Утверждаю:
И.о. заведующего МАДОУ детский сад №24
_____________Н.В. Сергеева
Приказ №______ от________
План по самообразованию
учителя-дефектолога
группы компенсирующей направленности №7
Меренковой Юлии Николаевны
тема
«Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях новой короновирусной инфекции (дистанционно)»
2020 год
Актуальность темы
Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык. Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык. Особенно с трудом овладевают письмом дети с задержкой психического развития (ЗПР), это связано с незрелостью уровня активации нервной системы: слабая способность нервных клеток длительное или короткое время переносить концентрированное возбуждение и торможение, затруднения в образование сложных условных связей.
Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действиях, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать.
Многочисленные исследования Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Ясман показывают, что старшие дошкольники с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению, одна из причин – это низкий уровень сформированности графомоторных навыков.
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Рассматривая процесс развития графомоторных навыков с физиологической и психологической стороны, мы наблюдаем, что его структура многокомпонентна, механизмы сложны, на развитие навыка влияют различные факторы. Так как во время письма в координированную деятельность вовлекаются различные мышцы тела, важными из них для развития графомоторного навыка являются мышцы кисти руки. Ребенок должен уметь управлять ими, это достигается при наличии следующих условий:
– умения ребенка ощущать движения мышц;
– при достаточной эластичности мышц;
– при достаточном уровне сформированности переключаемости движений, это зависит от дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
– при осознанном выполнении движений;
– при достаточном уровне развития зрительно-моторной координации.
Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с нормальным развитием. Так же остается открытым вопрос подбора эффективных средств развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.
В связи с распространением короновирусной инфекции COVID 19 (весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия короновирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования всех сфер жизни, в том числе и образовательного процесса. Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ.
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми и их родителями сложней, поэтому мной принято решение использовать формат офлайн общения: работа по электронной почте, использование мессенджеров (Skype, WhatsApp, Viber)
Цель: создание эффективных, оптимальных условий для развития графомоторных навыков у детей с ЗПР (дистанционно).
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовую базу, методические рекомендации по дистанционному обучению, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. Организовать и провести диагностику графомоторных навыков у старших дошкольников;
3. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков;
4. Создать условия для развития графомоторных навыков у детей, совершенствовать предметно-развивающую среду в кабинете по данной теме;
5. Консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ЗПР;
6. Создать картотеку игр и упражнений по теме;
7. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт на уровне ДОУ, личном сайте.
Ожидаемые результаты:
· повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в новом формате;
· улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ЗПР посредством удаленной работы;
· разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ЗПР;
· разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;
· обобщение опыта работы.
План работы
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Практические выходы |
Фактическое исполнение |
1 |
Прохождение курсов повышения квалификации |
август – сентябрь 2020г. |
Курсы «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса» |
|
2 |
1. Изучение нормативно-правовой базы, методических рекомендаций по дистанционному обучению в условиях новой короновирусной инфекции (COVID-19). 2. Анализ психолого - педагогической литературы на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». 3. Изучение опыта других педагогов по вопросам формирования графических навыков у дошкольников с ЗПР посредством различных видов деятельности. 4. Изучение интернет-ресурсов по теме. |
сентябрь 2020г. |
1. Нормативно-правовая база: · Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»· Рекомендации об организации образовательного процесса в условиях профилактики и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции в организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного и общего образования. · Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": в Статье 13. Общие требования к реализации образовательных программ в п. 2 прописано: при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006. 3. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005. 4. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011. |
|
3 |
Диагностика уровня развития графомоторных навыков детей |
октябрь 2020г. апрель 2021г. |
ü Определение ведущей руки ü Определение уровня развития мелкой моторики (использовались методики Н.О. Озерецкого и Н.И.Гуревич) ü Определение уровня развития пространственных представлений ü Определение уровня развития графического навыка |
|
4 |
Консультирование родителей и педагогов (воспитателей) по данной теме очно и дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе |
ноябрь 2020г.
февраль 2021г.
апрель 2021г. |
ü «Что такое мелкая моторика и почему ее надо развивать?» ü «Развитие графомоторных навыков у дошкольников. С чего начать?» ü «Пальчиковые игры, активизирующие моторику рук» ü «Подготовка руки к письму дома» |
|
5 |
Развитие зрительно-моторной координации (видеоролики, фото-образцы заданий) очно и дистанционно, в случае самоизоляции в период повышения заболеваемости городе и районе |
ноябрь-декабрь 2020г.
январь 2021г. |
ü Выкладывание рисунков из палочек по образцу ü Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу. ü Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу. ü Рисование по клеточкам крестиками по образцу. ü «Нарисуй такой же» ü «Продолжи ряд» и др. |
|
6 |
Формирование элементарного графического навыка (видеоролики, фото-образцы заданий) |
февраль-май 2021г. |
ü Игры со счетными палочками; ü Работа по ориентации в тетради в крупную клетку; ü рисование линий: прямые дорожки, фигурные; ü рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; ü выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. ü Работа по ориентации на листе. |
|
7 |
Совершенствование предметно-развивающей среды кабинета для развития мелкой моторики рук. |
в течение года |
Составление картотеки игр и упражнений для развития мелкой моторики рук. |
|
8 |
Демонстрация отработанных в течение года графомоторных навыков воспитанников |
апрель 2021г. |
Открытое занятие |
|
9 |
1. Подведение итогов проделанной работы за год 2. Обобщение и транслирование накопленного педагогического опыта |
май 2021г. |
1. Отчет 2. Размещение информации на личном сайте |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.