коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке? 2. Трансформатор с коэффициентом трансформации, равным 10, включен в цепь с напряжением 10 кВ. Чему равно напряжение во вторичной обмотке? 3. Повышающий трансформатор создает во вторичной обмотке силу тока 2 А при напряжении 2200 В. В первичной обмотке напряжение равно 110 В. Чему равен ток в первичной обмотке, если потерь энергии в трансформаторе нет. 4. Трансформатор с коэффициентом трансформации, равным 10, включен в цепь с напряжением 10 кВ. При этом во вторичной цепи возникает ток 2 А. Чему равна сила тока в первичной обмотке, если потерями на сопротивление можно пренебречь? 5. В первичной обмотке трансформатора напряжение равно 1200 В, сила тока 0,2 А, во вторичной обмотке напряжение равно 100 В, сила тока 2,2 А. Рассчитать коэффициент полезного действия трансформатора. |
Принципы радиосвязи |
1. Как должна двигаться частица, чтобы она излучала электромагнитные волны? 2. Что такое колебательный контур? 3. Почему обычный колебательный контур нельзя использовать для излучения электромагнитных волн? 4. Для чего нужна модуляция колебаний7 5.Что называют детектированием колебаний? |
Формирование ЗУН |
1. Электроемкость конденсатора в колебательном контуре радиоприемника плавно меняется от 5 до 25 пФ, а индуктивность от 20 до 100 мГн. В каком диапазоне длин волн может работать радиоприемник? 2. Радиопередатчик излучает электромагнитные волны длиной 500 м. Определите электроемкость конденсатора, включенного в его колебательный контур, если индуктивность последнего 1,5 мГн. 3. Сколько радиостанций может работать без помех в диапазоне длин волн 200-600 м, если каждой станции отводят полосу частот 4 кГц? |
Закон отражения и преломления света. Полное внутреннее |
1. Каков физический смысл показателя преломления? 2. Чем отличается относительный показатель преломления от относительного ? |
отражение. |
3. Чему равен предельный угол полного отражения на границе алмаз- воздух? 4. Приведите примеры наблюдения полного отражения. 5. Начертите ход лучей сквозь треугольную стеклянную призму, основанием которой является равнобедренный прямоугольный треугольник. Лучи падают на широкую грань перпендикулярно этой грани. |
Формирование ЗУН |
1. Угол падения луча на поверхность подсолнечного масла равен 60º, а угол преломления 36º. Найти показатель преломления масла. 2. На поверхность стекла падает луч света под углом 45˚. Найти угол преломления. 3. Луч света переходит из стекла с показателем преломления n = 1,6 , в воду. Угол преломления равен 35˚. Найти угол падения. 4. Мальчик старается попасть палкой в предмет, находящийся на дне ручья глубиной 40 см. На каком расстоянии от предмета палка попадёт в дно ручья, если мальчик, точно прицелившись, двигает палку под углом 45º к поверхности воды ? |
Свет как электромагнитная волна. Интерференция света Дифракция света. Другие свойства световых волн |
1.Как получить когерентные световые волны? 2.В чем состоит интерференция световых волн? 3. С какой физической величиной связано различие в свете? 4. При каких условиях дифракция волн проявляется особенно отчетливо? 5. Поляризация света - ? |
Формирование ЗУН |
1. На дифракционную решетку падает свет с длиной волны 656 нм. При этом спектр второго порядка наблюдается под углом 15º (sin15º = 0,259). Найти - период решетки, - число штрихов N , нанесенных на 1 мм решетки (формула мм , 𝑁 - максимальное число спектров, которые можно наблюдать с помощью этой решетки (для этого при расчетах надо взять максимальный угол φ= 90º ). |
Виды электромагнитных излучений Обобщение темы «Электромагнитны е волны» |
1. Шкала электромагнитных колебаний -? 2. Инфракрасные лучи – ? 3.Ультрофиолетовое излучение- ? 4. Рентгеновское излучение - ? 5. Гамма лучи - ? |
