Русский родной
Оценка 5

Русский родной

Оценка 5
doc
30.05.2021
Русский родной
russkiy_rodnoy_yazyk_rabochaya_programma.doc

 

 

 

 

Рабочая программа

по родному языку

для 1-го класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Составитель:

                                                                                                            учитель начальных классов

Павина А.В.

 

2020 г.


Пояснительная записка.

 

         Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 1 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8", учебного плана на 2020 - 2021 учебный год с учетом  примерной программы по учебному предмету «Родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под редакцией О. М. Александровой (Москва: «Просвещение», 2020 г.).

 

Цели изучения предмета «Родной язык»:

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Задачи:

- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

 

Общая характеристика учебного предмета.

     Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

     Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

     Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

     Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

     На изучение учебного предмета «Родной язык» в первом классе отводится 0,5 часа в неделю (16,5 часов в год, 33 недели).     Данная учебная программа по родному (русскому) языку составлена с учетом продолжительности периода обучения грамоте, который занимает не только первое полугодие, но и часть второго полугодия.

 

 

 

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

      Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

     В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

первый блок – «Секреты речи и текста" - связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать  собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

третий блок – "Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

 

Планируемые результаты освоения программы 1-го класса

     Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

     В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной 25 тематике;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

 

Содержание учебной программы

Первый блок - "Секреты речи и текста" -  7 часов.

Второй блок -  "Русский язык - прошлое и настоящее" - 5  часов.

Третий блок -  "Язык в действии" - 5  часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по родному языку

1 класс

(0,5 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

 (на уровне учебных действий) по теме

Сроки прохождения программы

план

скоррект

 

Секреты речи и текста. (7 часов)

1/1

 Как люди общаются друг с другом.

Научиться различать устную и письменную речь; приводить примеры устной и письменной речи.

Называть государственный язык Российской Федерации.

Делать вывод о значении речи для человека.

08.09

 

2/2

Вежливые слова.

Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения.

22.09

 

3/3

Как люди приветствуют друг друга.

Участвовать в диалоге.

Знакомиться с правилами этикета: приветствие друг друга, приветствие взрослого человека.

06.10

 

4/4

Спрашиваем и отвечаем.

Определять цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание); формулировать вопросы согласно правилам речевого этикета.

20.10

 

5/5

Зачем людям имена.

Знакомиться с именами людей в старину, их значениями и происхождением; использование имен в малых жанрах фольклора (загадках, прибаутках, поговорках). Участвовать в обсуждении.

 

 

6/6

Текст.

Научиться называть признаки текста.

Отличать текст от других записей по его признакам, определять тему текста. Отличать предложение от группы слов, устанавливать связь слов в предложении. Знакомиться с приемами общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).

 

 

7/7

Заглавие текста.

Определять главную мысль текста, соотносить факты с общей идеей текста. В соответствии с темой текста составлять заголовок.

Составлять текст в соответствии с заданием.

 

 

 

Русский язык: прошлое и настоящее. (5 часов)

8/1

Как писали в старину.

Знакомиться с особенностями оформления книг в Древней Руси (оформление красной строки и заставок). Получать сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок»

 

 

9/2

Дом в старину: что как называлось.

Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

 

 

10/3

Дом в старину: что как называлось.

Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

 

 

11/4

Во что одевались в старину.

Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта ( одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике.

Пользоваться толковыми словарями  для определения лексического значения устаревших слов.

 

 

12/5

Закрепление изученного материала.

Пользоваться полученными знаниями при выполнении заданий проверочного теста. Анализировать, корректировать свои ответы. Знакомиться с пословицами и поговорками, фразеологизмами, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

 

 

 

Язык  в  действии. (5 часов)

13/1

 Выделяем голосом важные слова.

Научиться различать номинативную (назывную) функцию слова, понятия слова как единства звучания. Выделять голосом главные с поставленной целью слова в предложении.

 

 

14/2

 Где поставить ударение .

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове; осознавать его значимость в речи.

Произносить слова с правильным ударение (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения.

 

 

15/3

Слово и его значение.

Научиться различать номинативную (назывную) функцию слова, понятия слова как единства звучания.

Объяснять лексическое значение слова.

 

 

16/4

 Однозначные и многозначные слова.

Научиться объяснять лексическое значение слова.

Различать многозначные и однозначные слова.

Наблюдать над употреблением близких и противоположных по значению слов в речи, приобретать опыт в их различении.

 

 

17/5

Как сочетаются слова. Закрепление изученного материала.

Устанавливать последовательность слов в предложении. Составлять предложения согласно поставленной теме.

Выполнять задания проверочной работы.

 

 

 


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020.

2. Компьютер учителя.

3. Проектор.

4. Экспозиционный экран.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной  язык»

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

· понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

· выразительно читать и пересказывать текст;

· делить текст на части, озаглавливать части;

· подробно и выборочно пересказывать текст;

· правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

· делить слова на части для переноса;

· правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

· писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

· обращать внимание на особенности употребления слов;

· ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

· составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

· составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от «___» __________ 20 ___ г. № ___

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ (Калиновская М.А.)

от «___» __________ 20 ___ г. № ___


Рабочая программа по родному языку для 1-го класса

Рабочая программа по родному языку для 1-го класса

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней

Русский родной язык» в 1-м классе

Русский родной язык» в 1-м классе

Календарно-тематическое планирование по родному языку 1 класс (0,5 часа в неделю) № п/п

Календарно-тематическое планирование по родному языку 1 класс (0,5 часа в неделю) № п/п

Заглавие текста. Определять главную мысль текста, соотносить факты с общей идеей текста

Заглавие текста. Определять главную мысль текста, соотносить факты с общей идеей текста

Где поставить ударение .

Где поставить ударение .

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 1

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «___» __________ 20 ___ г

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «___» __________ 20 ___ г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021