Русская Правда – первый письменный свод законов Древней Руси
Оценка 4.7

Русская Правда – первый письменный свод законов Древней Руси

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история
7 кл—8 кл
24.05.2024
Русская Правда – первый письменный  свод законов Древней Руси
исследование на основе групповой работы с элементами дискуссионного клуба.
Внеклассное мероприятие Русская Правда – первый письменный .doc

 

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

 

 

7-8 класс

 

«Русская Правда – первый письменный

свод законов Древней Руси»

 

 

Учитель истории МБОУ «Школа № 76 им. А.Н. Ковачевича г. Донецка»

Игнатенко Яна Анатольевна

 


«Русская Правда – первый письменный свод законов Древней Руси»

7, 8 класс

Тип мероприятия: исследование на основе групповой работы с элементами дискуссионного клуба.

Цели:

- рассмотреть формирование основ правового общества на Руси, на примере древнерусского нормативно-правового документа «Русская Правда»;

- продолжить формировать навыки работы с ценным историческим источником информации о развитии древнерусского  общества;

- сформировать у учащихся целостное представление о раннефеодальном законодательстве, обратить внимание на противоречивость его содержания.

Задачи:

- Обеспечить в ходе проведения мероприятия освоения основных понятий;

- развивать  интеллектуальные качества, познавательный интерес и вербальные способности;

- воспитывать ответственность за результаты своего труда, формировать такие нравственные качества как гуманизм, справедливость, ответственность, коллективизм.

Оборудование: проектор, ноутбук, тексты статей и заданий

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I.       Вводная часть мероприятия

Педагог актуализирует знания учащихся о процессе становления древнерусской государственности, формирования в ней признаков государства.

Перечисляет признаки, характеризующие государство: территория, население, власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги и т.д..

Интерактивная беседа (примерный перечень вопросов)

1.                  Все ли признаки были присущи  Древней Руси в XI веке? Какой отсутствовал?

2.                  Были ли раньше законы на Руси?

3.                  Что такое закон?

4.                  Зачем обществу нужны законы?

5.                  Какие своды законов из истории других государств  нам уже известны ?

6.                  С законами, какой империи могли быть знакомы на Руси?

 

 

II.    Основная часть мероприятия

Ведущий 1 Возникновение «Русской правды» - первого свода законов, связано с именем князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.

Одним из доказательств его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?

Ведущий 2 Период создания документа нельзя определить точно, поскольку Правда сохранилась лишь в позднейших списках.

В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».

Ведущий 1 Следовательно, «Русская правда» появилась приблизительно в 1016 г. и состояла из 17 ст., написана для новгородцев, однако позднее закон будет принят и распространен по всей Руси. Наследники Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.

Ведущий 2 Как и за что судили на Руси по Русской Правде? Пришло время командам поработать с документами

Перейдем к некоторым статьям.

Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».

Команды дают ответы на вопросы по очереди.

- Комментарии команд (закон разрешал кровную месть, но только среди ближайших родственников, возможен вариант заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет утрачена, это подтверждает версию об укреплении государства.)

Ведущий 1  Некоторые положения «Русской правды» достаточно актуальны сегодня.

К примеру , статья 2.  «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю».

Вопрос командам: как эту статью можно применить в современном обществе (возмещение морального и материального  ущерба.)

           Ведущий 2 Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.

Она призывает жителей самим заботится о соблюдении порядка на территории общины. Вину в суде доказывал видок – свидетель, а обвинитель – ябешник.

            Ведущий 1 На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст  героев, он поможет ответить на вопросы.)

1)                 Кто вершит суд?

2)                 Какие предусмотрены наказания согласно своду законов «Русская правда»

3)                 Справедлив ли подобный суд суд?

(команды обсуждают сюжет и предлагают варианты ответов)

 

Ведущий 2 прослушав первые строки «Русской правды» вы заметили фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?

Сейчас мы перейдем составу древнерусского общества, о свободных и не свободных и их положении в обществе.

Работа в группах.

Задание - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и  иерархическую  лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).

На экране вопросы - общие для  команд.

       1. О какой социальной группе древнерусского общества идет речь в «Русской правде»?

       2. В чем особенности положения этой группы в древнем обществе?

       3. Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?

На работу в группах – 6 минут, выступления -2-3 минуты. (см. приложение 1)

                                           

                                                                                          Таблица 1.

 

Название группы

Размер штрафа

Бояре, дружина

80 гривен

Люди

40 гривен

Смерды

5 гривен

Закупы

5 гривен

Холопы

5 гривен

 

 

 

 

Древнерусское общество по Русской Правде

 

 

1.                  Чем определялись разные суммы штрафов?

2.                  Что было приоритетом для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)?

3.                  Перечислите  категорию свободного поселенца? В чем отличия  на ваш взгляд.

4.                  Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются?

5.                  Сформулируйте выводы на основе вышеуказанного.

 

III.                         Заключительная часть мероприятия

            Подведем итоги:

1.                Что изменилось в государстве с введением общегосударственного свода законов «Русской Правды»

2.                Что представляло собой древнерусское общество согласно «Русской правде»?

3.                Каково значение создания первого письменного закона на Руси для развития государства? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

№1  Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3.  Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 12.  За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.

 

№ 2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3.  Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 6.  Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

 

№3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст. 85.  Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.

Ст. 26.  А за убийство смерда 5 гривен.

 

№ 4 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.52. Если закуп убежит от господина, не расплатившись с ним за ссуду (купа-долг), то становится полным холопом (рабом). Если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, за это нельзя делать холопом, а следует дать ему суд. (Мог получить свободу, возвратив купу вдвое больше).

Ст.56. Если возьмет господин с закупа больше денег, чем условились, то излишне полученные деньги также вернуть закупу и заплатить ему за обиду 3 гривны.

Ст.57. Если господин побьет закупа за дело, то не отвечает за это, а побьет без повода, то должен заплатить столько, сколько платят свободному человеку.

 

№5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.

Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).

Ст.102. Холопство трех видов бывает: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны

Ст.103. А второе холопство: кто женится на рабыне (холопке) без договора с её господином, а женится с договором, то, как договорится, так пусть и будь.

Ст.104. А вот третье холопство: кто станет у господина слугой без договора, если же с договором, то, как срядится, так пусть и будет»

 

 


Русская Правда – первый письменный свод законов

Русская Правда – первый письменный свод законов

Русская Правда – первый письменный свод законов

Русская Правда – первый письменный свод законов

I. Основная часть мероприятия

I. Основная часть мероприятия

Ведущий 1 На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника

Ведущий 1 На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника

Древнерусское общество по Русской

Древнерусское общество по Русской

Приложение 1. №1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Приложение 1. №1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2024