РП рус.яз. 4 кл
Оценка 4.6

РП рус.яз. 4 кл

Оценка 4.6
docx
06.06.2021
РП рус.яз. 4 кл
РП рус.яз. 4 кл.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

     Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Школы №9 г. Феодосии Республики Крым», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы ,на основе программы под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого  (Концепция и программы для начальных классов  УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014)

                                                                                                           

                                                                                   Общая характеристика учебного предмета

 

      Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе.

  В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

 

    Цели обучения:

1.      Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

2.      Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

3.      Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

4.      Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

     Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является  диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

     Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорения, произношения слов, грамматический  разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

      Задачи  обучения:

·         развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;

·         освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;

·         овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,           оставлять несложные монологические высказывания;

·         воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты;  пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.

        В 4 классе ведущим направлением работы по языку бу­дет функционально-синтаксическое. Значительное место уде­ляется частям речи и их существенным признакам. Учащие­ся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склоне­нием имен прилагательных, личных местоимений, спряжени­ем глагола, изменением глаголов настоящего и будущего вре­мени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием слож­ных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безудар­ных личных окончаний глаголов. Развивается умение анали­зировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, про­износительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

     Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предло­жения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

 

                                                                                    Место предмета в учебном плане

    Содержание авторской программы позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Программа расчитана на 170 часов.

 

                                                                Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           

                                                                                          Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн

 

                                               

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

·  осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

·  осознание русского языка как явления культуры русского народа;

·  внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

·  положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

·  чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

·  осознавать слово как главное средство языка;

·  осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

·  различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

·  использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

·  использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

·  производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

·  соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

·  устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

·  различать родственные (однокоренные) слова;

·  осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

·  оценивать уместность использования слов в тексте;

·  осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

·  использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

·  осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

·  применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

·  определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

·  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;

·  осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).

·  -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов;излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

·  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);

·  понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

·  озаглавливать текст;

·  подробно пересказывать текст;

·  прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

·  осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

·  осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

·  выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

·  следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

·  осуществлять само - и взаимопроверку работ;

·  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

·  находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

·  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное  содержание                                                                

 

Тема

Количество часов

 

Вспоминаем, повторяем,изучаем

41

1

Повторение

11

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

21

 

Части речи

117

4

 Имя существительное

36

5

Имя прилагательное

33

6

Личные местоимения

8

7

Глагол

40

 

Повторение изученного за год

12

 

Итого:

170

 

      Лексика, фонетика ,грамматика, правописание и развитие речи ( 170 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (41 ч)

     Части речи (117 ч)

     Повторение изученного за год (12 ч)

                      Вспоминаем, повторяем, изучаем (41 ч)

      Повторение (11ч) Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

    Предложение (9 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

       Слово в языке и речи (21 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии стипом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

 

                                                                                              Части речи (117 ч)

                                                                                      Имя существительное (36 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе(кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

                                                                                     

Имя прилагательное (33 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

 

                                                                                                Местоимение (8 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                                                  

                                                                                            Глагол (40 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

 

                                                                                                   Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодар­ности, просьбы; слова, используемые при извинении и от­казе.

 

                                                    

 

 

 

                                                                                   Повторение изученного (12ч)

                                                                                             Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, ра­циональных способов соединений букв в словах, предложе­ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся

  

                                                         Слова с непроверяемыми написаниями

 

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, бесе­да, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вок­зал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, две­надцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медлен­но, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, само­лёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 4 классе ведущим направлением работы по языку бу­ дет функционально-синтаксическое

В 4 классе ведущим направлением работы по языку бу­ дет функционально-синтаксическое

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Коммуникативные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Коммуникативные

Основное содержание №

Основное содержание №

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста

Склонение имен существительных (повторение)

Склонение имен существительных (повторение)

Местоимение (8 ч) Местоимение как часть речи

Местоимение (8 ч) Местоимение как часть речи

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021