Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Оценка 4.8

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Оценка 4.8
doc
10.10.2022
Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
УРОК Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука..doc

Русский язык.2-й класс.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Цели:

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

наглядные,

частично-поисковые;

практические;

проблемные.

Наглядность:

карточки в форме солнышка и тучки;

карточки для групповой работы;

карточки для работы в паре.

Ход урока.

Орг.момент.   

 

                 Прозвенел  уже звонок

                 Начинается урок

                 Все друг к другу повернитесь

                 И красиво улыбнитесь

                 Улыбнитесь мне , гостям

                 И садитесь по местам.

 

А начнём мы урок с минутки чистописания.

1)    Слайд 1. Чистописание:      
на экране                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё.
- Что это за буквы?
Запишите их в тетрадь.
- По какому признаку гласные можно разделить на 2 группы?

       а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

       я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

2) Слайд 2.  Прочитайте слова на экране. Давайте запишем их   в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на экране: денёк, мыло, люстра, лук, радуга, отряд.

Дети записывают в тетрадях слова в 2 столбика:

денёк

мыло

люстра

лук

отряд

радуга

 

- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?
Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.

 

-Догадайтесь, о чем я говорю, и назовите каждый звук дайте характеристику.

Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. Мел

М – согл.мягкий.зв.

Е-гл.удар.

Л-согл.тверд.зв

Неглубокое место в реке, озеро, море.     мель

М-согл.мягк.зв

Е –гл.уд

Л согл.мягк.зв

- Запиши буквами.  Назови буквы. Какой возникает вопрос?

Какой знак поставить для обозначения мягкого согласного?

- Какие ваши предложения?

Ь, гласные , согласные.

- Возвращаемся к вопросу, ну дак какой знак поставить для обозначения мягкого согл?

- Какая тема нашего урока?

Слайд 3. Мягкий знак- как показатель мягкости.

- Цель?

Познакомимся… (Познакомимся с написанием буквы ь.)

 

Научимся…. (Научимся писать букву ь и слова с этой буквой.)

 

Узнаем… (Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.)

- Чем отличается написание слов?

1.     - Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?

Объяснение новой темы.    

Отгадайте загадки.

Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки.

                                                      (гусь)

 Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж.

Зимою в платье летнем.

                                         (ель)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой.

                                             (пень)

 

Каждый год я к вам лечу,

 Зимовать у вас хочу.

 И ещё красней зимой

 Ярко – красный галстук мой.   (снегирь)

 


-Что общего во всех этих словах.

-На конце стоит мягкий знак.

- На что указывает мягкий знак? (на мягкость предыдущего согласного).

- Какой вывод сделаем? (на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком)

-

Физкультминутка

Слова (приложение 1) расклеены по классу, детям необходимо найти и отклеить те слова, в которых должен стоять мягкий знак, объяснить почему.

Что заметили?

 

- Какое место занимает Ь в словах?

-Стоит в конце слова после согласной.

- Какова роль Ь в этом случае?

- Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.

- Какое место занимает Ь в словах?

- Стоит в середине слова между двумя согласными.

- Какой из двух согласных произносится мягко?

- Согласный, который стоит перед Ь.

- Какова роль Ь в этом случае?

Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.

- Какой вывод можем сделать? 

Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма. А что такое орфограмма  - это опасные места. А орфограммы мы подчёркиваем карандашом.

 

Давай те проверим наши предположения, откройте стр.125 и прочитайте правило.

 

Теперь вы уже знаете, когда писать ь? и будете его всегда правильно писать?

А хотите проверить себя?

 

Диктант «Плюс-минус» (выполняют учащиеся в таблице)       

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове нет его,

«Минус» напиши в ответ.

А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть.

Слайд4. Самопроверка, взаимопроверка образцом, оценка

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод- Мы хорошо усвоили новую тему.

- Кто допустил 1-2 ошибки?

Что бы вы себе посоветовали?

А что бы вы посоветовали остальным?

 

 

 Итоги урока.

─ Какая тема была на уроке? Цели? Достигли ли мы поставленной цели?

Поднимите руки кто понял тему и может рассказать это дома родителям.

- А кому ещё нужно потренироваться,?

- А кто совсем не понял ничего на уроке?

Это не последний урок по этой теме.

ДЗ.

Я предлагаю каждому выбрать то задание, которое вам больше всего понравится?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ден…

 Окун…

Васил…ки

 Пузыр…

Мален…кий

 Белен…кий

 В…юга

Краснен..кий

 Сил…ный

 Стал…

Бол…

 Вол…ный

 Нел…зя

Бол…ной

Пол…

 Стол… Шкаф…
Шалаш…

Грач… Борщ… Матч…

Ключ… Багаж…

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Выпиши из текста слова с мягким знаком. Подчеркни в них буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного.

 

До Нового года остались считанные деньки. Но уже кругом красуются нарядные ёлки. Дети очень любят в преддверии праздника выйти на лёд или прокатиться на санках с горы. Сегодня все собрались на катке. Гладкий лёд сверкает и блестит, как гирлянды на ёлке. Дети кружатся под красивую музыку. Скользят коньки по льду.

 

Вставь, где нужно, мягкий знак.

 

Старшая девоч....ка кричала : « Брос...грибы!»

А мален...кая девоч...ка думала,что ей велят собират.... грибы и ползла по дороге.

Восем.... команд вели бор....бу за первенство в соревнованиях по руч...ному мячу.

Поглядел после обеда — сетка захлопнулас... , и под сеткой б...ется птич...ка.

 

Придумай диктант для одноклассников по теме нашего урока.


Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?

Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?

Чем отличается написание слов? 1

Чем отличается написание слов? 1

Какова роль Ь в этом случае?

Какова роль Ь в этом случае?

Итоги урока. ─ Какая тема была на уроке?

Итоги урока. ─ Какая тема была на уроке?

Приложение 1 Ден… Окун…

Приложение 1 Ден… Окун…

Белен…кий В…юга Краснен.

Белен…кий В…юга Краснен.

Бол… Вол…ный Нел…зя Бол…ной

Бол… Вол…ный Нел…зя Бол…ной

Стол… Шкаф… Шалаш… Грач… Борщ…

Стол… Шкаф… Шалаш… Грач… Борщ…

Ключ… Багаж…

Ключ… Багаж…

Приложение 2 Выпиши из текста слова с мягким знаком

Приложение 2 Выпиши из текста слова с мягким знаком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022