Русский язык Тема урока: Слог. Перенос слова.

Русский язык Тема урока: Слог. Перенос слова.

Медиа
docx
30.11.2019
русский.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «Темираульская  СОШ»

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА 
               ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: 

Слог. Перенос слова.

 

http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/sources/24f42ec002751529312acbed7c4e8d83.jpg

 

 

Урок подготовила

Учитель начальных классов

МКОУ «Темираульская СОШ»

Матикова  У.З.

Дата проведения:

 

 

Русский язык

Тема урока: Слог. Перенос слова.

 Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

Задачи:

·  Закреплять умение делить слова на слоги.

·  Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

·  Учиться переносить слова с одной строки на другую.

·                 Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

·                 Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. 

·                 Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.

·                  Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

 Методы:  частично-поисковый

·                 проблемный

·                 -  репродуктивный-  работа с книгой, тетрадью.

Формы работы:  парная работа;

·                 групповая работа.

 Оборудование:  учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;-  рабочая тетрадь;

·                 карточки;

·                 -  мультимедийный проектор, экран;

·                 -  компьютер;

·                 электронное приложение к учебнику

Ход урока

- I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

 Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

 Нам пора начать урок.

 Дети: Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место,  все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

1. Игра «Наоборот».  Слоги – на, то, ру, гы, мэ, ло, ду, ва

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

 -Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

-Твёрдость согласного?

2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске:  (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка.  РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним,  как правильно писать буквы Я, я.  (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяяяЯяяя,  установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

 сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

·                 Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

  Январь, яблоко, язык, ягода.

·                 Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули,  + встали и поклонились, - встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

- В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

Давайте проверим наши выводы. Прочитайте,  что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель: Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

 5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

- Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

  Давайте проверим свое мнение, выслушав сообщение проф Самоварова.

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

 ФИЗМИНУТКА  «КИСКА». 

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

 Вот как я слова перенес:

Едва я перенес – е-два И получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол И получил за это «кол».

 Опять я перенес – о-пять. Теперь, наверное, будет «пять».

- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

- Иногда слово не  помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

 Я хочу напомнить одно  из главных правил переноса слов.

 А другие правила переноса вы вспомните сами  и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

·                 Карточки со словами: Пальто, арбуз, подъезд, русский, горох, майка, группа, ягода, лейка, Россия, огурец, стройка, коньки, сумма, отъезд, чайка.

·                 Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.

 1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5.  Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7.  Рассказать правило переноса друг другу.

·                 Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов  с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать  по одному слову  на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из  групп желающие.

V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

- Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)

- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

 -Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала.

 Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

Взаимопроверка. Оценивание.

VII.  Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.                                                            

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось…                                                                      Я узнал, что …                                                                                                                               Самым полезным для меня было…                                                                                             Я затруднялся…                                                                        - Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

Учитель: Вот и кончился урок,

 Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

 А потом опять за дело.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)