МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)
Конспект урока русского языка
Тема: «Имя существительное»
Выполнила: Бердиева А 41ш
Рязань, 2019
УМК: ПНШ
Тема: Имя существительное
Класс: 3
Тип урока: Изучение нового материала (открытие нового знания)
Цель: сформировать представление обучающихся о морфологических признаках имени существительного
Задачи:
образовательные:
уметь:
- уметь распознавать существительное среди других частей речи;
- уметь называть одушевленные и не одушевленные имена существительные;
- уметь определять род и форму имени существительного;
- уметь ставить существительное в начальную форму;
- уметь определять чем являются имена существительные в предложениях.
знать:
- на какие вопросы отвечает имя существительное;
- чем отличаются одушевленные имена существительные от неодушевленных;
- как определить род и число имени существительного;
- постоянный признак имени существительного;
- каким членом предложения являются (главным и второстепенным).
развивающие:
-развивать орфографическую зоркость
- развивать память, внимание, грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные УУД:
- выполнять анализ работы;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету русский язык;
- воспитывать ценностное отношение к одноклассникам и педагогу;
Личностные УУД:
- иметь желание учиться;
- проявлять интерес к новому виду деятельности.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник(1 часть), тетрадь, газета, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
Организационный этап. |
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! - Меня зовут Александра Андреевна - Сегодня я проведу у вас урок, на котором мы продолжим изучать тайны нашего великого и могучего русского языка! - Присаживайтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?
|
-Приветствуют учителя
-Слушают учителя
-Присаживаются
-Проверяют готовность к уроку |
Слайд 1 |
Чистописание. |
- А начнем мы наш урок с минутки чистописания. - Чтобы красиво писать, надо соблюдать определённые правила, какие они?
- Верно
- Открываем рабочие тетради, отступаем 2 сточки от домашней работы и записываем число, классная работа.
- Посмотрите на экран, перенесите слова и буквы себе в тетрадь
- Сидим ровно, красиво. Спинки держим прямо, тетрадь под наклоном. |
- правильная посадка; -положение тетради и ручки. -Открывают тетради, записывают число, классная работа |
|
Актуализация знаний |
Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. Давайте же вспомним правописание словарных слов. На столах у вас лежат карточки с гласными буквами. На экране будут появляться слова, вы будете поднимать мне карточку с гласной буквой, которая пропущена в этом слове.( М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.)
Хорошо, ребята вы молодцы! Не допустили не одной ошибки. Скажите, чем все слова похожи между собой? Посмотрите внимательнее. Может кто-то увидел лишнее слово? Объясните почему? Кто – то знает как называются такие слова? |
Слушают учителя
- поднимают карточки Морковь, воробей, девочка, коньки, машина, желтый, ученик, корабль, петух.
Это слова обозначающие предметы жёлтый, т.к. это слово- признак, а все остальные слова-слова – предметы - Предположение детей (имена существительные)
|
Слайд 2 |
Постановка темы и цели урока. |
Верно, как же тогда звучит тема нашего урока?
Чему мы сегодня научимся? Что узнаем?
Что будем развивать?
Что воспитывать? |
- «Имя существительное» уметь: - уметь распознавать существительное среди других частей речи - уметь называть одушевленные и не одушевленные имена существительные - уметь определять род и форму имени существительного - уметь ставить существительное в начальную форму знать: - на какие вопросы отвечает имя существительное - чем отличаются одушевленные имена существительные от неодушевленных - как определить род и число имени существительного - постоянный признак имени существительного -развивать орфографическую зоркость - развивать память, внимание, грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность; - воспитывать интерес к предмету русский язык; - воспитывать ценностное отношение к одноклассникам и педагогу;
|
Слайд 3
|
Работа по теме урока. |
Как мы с вами уже выяснили, что предметы по-научному называются именами существительными. А на какие вопросы отвечают имена существительные? Верно Предлагаю вам потренероватся. Я принесла для вам разные детские журналы и газеты (разрезанные на небольшие прямоугольники). Ваша задача подчеркнуть(обвести в кружок имена существительное). Задание на время 30 секунд. Начали (время считаю) Закончили. Теперь каждый, начиная с первого ряда, называет число имен существительных, которое у них получилось. Хорошо, вы большие умнички, очень много имен существительных нашли.
Сделаем мини вывод
Хорошо, а теперь откроем учебники на странице 25 упр 17 прочитаем его и ответим на вопросы. Назовите все имена существительные Хорошо. Запишите у себя в тетрадях каждое из них на отдельной строчке два раза: сначала в начальной форме, а затем в той форме в которой стоит в тексте. Какое из слов написали только 1 раз? А какое существительное нужно записать с предлогом? Давайте попробуем определить род каждого из имен существительного. А теперь попробуйте изменить род существительного. А как же могут изменятся имена существительные? (колючка- колючки) Верно. Какое число может мыть у имени существительного? Хорошо Ответьте тогда на интересный вопрос: Какой признак у имени существительного является постоянным?Почему?
