Самообразовательная работа на тему «Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях новой короновирусной инфекции (дистанционно)»
Оценка 4.7

Самообразовательная работа на тему «Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях новой короновирусной инфекции (дистанционно)»

Оценка 4.7
docx
12.08.2021
Самообразовательная работа на тему «Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях новой короновирусной инфекции (дистанционно)»
план самообразования 2020-2021.docx

Утверждаю:

И.о. заведующего МАДОУ детский сад №24

_____________Н.В. Сергеева

Приказ №______ от________

 

 

 

 

План по самообразованию

 учителя-дефектолога

группы компенсирующей направленности №7

Меренковой Юлии Николаевны

тема

«Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях новой короновирусной инфекции (дистанционно)»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Актуальность темы

Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык. Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык. Особенно с трудом овладевают письмом дети с задержкой психического развития (ЗПР), это связано с незрелостью уровня активации нервной системы: слабая способность нервных клеток длительное или короткое время переносить концентрированное возбуждение и торможение, затруднения в образование сложных условных связей.

Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действиях, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать.

Многочисленные  исследования Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Ясман показывают, что старшие дошкольники с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению, одна из причин – это низкий уровень сформированности графомоторных навыков.

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Рассматривая процесс развития графомоторных навыков с физиологической и психологической стороны, мы наблюдаем, что его структура многокомпонентна, механизмы сложны, на развитие навыка влияют различные факторы. Так как во время письма в координированную деятельность вовлекаются различные мышцы тела, важными из них для развития графомоторного навыка являются мышцы кисти руки. Ребенок должен уметь управлять ими, это достигается при наличии следующих условий:

 – умения ребенка ощущать движения мышц;

– при достаточной эластичности мышц;

– при достаточном уровне сформированности переключаемости движений, это зависит от дифференцировочного торможения в коре головного мозга;

– при осознанном выполнении движений;

– при достаточном уровне развития зрительно-моторной координации.

Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с нормальным развитием. Так же остается открытым вопрос подбора эффективных средств развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

В связи с распространением короновирусной инфекции COVID 19 (весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия короновирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования всех сфер жизни, в том числе и образовательного процесса.  Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми и их родителями сложней, поэтому мной принято решение использовать формат офлайн общения: работа по электронной почте, использование мессенджеров (Skype, WhatsApp, Viber)

Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития графомоторных навыков у детей с ЗПР (дистанционно).

Задачи:

1.                 Изучить нормативно-правовую базу, методические рекомендации по дистанционному обучению, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2.                 Организовать и провести диагностику графомоторных навыков у старших дошкольников;

3.                 Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков;

4.                 Создать условия для развития графомоторных навыков у детей, совершенствовать предметно-развивающую среду в кабинете по данной теме;

5.                 Консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ЗПР;

6.                 Создать картотеку игр и упражнений по теме;

7.                 Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт на уровне ДОУ, личном сайте.

Ожидаемые результаты:

·                     повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в новом формате;

·                     улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ЗПР посредством удаленной работы;

·                     разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ЗПР;

·                     разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;

·                     обобщение опыта работы.


План работы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Практические выходы

Фактическое исполнение

1

Прохождение курсов повышения квалификации

август – сентябрь 2020г.

Курсы  «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса»

 

2

1.                Изучение нормативно-правовой базы, методических рекомендаций по дистанционному обучению в условиях новой короновирусной инфекции (COVID-19).

2.                Анализ психолого - педагогической литературы на тему: «Развитие графомоторных

навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

3.                Изучение опыта других педагогов по вопросам формирования графических навыков у дошкольников с ЗПР посредством различных видов деятельности.

4.                Изучение интернет-ресурсов по теме.

сентябрь 2020г.

1.               Нормативно-правовая база:

·                Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

·                  Рекомендации об организации образовательного процесса в условиях профилактики и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции в организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного и общего образования.

·                  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": в Статье 13. Общие требования к реализации образовательных программ в п. 2 прописано: при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.               Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.               Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3.               Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

4.               Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011.

 

3

Диагностика уровня развития графомоторных навыков детей

октябрь 2020г.

апрель 2021г.

ü    Определение ведущей руки

ü    Определение уровня развития мелкой моторики (использовались методики  Н.О. Озерецкого и Н.И.Гуревич)

ü    Определение уровня развития пространственных представлений

ü    Определение уровня развития графического навыка

 

4

Консультирование родителей и педагогов (воспитателей) по данной теме очно и  дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе

 

 

ноябрь 2020г.

 

 

февраль 2021г.

 

апрель 2021г.

ü    «Что такое мелкая моторика и почему ее надо развивать?»

ü    «Развитие графомоторных навыков у дошкольников. С чего начать?»

ü    «Пальчиковые игры, активизирующие моторику рук»

ü    «Подготовка руки к письму дома»

 

5

Развитие зрительно-моторной координации (видеоролики, фото-образцы заданий) очно и  дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе

ноябрь-декабрь 2020г.

 

январь 2021г.

ü    Выкладывание рисунков из палочек по образцу

ü    Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.

ü    Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.

ü    Рисование по клеточкам крестиками по образцу.

ü     «Нарисуй такой же»

ü    «Продолжи ряд» и др.

 

6

Формирование элементарного графического навыка (видеоролики, фото-образцы заданий)

февраль-май 2021г.

ü    Игры со счетными палочками;

ü    Работа по ориентации в тетради в крупную клетку;

ü    рисование линий: прямые дорожки, фигурные;

ü    рисование по точкам, по контурам, по клеточкам;

ü    выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

ü    Работа по ориентации на листе.

 

7

Совершенствование предметно-развивающей среды кабинета для развития мелкой моторики рук.

в течение года

Составление картотеки игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

 

8

Демонстрация отработанных в течение года графомоторных навыков воспитанников

апрель 2021г.

Открытое занятие

 

9

1.               Подведение итогов проделанной работы за год

2.               Обобщение и транслирование накопленного педагогического опыта

май 2021г.

1.                Отчет

2.                Размещение информации на личном сайте

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Утверждаю: И.о. заведующего МАДОУ детский сад №24 _____________Н

Утверждаю: И.о. заведующего МАДОУ детский сад №24 _____________Н

Актуальность темы Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык

Актуальность темы Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык

Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с…

Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с…

Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития графомоторных навыков у детей с

Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития графомоторных навыков у детей с

План работы № п/п

План работы № п/п

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей

Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей

Развитие зрительно-моторной координации (видеоролики, фото-образцы заданий) очно и дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе ноябрь-декабрь 2020г

Развитие зрительно-моторной координации (видеоролики, фото-образцы заданий) очно и дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе ноябрь-декабрь 2020г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2021