Русский язык
Оценка 4.8

Русский язык

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Русский язык
hjl.docx

 

 

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 Ж.                                            

Тема: Род имен существительных.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: изучить род имен существительных

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: какие имена существительные относятся к м.р,ж.р,ср.р

Понимать: алгоритм определения рода имени существительного

Уметь: распознавать имена существительные по роду

Применять: выделять имена существительные м.р, ж.р, ср.р.

Анализировать: классифицировать имена существительные по роду

Синтез: подбирать прилагательное в зависимости от формы имени существительного.

Оценка: оценивать свои возможности и способности по данной теме

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Познавательные: развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.

Личностные:

Понимать важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека.

Межпредметные связи: физкультура

Основные понятия: имя существительное, род, падеж, склонение, окончание.

Методы, технологии: беседа, упражнения.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык, 1 часть», наглядный материал (презентация), раздаточный материал.

 

Для учителя: учебник «Русский язык, 1 часть», указка.

Для учащихся: учебник «Русский язык, 1 часть», раздаточный материал, сигнальные карточки.

Оформление доски: на уроке используется презентация.

 

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация необходимых знаний

 

         Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Русский язык», тетрадь, пенал.

 

         Проверяют рабочее место.

 

2. Мотивация познавательной деятельности

 

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к частям речи, вспомним что такое имя существительное и откроем еще одну тайну русского языка.

 

 

3. Организация познавательной деятельности

 

         Орфографическая работа

На слайде слова

-Прочитайте слова.

(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце)

- Какие орфограммы встретились в этих словах?

-Что вы можете сказать об этих словах?

         Актуализация знаний.

- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имена существительные»

         Игра «Да-нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

1. Имя существительное - это часть речи?

2.Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?

3. Имена существительные отвечают на вопросы: кто, что?

4. Имена существительные обозначают действие предмета?

5. Имена существительные обозначают предмет?

         Обобщение

- Что такое имя существительное?

- Что вы еще знаете об имени существительном?

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

         Минутка чистописания.

-  В начале урока давайте проведём Минутку чистописания, запишите в тетрадь буквы. __________ОРД___________

- Продолжите писать буквы до конца строки.

- Прочитайте цепочку из букв.

- Назовите каждую букву грамотно.

- Попробуйте составить слово из этих букв.

- А что обозначает слово «Род»? Какое значение у этого слова?

Род-это ряд поколений, происходящих от одного предка, общество, объединённое кровным родством.

- Подберите к слову «род» однокоренные слова. (СЛАЙД)

Род-родня, родственный, Родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.

- Запишите цепочку этих слов в тетрадь.

- Устно составьте предложение с одним из этих слов.

         Самоопределение к деятельности.

- Давайте обратимся к уже знакомым нам словам.

(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? Разделите.

- По какому признаку разделили эти слова? (одуш. и неодуш.) (СХЕМА)

- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

- А теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы. Вы можете выполнить это задание?

- Значит, существует ее какой-то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть эту тайну.

- А в помощь я расскажу вам сказку.

Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева все время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих имен существительных знаки различия, тот будет награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала, решили все слова поделить. Жена кричала «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал «это мой предмет» и хватал другое слово. Так и делили.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена-женского. А те, что остались неопределенного, пусть будут среднего рода»

Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия имен существительных. А нам, сегодня еще предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

- Вернемся к словам, как же можно разделить эти слова на 3 группы?

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке мы научимся определять род имен существительных.

- А может кто-то уже умеет определять род имен существительных?

- Для того, чтобы определить род имен существительных, давайте прочитаем правило на стр.160

         Первичная проверка понимания

Упр.1

-Распределите имена существительные в три группы, которые сочетались бы со словами он мой, она моя, оно моё. Запишите их.

Дядя, пассажир, улица, окно, конь, поле, аллея, чудо, лестница, ягода, лес, завтрак, мороженое, молоток, осина, октябрь, пальто, работа, яблоко, метро, кино, морковь.

Он мой – дядя, …

Она моя – улица, …

Оно моё – окно, …

         Физкультминутка

Задание:

Я называю слово, если оно относится к женскому роду-вы хлопаете, мужскому-топаете, к среднему-приседаете.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

         Первичное закрепление.

- Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам.

М.р (он,мой)

 

Ж.р (она,моя)

Ср.р (оно,мое)

 

Вой, постель, окно, конь, осина, колесо, малыш, пурга, гнездо, доктор, котенок.

         Работа по рядам

- Ребята, а сейчас, мы проведем эстафету, в которой вы покажете свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Тот ряд, который быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

(Приложение 1)

 

 

         Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

4. Подведение итогов

- А теперь давайте повторим то, о чем говорили сегодня на уроке.

-  Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имени существительного?

-Давайте дополним схему.

         Игра с мячом

Автобус, антенна, капитан, дорога, чувство, группа, космонавт, расстояние, фамилия, суббота, растение, огурец, картофель, молоко, корзина, яблоня, декабрь, болото, вагон, яблоко, сапог, ботинок, город, дом, яблоня, груша, молоко, сметана, котёнок, телёнок, человек, молодёжь, детвора, фамилия, письмо, быстрота.

5. Рефлексия:

- Положите перед собой листочки с изображением лица. (Приложение 2)

- Нарисуйте вместо носа «!», если вы хорошо поняли тему и успешно справились с заданиями.

- Нарисуйте «?» вместо носа, если вы не до конца поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте глаза и рот, который покажет ваше настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Одеяло-

Лампа-

Ручка-

Подушка-

Покрывало-

Столб-

Компот-

Небо-

Трава-

Полено-

Ветер-

Диван-

Ковёр-

Лошадь-

Ведро-

Девочка-

Учебник-

Машина-

Олег-

Мальчик-

Карандаш-

Зеркало-

Яблоко-

Окно-

Книга-

Игрушка-

Пенал-

Стол-

Автомобиль-

Телефон-

Звезда-

Экран-

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: Русский язык. Класс: 3

Предмет: Русский язык. Класс: 3

Личностные: Понимать важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека

Личностные: Понимать важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека

Имя существительное - это часть речи? 2

Имя существительное - это часть речи? 2

Самоопределение к деятельности

Самоопределение к деятельности

Те слова, которые забрала жена-женского

Те слова, которые забрала жена-женского

Орфографическая работа На слайде слова -Прочитайте слова

Орфографическая работа На слайде слова -Прочитайте слова

Приложение 1 Одеяло-

Приложение 1 Одеяло-

Русский язык

Русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021