Русский язык.2-й класс.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Цели:
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки для групповой работы;
карточки для работы в паре.
Ход урока.
Орг.момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Все друг к другу повернитесь
И красиво улыбнитесь
Улыбнитесь мне , гостям
И садитесь по местам.
А начнём мы урок с минутки чистописания.
1) Слайд 1. Чистописание:
на экране
записаны
гласные: а у ы э о я ю и е ё.
- Что это за буквы?
Запишите их в тетрадь.
- По какому признаку гласные можно разделить на 2 группы?
а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.
я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.
2) Слайд 2. Прочитайте слова на экране.
Давайте запишем их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие
согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на экране: денёк, мыло, люстра, лук, радуга, отряд.
Дети записывают в тетрадях слова в 2 столбика:
денёк |
мыло |
люстра |
лук |
отряд |
радуга |
-
Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?
Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.
-Догадайтесь, о чем я говорю, и назовите каждый звук дайте характеристику.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. Мел
М – согл.мягкий.зв.
Е-гл.удар.
Л-согл.тверд.зв
Неглубокое место в реке, озеро, море. мель
М-согл.мягк.зв
Е –гл.уд
Л согл.мягк.зв
- Запиши буквами. Назови буквы. Какой возникает вопрос?
Какой знак поставить для обозначения мягкого согласного?
- Какие ваши предложения?
Ь, гласные , согласные.
- Возвращаемся к вопросу, ну дак какой знак поставить для обозначения мягкого согл?
- Какая тема нашего урока?
Слайд 3. Мягкий знак- как показатель мягкости.
- Цель?
Познакомимся… (Познакомимся с написанием буквы ь.)
Научимся…. (Научимся писать букву ь и слова с этой буквой.)
Узнаем… (Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.)
- Чем отличается написание слов?
1. - Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
Объяснение новой темы.
Отгадайте загадки.
Спит или купается, все не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки.
(гусь)
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж.
Зимою в платье летнем.
(ель)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей зимой,
А летом с бритой головой.
(пень)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой. (снегирь)
-Что общего во всех этих словах.
-На конце стоит мягкий знак.
- На что указывает мягкий знак? (на мягкость предыдущего согласного).
- Какой вывод сделаем? (на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком)
-
Физкультминутка
Слова (приложение 1) расклеены по классу, детям необходимо найти и отклеить те слова, в которых должен стоять мягкий знак, объяснить почему.
Что заметили?
- Какое место занимает Ь в словах?
-Стоит в конце слова после согласной.
- Какова роль Ь в этом случае?
- Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.
- Какое место занимает Ь в словах?
- Стоит в середине слова между двумя согласными.
- Какой из двух согласных произносится мягко?
- Согласный, который стоит перед Ь.
- Какова роль Ь в этом случае?
Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.
- Какой вывод можем сделать?
Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма. А что такое орфограмма - это опасные места. А орфограммы мы подчёркиваем карандашом.
Давай те проверим наши предположения, откройте стр.125 и прочитайте правило.
Теперь вы уже знаете, когда писать ь? и будете его всегда правильно писать?
А хотите проверить себя?
Диктант «Плюс-минус» (выполняют учащиеся в таблице)
Послушайте задание в стихах
«Плюс поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове нет его,
«Минус» напиши в ответ.
А теперь выполните его.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть.
Слайд4. Самопроверка, взаимопроверка образцом, оценка
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод- Мы хорошо усвоили новую тему.
- Кто допустил 1-2 ошибки?
Что бы вы себе посоветовали?
А что бы вы посоветовали остальным?
Итоги урока.
─ Какая тема была на уроке? Цели? Достигли ли мы поставленной цели?
Поднимите руки кто понял тему и может рассказать это дома родителям.
- А кому ещё нужно потренироваться,?
- А кто совсем не понял ничего на уроке?
Это не последний урок по этой теме.
ДЗ.
Я предлагаю каждому выбрать то задание, которое вам больше всего понравится?
Приложение 1
Ден…
Окун…
Васил…ки
Пузыр…
Мален…кий
Белен…кий
В…юга
Краснен..кий
Сил…ный
Стал…
Бол…
Вол…ный
Нел…зя
Бол…ной
Пол…
Стол… Шкаф…
Шалаш…
Грач… Борщ… Матч…
Ключ… Багаж…
Приложение 2
Выпиши из текста слова с мягким знаком. Подчеркни в них буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного.
До Нового года остались считанные деньки. Но уже кругом красуются нарядные ёлки. Дети очень любят в преддверии праздника выйти на лёд или прокатиться на санках с горы. Сегодня все собрались на катке. Гладкий лёд сверкает и блестит, как гирлянды на ёлке. Дети кружатся под красивую музыку. Скользят коньки по льду.
Вставь, где нужно, мягкий знак.
Старшая девоч....ка кричала : « Брос...грибы!»
А мален...кая девоч...ка думала,что ей велят собират.... грибы и ползла по дороге.
Восем.... команд вели бор....бу за первенство в соревнованиях по руч...ному мячу.
Поглядел после обеда — сетка захлопнулас... , и под сеткой б...ется птич...ка.
Придумай диктант для одноклассников по теме нашего урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.