1.
Определение Схема жанраанализа произведения.эпического
произведения:
2. Рассмотрение структуры повествования: 1) определение типа и формы повествования;
2) выявление средств создания повествователя;
3) выделение «точек зрения», организующих повествование;
4) соотношение субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.
3. Анализ пространственно-временной организации произведения. 4 .Рассмотрение системы образов текста.
5. Выявление
элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого изведения с другими
произведениями русской и мировой литературы.
6. Обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста.
Примерный план анализа эпизода эпического произведения
1. Варианты вступления:
а) общая характеристика произведения, его сюжета, композиции, конфликта, авторского замысла и т. д.;
б) рассуждение о целом и части, о том, как по отдельному фрагменту можно составить некое представление о художественном мире писателя, его стиле, нравственной и эстетической позиции;
в) восприятие произведения читателем (избирательность, мозаичность картины, выбор читателем понравившихся эпизодов и пропуск отдельных фрагментов, которые показались в процессе чтения не столь существенными, интересными).
2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода:
а) Что предшествовало в произведении этому эпизоду, описанию, диалогу? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода?
б) Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? Опишите обстановку, психологическое состояние героев.
в) Определите основное содержание данного эпизода, его связь с авторским замыслом, место в структуре художественного произведения.
г) В чем своеобразие художественной формы данного фрагмента? Что перед нами: пейзажная зарисовка, описание интерьера, диалог, монолог или внутренний монолог героя, фрагмент письма или дневника, авторское размышление иди комментарий? Чья точка зрения (идеологическая, психологическая, пространственно-временная, фразеологическая) преобладает в эпизоде? Что можно сказать о характере повествования, способах реализации авторского замысла? Какие художественные приемы используются в данном отрывке? Обратите внимание на особенности поэтического языка (лексики, синтаксиса).
д) Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении?
3. Варианты заключения:
а) роль данного эпизода в произведения;
б) характерные черты художественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя, проявившиеся в этом фрагменте;
в) ваше восприятие эпизода в контексте всего произведения.
Схема анализа лирического текста:
№ 1. Схема анализа лирического произведения.
Алгоритм анализа поэтического текста (по Каганович С.Л.)
1. Семантический анализ поэтического текста:
1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение.
2) Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
3) Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4) Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
2. Анализ изобразительных средств:
1) Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2) Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки -мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов. Переносов и т.д.). Обратить снимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Анализ стихотворения в контексте:
1) В
контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами
или образами, выявить сходства и различия, объяснить их (изменением взглядов
автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его
биографии, разницей художественных задач и т.п.) - тем самым уточнить,
углубить интерпретацию данного стихотворения.
2) В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом.
3) В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом.
Историко-литературный аспект 1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе). |
Структурно-семантический аспект 1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны). |
2. Историко-культурные и биогрфические комментарии |
2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.п.) |
3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль. |
3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль). |
4. Тематика стихотворения, отраже- ние в нем основных мотивов творчества поэта. |
4. Лексический строй текста (суще- ствительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы). |
5. Эпиграф и его смысловая роль. |
5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры). |
6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста. |
6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички. |
7. Стихотворный размер текста и его смысловая роль. |
7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль. |
8. Особенности рифмовки и их смысловая роль. |
8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль |
9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль. |
9. Датировки, указания на место на- писания. |
10. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль. |
10. Условность описаний в лириче- ском тексте. |
11. Смысл названия стихотворения |
|
12. Настроение стихотворения, движение образа чувства |
|
13. Внутренний облик лирического героя |
1. История создания стихотворения. К какому периоду творчества оно относится? Входит ли в какой-то цикл (или сборник)? В чем своеобразие этого цикла (лил сборника)?
2. Проблематика, основные темы, мотивы, настроения.
3. Какова основная идея стихотворения (пафос)?
4. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
5. Особенности лирического сюжета.
6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
7.
Основные образы в
стихотворении приемы их создания.
8. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
9. Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании.
10. Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
11. Звук, свет и цвет в стихотворении.
12. Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
13. Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какая из них ближе всего вам?
14. Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).
1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика и основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический
строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, ри- торические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двуслож- ные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения
31
32
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.