Формирование ЗУН |
1. Определить кинетическую энергию электронов перед ударом о катод, если рентгеновская трубка работает при напряжении 100кВ. С какой скоростью будут двигаться электроны перед ударом об анод. 2. В рентгеновской трубке электроны подлетают к аноду со скоростью 2·105км/с.Чему равно напряжение в этой трубке? 3. Определить мощность рентгеновского излучения, если известно, что КПД рентгеновской трубки равно 2%.Трубка работает под напряжением 200кВ. Ежесекундно в анод ударяется 1019 электронов. |
|
4. С каким ускорением движутся электроны в рентгеновской трубке, работающей под напряжением 100кВ? Длина трубки 15см. Движение электронов является равноускоренным. Перемещение можно вычислить по формуле 2 U S = т.к. U0=0 2×a |
Квантовая гипотеза. Фотоны. Фотоэлектрический эффект. Волновые и корпускулярные свойства света. |
1.Вчем состоят основные законы фотоэффекта? 2.Что такое красная граница фотоэффекта? 3. Каие факторы свидетельствуют о наличии у света корпускулярных свойств? 4. Что понимают под словами корпускулярно-волновой дуализм? 5. Применение фотоэффекта. |
Формирование ЗУН |
1. Найдите энергию фотона для инфракрасных лучей, частота которых равна 1012 Гц. 2. Пластинка никеля освещена ультрафиолетовыми лучами с длиной волны 2 • 107 м. Определите скорость фотоэлектронов, если работа выхо никеля равна 5 эВ. |
Радиоактивность и ее виды. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы |
Радиоактивность - ? 1.Сформулируйте закон радиоактивного распада. Радиоактивное излучение –это? |
Формирование ЗУН |
Сколько атомов радиоактивного образца с числом атомов 2,8·1018 осталось через 1,6 суток, если период полураспада равен 3,2 суток? |
Строение атомного ядра. Ядерные реакции |
1. Опыт Резерфорда (цель, установка, проведение, выводы) 2. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомов. График зависимости удельной энергии связи от массового числа. 3. Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях. Энергетический выход ядерных реакций. |
Формирование ЗУН |
1. Дать характеристику альфа-частице. 2. Рассказать о модели атома Дж. Томсона 3. (IIур) С какой целью Э.Резерфорд поставил свой известный опыт. Какая модель атома появилась в результате этого опыта? Кратко описать эту модель. 4. Чему оказался равен размер ядра атома, определенный Резерфордом? 5. В чем состоит противоречие планетарной модели атомов и классической электродинамики ? 6. Сформулировать первый постулат Бора. 7. Сформулировать второй постулат Бора. 8. Записать формулу для значений частоты фотонов, испускаемых атомами при переходе электрона с одной орбиты на другую. 9. Какая орбита электрона называется стационарной ? 10. При каких переходах электрона атомы поглощают, а при каких – излучают фотоны? 11. Как перевести энергию из эВ (электрон-Вольт) в Дж (Джоули)? 12. Как вы понимаете термин «квантование» ? 13. (IIур) Какую энергию называют энергией ионизации атома? 14. (IIур) Рассчитать длину волны фотона, испускаемого атомом водорода при переходе электрона с третьего уровня на первый. |
Приложение 4
I вариант
7. Тело движется по окружности радиусом 1,2 м, совершая один оборот за 4 с. Найти скорость и центростремительное ускорение тела.
8. Длина волны составляет 40 см. Чему равен период колебаний частиц волны и их частота, если скорость волны 0,1 м/с.
9. Какой внутренней энергией обладают пары воды в кабинете, если их масса равна 2,4 кг, а температура воздуха (и водяных паров) 27°С.
10. Фотон с энергией 5 эВ выбивает с поверхности металла электрон. При этом электрон совершает работу выхода 2 эВ. Какой максимальной кинетической энергией может обладать электрон ?
