Вариативная программа «Горница»
«Знакомство с народными игрушками» (Матрёшка)
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас; формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить порядковый счет до 5.
- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.
- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.
- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.
- учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.
- различать количество предметов (один-много)
Развивающие:
• Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к народному искусству;
· содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ
• Создать эмоциональное настроение.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, художник, сувенир.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, чтение стих-ий А. Барто «Игрушки». чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций. Разучивание танца «Мы матрешки».
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, игрушек, беседа, музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование: колокольчик, пятиместная матрёшка, сундук, дидактические игры: «Укрась фартук матрешки», «Найди одинаковую матрешку», Пазлы «Собери матрешку», картинка «Матрешка» с геометрическими фигурами, иллюстрации к книге А. Барто «Игрушки», картинки: глиняных и деревянных игрушек, тряпичных кукол.
Ход занятия
I Организационный момент:
Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в
кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются около
воспитателя.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в нашу любимую
игру с пальчиками.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики
1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Все дети улыбаются? Хорошее у нас настроение? – Да.
II Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы любите игрушки? (Да)
-А что вы с ними делаете? (Играем).
Воспитатель. А какие бывают игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот какие разные игрушки бывают.
А сейчас я вам покажу и расскажу какие были игрушки у ваших бабушек и прабабушек!
В старину не было магазинов, где продавали такие игрушки, с которыми вы сейчас играете в детском саду и дома. Поэтому игрушки делали своими руками.
Для этого подходил любой материал- из кусочка глины получались свистулька, из деревяшки – занятные медвежата и курочки.
-Раньше, ребята, не было красивых кукол и мамы своим детишкам делали такие красивые тряпичные куклы. Сделаны они из тряпочек и лоскутков ткани. (Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек)
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Матрёшка.
Воспитатель: - Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)
(Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Правильно, матрёшка! Это матрешка, народная игрушка.
Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. У нее есть свой секрет.
- Может кто-то из вас догадался, что за секрет?
(Она разбирается, а внутри ее маленькие матрешки, сестрички).
(Воспитатель читает стихотворение и раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе):
- Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?
-А вот мы их сейчас найдем
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Раз-Матрена, два –Милаша, Мила –три, четыре-Маша, Маргарита это пять - нас не трудно сосчитать
.Воспитатель: Ребята, посмотрите -была одна матрешка,
а теперь, сколько их стало?"(много, давайте посчитаем)
Дети:
-"1 2 3 4 5 "
Воспитатель: сколько их?
Дети: Пять!
Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель:
"А из чего сделаны матрешки?"
Дети:
"Из дерева"
Воспитатель:
"Значит, они какие?"
Дети:
"Деревянные"
Ребята, давайте рассмотрим наших матрешек:
-посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрешка цветная, яркая. Как это получилось? Да, ее украшали красками, разрисовали ей платок, сарафан.
(Воспитатель предлагает детям по желанию подойти собрать и разобрать матрешку)
Ребята, посмотрите какие они красивые, весёлые!
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки.
Воспитатель: Ребята, а у меня картинку матрешку кто-то разрезал, поможете мне собрать её?
Игра «Собери матрешку» (Пазлы)
Воспитатель: - А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным - давно это было. У одного мужичка заболела дочка любимая. Заболела от того, что грустно ей было без веселых игрушек. Долго-долго ходил мужичек по ярмарке и увидел картинку на ней смешная, нарядная куколка. Купил он дочке картинку и довольный пошел домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, захотела она с ней поиграть, да не может – куколка ведь нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда взял ее батюшка деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешка все ее звали. И стала девочка выздоравливать. А отец стал такую же куколку для всех детишек точить. Получались забавные, деревянные игрушки, разрисованные цветами да букетами.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему, у каждого мастера была своя роспись, поэтому матрешки все разные, расписные, (показ матрешек в разных росписях)
Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка старинная традиционная, народная игрушка, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одежки
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся
Они нам очень нравятся!
Игра «Найди одинаковых матрёшек», (детям раздаются матрёшки, они должны найти матрешку с таким же рисунком на столе).
Ребята, а у нас есть матрешка без украшенного фартука, нужно ее нарядить. Но у нашей матрешки будет необычный узор, давайте посмотрим, чем будем украшать фартук нашей матрешки, (ответы детей: геометрическими фигурами).
(Ребенок подходит к столу, выбирает геометрическую фигуру и украшает фартук матрешки)
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.
III Заключительная часть:
Рефлексия
Воспитатель:
-Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки.
- - Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Д. – Матрёшкой.
В. - А из чего матрёшка сделана?
Д. - Из дерева.
В. - Какие у нас матрешки?
Д. - Нарядные, красивые.
В. - Какие матрёшки бывают по росту?
Д. - разные, маленькие и большие.
В. - А как можно с ними играть?
Д. - Собирать, разбирать.
В. - А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть?
Д. - Да.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.