«Утверждено»
Замдиректором ГСОШ № 307
Литт М.П. ________________
ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ «В МИРЕ ГРАММАТИКИ» НА ТЕМУ :
«Комплексный анализ текста»
Подготовила классный руководитель 5 « И » класса
Ражабова С.М.
Ташкент 2020
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА .
Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.
Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.
Научный анализ текста есть формализация наивного анализа текста. Вместо того, чтобы ограничиваться личными "пересказами" текста, сравнить которые подчас просто невозможно, ученые создают специальные "языки", на которых пересказывают тексты. Эти "языки" называются методами (или способами) анализа; однако они призваны не опровергуть "наивные" пересказы, а сделать их более прозрачными, доказательными, последовательными. Они основаны на том или ином аспекте наивного анализа, но позволяют отделять индивидуальные реакции читателей от общезначимых характеристик текста.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.
Не обязательно описывать все
структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его
основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть
содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а
точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста
необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе
образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию,
средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает
автор их употреблением. В результате анализа должен получиться связный текст, в
котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления
анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к
целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого
обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним
творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше
восприятие и понимание текста. Итак, останавливаясь на анализе прозаического
текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы
должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором,
рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы
анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства
художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.
Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка
по имени Джонатан Ливингстон». Текст Он почувствовал облегчение оттого, что
принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя
к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно
перестать думать и лететь в темноте к береговым огням. – Темнота! – раздался
вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану
не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые
играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так
мирно и спокойно…» – Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты,
чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а
вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола! Там, в ночи, на
высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение –
от них не осталось и следа. Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем
разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем
маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во
время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!» Он поднялся на
две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о
неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру
только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто,
сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не
чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного
движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он
пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны. Он сощурился,
чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час!
Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух,
интересно, с какой скоростью…» Благие намерения позабыты, унесены
стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив
обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек,
удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг
совершенства, они не имеют значения. Анализ Анализируемый текст представляет
собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта
повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда
Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема
поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр
произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения
жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в
каждом из нас». Текст является эпизодом из повести, в котором автор
рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться,
отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой.
О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение
полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности.
Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел
жить так, как жила Стая. В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об
этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого,
что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и
почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда
раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в
темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты
решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как
приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ
решение. Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был
прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания».
Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка –
муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается,
а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы
сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе? Мастерство автора проявилось в том,
что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до
философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой
жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в
каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы
стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан
смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется
новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит,
проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы. Композиционно отрывок можно
разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка
догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем
напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает
максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как
пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые
планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с
какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ
познанию. Автор использует в тексте различные средства художественной
выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и
возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над
головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи
дорожки сигнальных огней». Сравнения: «он пронесся над волнами, как
пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают
ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные
антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не
голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие
крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше
– само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не
задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час,
девяносто, сто двадцать, еще быстрее!» Последняя часть текста – радость победы,
радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как
все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным
ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования
в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того,
кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют
значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций.
Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем
над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред?
Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в
конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся
«намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль
текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей
мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать
счастливыми других.
Теперь самое время попрактиковаться.
Прочитайте текст и выполните задания.В октябре пустуют леса и поля. Ветер свистит в жёсткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер — листобой!
А вот жителям лесов и полей в октябре достаётся! Хомяки, полевые мыши в норках зёрна на зиму запасают. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись. Горностаи, ласки, зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые маскировочные халаты заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки, медведи берлоги и норы укромные облюбовали. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.
Задания:
1.Озаглавьте текст.
2.Докажите, что это текст.
3.Какова тема текста?
4.Основная мысль текста?
5 Назовите стиль текста? Докажите.
6. Определите тип текста? Докажите свою точку зрения.
7.Какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
8.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
9.Выпишите из текста однокоренные слова к слову лист.
10.Произведите морфемный разбор слова свистит.
11.Сделайте фонетический разбор слова (в )лесу.
12.Выпишите из текста 2-3 словосочетания, где главное слово существительное.
13.Произведите синтаксический разбор предложения Бобры осины валят....
14.В каком значении используется в тексте слово напускает?
15.Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
Комплексный анализ текста (5 класс)
Прочитайте текст и выполните задания.В октябре пустуют леса и поля. Ветер свистит в жёсткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер — листобой!
А вот жителям лесов и полей в октябре достаётся! Хомяки, полевые мыши в норках зёрна на зиму запасают. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись. Горностаи, ласки, зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые маскировочные халаты заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки, медведи берлоги и норы укромные облюбовали. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.
Задания:
1.Озаглавьте текст.
2.Докажите, что это текст.
3.Какова тема текста?
4.Основная мысль текста?
5 Назовите стиль текста? Докажите.
6. Определите тип текста? Докажите свою точку зрения.
7.Какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
8.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
9.Выпишите из текста однокоренные слова к слову лист.
10.Произведите морфемный разбор слова свистит.
11.Сделайте фонетический разбор слова (в )лесу.
12.Выпишите из текста 2-3 словосочетания, где главное слово существительное.
13.Произведите синтаксический разбор предложения Бобры осины валят....
14.В каком значении используется в тексте слово напускает?
15.Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.