А как вы думаете как может называется признак рода существительного? Хорошо
Сделаем мини вывод. Какие признаки вы запомнили?
|
Кто? Что?
Слушают задание
Подчеркивают (обводят) имена существительные на карточках на время
Называют число имен существительных
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
Читают двустишие Дождик, из тучки, колючки
Записывают имена существительные Дождик, тучка – из тучки, колючка – колючки Дождик Из тучки Дождик (он мой. М.р), тучка (она моя. Ж.р), колючка (она моя. Ж.р) Изменить род не получатся По числам
Ед.ч и мн.ч
К постоянным признакам существительных относится род,так как он не изменяется. -Не постоянный
Что бы определить род имени существительного его нужно поставить в начальную форму. У имени существительного есть постоянный признак-род, и не постоянный признак -число
|
Разрезанные материалы на парте
|
Физкультминутка. |
Включаю видео |
-Выполняют движение из видео |
Видео |
Продолжение работы по теме урока. |
Напомните тему нашего урока?
А теперь задание по вариантам. 1 вариант записывает слова (сущ) со слайда, которые отвечают на вопрос что? 2 вариант слова(сущ) которые отвечают на вопрос кто? (кошка, дверь, окно, самолет, доска ,девочка, мальчик, дрель, пистолет, заяц, муха, паук, голубь, человек, шерсть, енот) Посмотрите внимательно, почему к одим словам мы задаем вопрос кто? А к другим что?
Давайте проверим наши предположения с определением в учебнике на странице 28. Верны ли наши предположения? Хорошо.
Придумайте и запишите в тетрадь по 3-5 примеров на каждую группу имен существительных. Кто хочет поделиться своими именами существительными? Хорошо. Давайте еще раз сделаем мини вывод. На какие две группы делятся имена существительные.
Хорошо.
Выполним упражнение 21. Спишите предложение. Назовите мне имена существительные К какой группе они относятся? На какой вопрос отвечают Определите число имен существительных Определите род имен существительных
Как вы определили род имен существительных во множественном числе? Давайте сверим наши предположения с определением на стр. 29 Верно?
Выделим главные члены (основу) в предложении.
Чем являются имена существительные в предложении? Скажите, а мы назвали все имена существительные? Какое не назвали? Каким же членом предложения оно будет являться ? Верно. Какой вывод мы можем сделать?
Хорошо, молодцы! Теперь давайте обобщим все полученные знания на нашем уроке и прочитаем плакат Летучей Мыши на странице 30. Все ли мы изучили на уроке, о чем пишет на плакате Летучая Мышь? |
«Имя существительное»
выполняют задание классифицируют слова (сущ) что?: дверь, окно,самолет, доска,дрель, пистолет, шерсть. кто?: кошка, девочка, мальчик, заяц, муха, паук, голубь, человек. Предположения детей (предметы и животные, одушевленные и неодушевленные) Читают определение. Да
Придумывают слова
Читают свои имена существительные
Имена существительные делятся на две группы: одушевленные (отвечают на вопрос кто?) – называют живые предметы, и неодушевенные (отвечают на вопрос что?) – называют неживые предметы.
Списывают предложение. В лесу, дубы, сосны, ели. Неодушевленные Что? В лесу (ед.ч), дубы, сосны, ели (мн. ч) Лес (он мой. М.р), дуб(он мой. М.р), сосна, ель (она моя. Ж.р) Поставили его в начальную форму.
Читают определение.
Да.
Что? Дубы, сосны ели. Что делали ? росли Главным членом- подлежащим. Нет В лесу Второстепенным членом предложения
Имена существительные в предложении могут быть как главными так и второстепенными членами предложения.
Читают плакат
Да |
Слайд 4 |
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание. |
-- Наш урок подходит к концу. - Что мы узнали? - Чему научились? - С какими признаками имени существительного познакомились? - На какие группы делятся имена существительные? - какими членами предложения могут выступать? - Что значит постоянный признак имени существительного? - Как определить род существительного во множественном числе? - Чтобы ответить на эти вопросы, нам помогут слова-подсказки: НА УРОКЕ Я УЗНАЛ … Я НАУЧИЛСЯ … МНЕ БЫЛО ЛЕГКО … У МЕНЯ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕЕ … НА УРОКЕ Я ПОХВАЛИЛ БЫ СЕБЯ ЗА…
Учебник страница 30, упр 22 |
-Ответы обучающихся
- Ответы обучающихся.
|
Слайд 5 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.