Руководство к анализу литературного произведения для студентов колледжа, старшеклассников и преподавателей русского языка и литературы

  • pdf
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пещерова_руководство к анализу литературных произведений.pdf

 

1. Определение Схема жанраанализа  произведения.эпического     произведения:

2. Рассмотрение структуры повествования: 1) определение типа и формы повествования;

2)  выявление средств создания повествователя;

3)  выделение «точек зрения», организующих повествование;

4)  соотношение субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.

3. Анализ пространственно-временной организации произведения. 4 .Рассмотрение системы образов текста.

5.      Выявление элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого изведения  с другими произведениями русской и мировой литературы.

6.      Обобщающая характеристика идейно-эстетического  содержания текста.

 

Примерный план анализа эпизода эпического произведения

 

1.   Варианты вступления:

а) общая характеристика произведения, его сюжета, композиции, конфликта, авторского замысла и т. д.;

б) рассуждение о целом и части, о том, как по отдельному фрагменту можно составить некое представление о художественном мире писателя, его стиле, нравственной и эстетической позиции;

в) восприятие произведения читателем (избирательность, мозаичность картины, выбор читателем понравившихся эпизодов и пропуск отдельных фрагментов, которые показались в процессе чтения не столь существенными, интересными).

2.   Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода:

а) Что предшествовало в произведении этому эпизоду, описанию, диалогу? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода?

б) Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? Опишите обстановку, психологическое состояние героев.

в) Определите основное содержание данного эпизода, его связь с авторским замыслом, место в структуре художественного произведения.

г) В чем своеобразие художественной формы данного фрагмента? Что перед нами: пейзажная зарисовка, описание интерьера, диалог, монолог  или внутренний монолог героя, фрагмент письма или дневника, авторское размышление иди комментарий? Чья точка зрения (идеологическая, психологическая,  пространственно-временная,  фразеологическая)   преобладает в эпизоде? Что можно сказать о характере повествования, способах реализации авторского замысла? Какие художественные приемы используются в данном отрывке? Обратите внимание на особенности поэтического  языка (лексики, синтаксиса).

д) Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении?

3. Варианты заключения:

а) роль данного эпизода в произведения;

б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя, проявившиеся в этом фрагменте;

в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения.

 

Схема анализа лирического текста:

 

№ 1. Схема анализа лирического произведения.

Алгоритм анализа поэтического текста (по Каганович С.Л.)

 

 1. Семантический анализ поэтического текста:

1)     Выявить ключевые  образы, противоположные по  эмоциональному звучанию взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение.

2)     Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым  из этих ключевых образов.

3)     Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4)     Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

 

 2. Анализ изобразительных средств:

1)     Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2)     Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки -мужской или  женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов. Переносов и т.д.). Обратить снимание  на  звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

 3. Анализ стихотворения в контексте:

1)     В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходства  и  различия,  объяснить их (изменением взглядов автора,  если произведения  писались  в разное время, обстоятельствами его биографии,  разницей  художественных задач и т.п.) - тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2)     В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором  или  в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом.

3)     В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом.

 

№ 2. План анализа лирического текста (по Беляевой Н.В.)

 

 

Историко-литературный аспект 1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе).

Структурно-семантический аспект

1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны).

2.              Историко-культурные        и

биогрфические комментарии

2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.п.)

3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль.

3.            Звуковой      строй       текста

(звукописные образы и их роль).

4. Тематика стихотворения, отраже-

ние в нем основных мотивов творчества поэта.

4. Лексический строй текста (суще-

ствительные,                          глаголы,

прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

5. Эпиграф и его смысловая роль.

5. Синтаксический строй текста.

Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).

6.          Поэтические          интонации.

Изменение настроения текста.

6. Скрытые цитаты, литературные и

культурные        ассоциации, переклички.

7. Стихотворный размер текста и его смысловая роль.

7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль.

8. Особенности   рифмовки   и их смысловая роль.

8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль

9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль.

9. Датировки, указания на место на- писания.

10. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль.

10. Условность описаний в лириче- ском тексте.

 

11. Смысл названия стихотворения

12. Настроение стихотворения, движение образа чувства

13. Внутренний облик лирического героя

 

№ 3. Примерный план анализа лирического стихотворения

 

1.                  История создания стихотворения. К какому периоду творчества оно относится? Входит ли в какой-то цикл (или сборник)? В чем своеобразие этого цикла (лил сборника)?

2.                  Проблематика, основные темы, мотивы, настроения.

3.                  Какова основная идея стихотворения (пафос)?

4.                  Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?

5.                  Особенности лирического сюжета.

6.                  Образ лирического героя. Характер лирического переживания.

7.                  Основные образы в стихотворении приемы их создания.

8.                  Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).

9.                  Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании.

10.             Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).

11.             Звук, свет и цвет в стихотворении.

12.             Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.

13.             Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какая из них ближе всего вам?

14.             Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).

№ 4. Примерный план анализа лирического стихотворения

1.      Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2.      Жанровые особенности стихотворения.

3.      Тематика и основные мотивы.

4.      Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5.      Внутренний облик лирического героя.

6.      Образный ряд стихотворения.

7.      Настроение, преобладающее в стихотворении.

8.      Лексический строй текста.

9.      Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, ри- торические вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двуслож- ные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения


31

 

 

32