11. Луч света переходит из стекла с показателем преломления n = 1,6 , в водус показателем преломления 1,33. Угол преломления равен 35˚. Найти угол падения.
12. Приведена реакция, в результате которой был искусственно получен 104 химический
элемент Резерфордий
242Pu + ?®260Rf +4 1n
. Каким изотопом облучали изотоп
плутония-242?
94 104 0
Задание 1.
Для психрометра, изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2.
Что называют капиллярами? От чего зависит высота подъема
жидкости по капилляру? Какова роль капилляров в организме человека?
Задание 3.
Записать формулу и формулировку закона Кулона. Ответить на вопрос: как измениться (увеличиться или уменьшиться) силы взаимодействия частиц, если заряд одной частицы увеличить в 2 раза, а другой – в 3 раза?
II вариант
7. Пуля массой 9 г движется в пенопласте. За 2 секунды ее скорость изменилась с 250 м/с до 200 м/с. Найти силу сопротивления движению пули.
8. Определить длину звуковой волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения звука равна 340 м/с.
-26
9. Какое давление производят молекулы идеального массой 4,2•10 кг, движущиеся со
20
средней квадратической скоростью 800 м/с ? Концентрация молекул равна 3•10 м .
10. Найти ЭДС индукции в замкнутом контуре, состоящем из 200 витков, если изменении магнитного потока на 5 мВб происходит за 0,2 с.
11. Угол падения луча на поверхность подсолнечного масла равен 60º, а угол преломления 36º. Найти показатель преломления масла.
12. Реакция, в результате которой был искусственно получен химический элемент – астат
197Au + ?®206At +31n
79 85 0
Определить, чем облучали ядра атома золота-197.
Задание 1.
Для барометра (измеряет давление в атмосферах [р]=1 атм.), изображенного на рисунке, определить:
- цену деления прибора,
- пределы измерения прибора,
- показания прибора,
- погрешность измерения
Задание 2.
Какие виды электромагнитных излучений вы знаете? Какими общими свойствами они обладают? Чем обусловлено различие их свойств? Как различные виды излучения применяются в медицине?
Задание 3.
Записать формулу и формулировку закона Джоуля-Ленца. Ответить на вопросы: как измениться (увеличиться или уменьшиться) количество теплоты, выделяемое проводником, при уменьшении силы тока в 2 раза?
Приложение 5
|
1 вариант |
2 вариант |
1 |
υ = 1,9 м/с а = 3 м/с2 |
F = 0,225 Н |
2 |
Т = 4 с, n = 0,25 Гц |
λ = 1,7 м |
3 |
U = 0,5 МДж |
р = 2,7 МПа |
4 |
Wk= 3 эВ |
ei = 5 В |
5 |
a = 27° |
n2= 1,5 |
6 |
22 Ne |
12С |
10 |
6 |
|
Задание |
ц.д. = 1 Па |
ц.д. = 0,2 атм |
№ 1 |
п.и. = 0 – 100 Па |
п.и. = 0 – 10 атм |
|
р = 46 Па |
р = 6,7 атм |
|
Δ = 0,5 Па |
Δ = 0,1 атм |
Задание |
План ответа |
План ответа |
№ 2 |
1. Что такое капилляры 2. Высота подъема жидкости по капиллярам 3. Роль капиллярных явлений в природе. 4. Учет капиллярных явлений в деятельности человека 5. Капилляры в организме человека |
1. Шкала электромагнитных излучений 2. Общие свойства излучений 3. Зависимость свойств излучения от частоты 4. Применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового излучения, рентгеновского, гамма-излучения. |
Задание |
F = k Q1 × Q2 r 2 При увеличении заряда частиц в 2 и 3 раза сила взаимодействия увеличится в 6 раз. |
Q = I 2 Rt |
№ 3 |
При уменьшении силы тока в 2 раза количество теплоты уменьшается в 4 раза. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.