ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучения учащихся 2, 3, 4-х классов.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
Ø способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Ø пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
Ø совершенствование общего языкового развития учащихся;
Ø способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Ø способствовать развитию смекалки и сообразительности.
Ø приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Общая характеристика учебного курса:
Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению: научно – познавательное (проектная деятельность).
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом
литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4)
приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Содержание программы
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Результаты обучения
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты ) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
К концу курса учащиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
уметь:
-Различать приставки и предлоги.
-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
-Разбирать предложения по членам предложения.
-Обозначать на письме интонацию перечисления.
-Разбирать слова по составу.
-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
-Писать правильно слова с удвоенными согласными.
-Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
-Определять число, время глаголов.
-Писать НЕ с глаголами.
-Работать со словарем.
-Группировать и подбирать слова на определенные правила.
-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
-Составлять рассказы по картинке.
Тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? |
1 |
2 |
Сокровища родного языка |
1 |
3 |
Незаменимый мягкий знак |
1 |
4 |
Путешествие по стране «Удвоенных согласных» |
1 |
5 |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? |
1 |
6 |
Волшебник «Ударение» |
1 |
7 |
Из чего же состоят слова? |
1 |
8 |
Как корень слова учил окончания уму – разуму. |
1 |
9 |
В стране парных звонких и глухих согласных |
1 |
10 |
В стране парных звонких и глухих согласных |
1 |
11 |
В стране одиноких согласных |
1 |
12 |
Дружим с грамматикой |
1 |
13 |
Дружим с грамматикой |
1 |
14 |
Досадное недоразумение |
1 |
15 |
Иногда согласные играют с нами в прятки |
1 |
16 |
Новые друзья корней - приставки |
1 |
17 |
Твердый знак не отдыхает… |
1 |
18 |
Слова – части речи |
1 |
19 |
Имя существительное – часть страны Речь |
1 |
20 |
Как у существительных род появился |
1 |
21 |
Доброе утро, имя прилагательное! |
1 |
22 |
Имя прилагательное – часть страны Речь |
1 |
23 |
Моя мама – имя существительное |
1 |
24 |
Глагол – часть страны Речь |
1 |
25 |
Глагол – часть страны Речь |
1 |
26 |
Глагол и его друзья |
1 |
27 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков |
1 |
28 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков |
1 |
29 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков |
1 |
30 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
1 |
31 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
1 |
32 |
А все – таки она хорошая! |
1 |
33 |
Группировка и подбор слов на определенные правила |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику |
1 |
Итого 34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.