МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
САМОПОЗНАНИЕ
учебная программа
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Самопознание: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 19 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2013.
Приложение 43
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115
Типовая учебная программа по предмету «Самопознание»
для 5-9 классов уровня уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Данная программа отражает обязательное для усвоения в 5-9 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.
2. Основные цели: стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях и приобщению к этим ценностям; содействовать развитию личностного потенциала школьников, раскрытию индивидуальных способностей, формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков, определённых Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», подготовить к успешной реализации растущего человека к жизни.
3. Программа для 5-9 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от начальной до старшей ступени школы. В ней определены основные задачи учебного предмета:
1) ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;
2) заложить основы культуры общения учащихся;
3) содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;
4) помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;
5) стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;
6) формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.
7) развивать личностные качества для достижения жизненных целей и раскрытия своего предназначения.
4. Дети, подростки должны осознать необходимость самовоспитания, самореализации, освоить соответствующие навыки и механизмы осуществления своего призвания на земле. На уроках самопознания и во внеурочной деятельности важно создать все условия, чтобы человек мог достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. С этой целью в программе предусмотрены акмеологический, этический и эстетический аспекты.
2. Базовое содержание учебного предмета
5. Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-6 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.
6. Назначение первого раздела «Радость познания» заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.
7. Второй раздел «Учимся общению» призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.
8. Третий раздел «Быть человеком» вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.
9. Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.
10. В последующих классах перечисленные содержательные линии сохраняются, но базовое содержание предмета «Самопознание» в 7-9 классах группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».
11. Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.
12. Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.
13. Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.
14. Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.
15. В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.
16. В четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.
17. Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.
Название раздела |
Кол-во уроков |
Название темы, содержание |
|
I Радость познания |
1-2 |
Мир самопознания |
Внутренний мир человека. Окружающий мир. Самопознание как процесс длиною в жизнь. Счастье человека. |
3-4 |
Мир моих чувств |
Эмоции и чувства человека. Человек и его настроение. Управление эмоциями. Пути выхода из конфликта. Улыбка. |
|
5-6 |
От мечты к открытию |
Мечты и желания. Мечта и фантазия. Высота устремлений. Мечта как способ познания мира. |
|
7-8 |
Характер человека |
Отличительные черты личности. Сильный характер. Дисциплина. Воспитание характера. Единство слов и поступков. Вера в собственные силы. |
|
II Учимся общению |
9-10 |
Мир человеческих взаимоотношений |
Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уважение к себе и другим. |
11-12 |
Дружба мальчиков и девочек |
Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола. Дружба, взаимопонимание в коллективе. Общее дело. |
|
13-14 |
Человек в коллективе |
Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе. |
|
15-16 |
Мир и согласие между людьми |
Уважение к культуре, истории и религии разных народов как основа мира и согласия между людьми. Мирное разрешение вопросов. Поступки на благо людей.
|
|
III Быть человеком |
17-18 |
Мир семьи |
Семья как необходимое условие счастья человека. Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи. |
19-20 |
О доверии |
Сила доверия. Значение доверительных отношений в жизни человека. |
|
21-22 |
Быть трудолюбивым |
Трудолюбие как одно из важных качеств человека. Труд как способ реализации человеческих возможностей. |
|
23-24 |
Красота души человека |
Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире. |
|
IV Как прекрасен этот мир! |
25-26 |
Природа – источник вдохновения |
Общение с природой. Природа в творчестве людей. Чувство прекрасного. |
27-28 |
Учимся понимать красоту природы |
Времена года. Природа и настроение человека. Красота природы в красках. |
|
29-30 |
Учимся слышать музыку природы |
Звуки природы. Музыка и эмоциональное состояние человека. |
|
31-32 |
Радость творчества |
Творчество – путь к совершенству. Творческая личность. Прекрасное в творчестве, дающее радость окружающим. |
|
|
33-34 |
Итоговое повторение |
|
19. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 5 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
20. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 5 класса.
21. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
22. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю):
Названия разделов |
№ урока |
Темы уроков |
Содержательная основа |
I Радость познания (8 ч) |
1-2 |
Путь познания |
Сущность процесса познания. Целеустремлённость, трудолюбие как необходимые качества на пути познания. Познание – необходимое условие самосовершенствования. |
3-4 |
Возможности человека |
Созидательная активность человека как необходимое условие познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей. Стремление к вершинам человеческих достижений. |
|
5-6 |
Вера в себя |
Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека. Упорство, трудолюбие. |
|
7-8 |
В стремлении к красоте |
Красота человека. Духовно-нравственная основа человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека. |
|
II Учимсяобщению(8 ч) |
9-10 |
Взаимоотношения в классе |
Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотношений в классе. |
11-12 |
Об отзывчивости и равнодушии |
Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору. |
|
13-14 |
Родственные узы |
Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи. |
|
15-16 |
Жить в мире с людьми |
Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим. |
|
III Быть человеком (8 ч) |
17-18 |
Я и мир вокруг |
Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека. |
19-20 |
Природа - бесценный дар |
Природа как часть окружающего мира. Ценность природы для человека. Забота человека о природе. Гармония в отношениях человека и природы. |
|
21-22 |
Искусство быть здоровым |
Здоровье как отражение гармонии тела и духа. Здоровый образ жизни. Ответственность человека за сохранение своего здоровья. |
|
23-24 |
Найти своё призвание |
Призвание человека. Цель жизни. Смысл жизни. Служение обществу. Вера в себя. |
|
IV Как прекрасен этот мир! (8 ч) |
25-26 |
В поиске истины |
Истина как важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности. Значение труда в постижении истины. |
27-28 |
Времён связующая нить |
Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культуры. |
|
29-30 |
Духовное богатство человека |
Духовное самосовершенствование. Духовное наследие человечества. Труд души. |
|
31-32 |
Радость творчества |
Обобщение изученного. Ценность творчества. Жизнетворчество. Творческий труд. |
|
|
33-34 |
Итоговое повторение |
|
23. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 6 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
24. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 6 класса.
25. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Названия разделов |
№ урока |
Темы уроков |
Содержательная основа |
I Быть человеком (8 ч) |
1-2 |
Разум и воля |
Разумный человек. Разум и чувства. Человек с сильной волей. Познание своих возможностей. Величие характера. Путь к духовному совершенствованию. Разум и воля в ценностном постижении жизни. |
3-4 |
Внешняя привлекательность и внутренний мир человека |
Отражение внутреннего мира человека в его внешних чертах. Добро и красота. Роль человека в создании собственной красоты. Красота человеческого духа. |
|
5-6 |
О достоинстве человека |
Достоинство в процессе становления личности. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Качества характера, подчёркивающие достоинство человека. |
|
7-8 |
Счастье человека |
Счастье человека. Позитивное мировосприятие. Полнота жизни. Составляющие счастья. |
|
II Человек и общество(8 ч) |
9-10 |
Тепло человеческого общения |
Основа человеческого общения. Ценностное отношение к себе и другим. Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе. |
11-12 |
Семейные ценности |
Семейные ценности как часть общечеловеческих ценностей. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Уважение и любовь между близкими людьми. Доверие в семье. |
|
13-14 |
Этика взаимоотношений в коллективе |
Сплочённый коллектив. Чувство долга. Личная ответственность за создание здорового коллектива. Ценности коллектива. |
|
15-16 |
Гражданская позиция человека |
Гражданин страны. Добросовестное отношение к обязанностям как проявление любви к Родине. Общественная активность человека. |
|
III Мир и человек (8 ч) |
17-18 |
Картина мира |
Место человека в мире. Восприятие мира человеком. Создание своего образа мира. Любовь как постижение мира. |
|
19-20 |
Энергия позитивной мысли |
Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Мысль человека как выражение своего понимания мира. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве. |
21-22 |
Мировосприятие человека |
Восприятие мира как основа мировоззрения человека. Связь духовного мира человека с окружающим его миром. Активная жизненная позиция. |
|
23-24 |
Созвучие с окружающим миром |
Любовь к окружающему миру. Основа гармоничных отношений человека с окружающим миром. Человек на Земле. Человек во Вселенной.
|
|
IV Мир человечества (8 ч) |
25-26 |
Духовный мир человека |
Гармония жизни. Человечность. Составляющие духовного мира человека. Проявления духовного мира человека в жизни. Пути обогащения духовного мира. |
27-28 |
Человек и человечество |
Задачи человека как представителя человечества на земле. Значение деятельности человека в сохранении духовно-культурного наследия человечества. Нравственный долг поколения. |
|
29-30 |
Человек созидающий |
Созидательная деятельность человека. Творчество как основа созидательной деятельности. Внутренняя свобода человека. Воплощение любви. |
|
31-32 |
Жизнь во имя любви |
Обобщение изученного. Истинная ценность жизни. Познание себя через любовь. |
|
|
33-34 |
Итоговое повторение |
|
27. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 7 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
28. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 7 класса.
29. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
30. 8 класс (34 часа, 1 час в неделю):
Названия разделов |
№ урока |
Темы уроков |
Содержательная основа |
I Быть человеком (8 ч) |
1-2 |
«Я в этот мир пришёл…» |
Смысл жизни. Выстраивание жизненного пути. Жизнь как вечное созидание. Человек и его будущее. |
3-4 |
Голос совести |
Совесть как регулятор мыслей и поступков в повседневной жизни. Внутренний голос. Честность и искренность. Совесть – нравственный закон личности. |
|
5-6 |
Горизонты доброты |
Доброта как ценностное качество человека. Проявления доброты в повседневной жизни. Доброта – мерило человеческого в человеке. О доброте и лицемерии. Равнодушие как синоним зла. |
|
7-8 |
С радостью в сердце |
Чувство радости. Радость как отражение оптимизма человека. Источники радости для человека. |
|
II Человек и общество(8 ч) |
9-10 |
Я, ТЫ, МЫ |
Мальчики и девочки: мир взаимоотношений. Дружба и взаимопонимание между мальчиками и девочками в классе как основа сплочённого коллектива. |
11-12 |
В зеркале дружбы |
Сущность искренней дружбы. Ответственность в дружбе. Качества настоящего друга. Правила дружбы. |
|
13-14 |
Истоки уважения |
Уважение к себе. Уважение к окружающим. Качества уважаемого человека. Верность себе. |
|
15-16 |
Дорога к Родине |
Сила любви к Родине. Родина – надёжная опора в жизни человека. Гражданственность и патриотизм. |
|
III Мир и человек (8 ч) |
17-18 |
Люблю я этот мир! |
Прекрасное в окружающей действительности. Окружающий мир как бесценный дар. Мир как источник удивительных открытий. |
19-20 |
Смотрю на мир, как на чудо… |
Богатство мира. Пути познания мира. Чудеса в обыденном. |
|
21-22 |
Радость созидательного труда |
Значение созидательного труда в гармоничном развитии человека. Приобщение к труду. Главный труд школьника. Труд как возможность реализовать свои замыслы, развить способности. Сущность трудолюбия. |
|
23-24 |
Волшебная сила добра |
Созидательность добра. Добро как источник радости и счастья человека. |
|
IV Мир человечества (8 ч) |
25-26 |
Из чаши мудрости испей… |
Источники народной мудрости. Сущность мудрости. Мудрость как результат познания. |
27-28 |
Дорожить временем |
Рациональное использование времени. Время как способ познания себя и мира. Время – условие существования человека и мира. Свободное время. Черты современника. |
|
29-30 |
На крыльях творчества |
Творчество как особое состояние души. Творчество – отражение внутреннего состояния человека. Креативность. Красота и неповторимость мира и человека как источники для творческого поиска. Творчество – поиск истины. |
|
31-32 |
Творим будущее |
Обобщение изученного. Человек в созидании будущего. Добрые дела человека – фундамент будущего. |
|
|
33-34 |
Итоговое повторение |
|
31. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 8 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
32. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 8 класса.
33. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
Название раздела |
Кол-во уроков |
Название темы, содержание |
|||
I Быть человеком |
1-2 |
Человек трудолюбивой души |
Этапы личностного роста. Нравственное достоинство человека. Стремление к духовному развитию. Требования личности к себе. |
||
3-4 |
В зеркале красоты |
Каноны красоты. Красота как отражение внутреннего состояния человека. Создание собственного образа. |
|||
5-6 |
Любви прекрасные мгновенья |
Любовь в искусстве и литературе. Любовь мужчины и женщины. Первая любовь. |
|||
7-8 |
Выбор пути |
Познание своих возможностей. Желания и возможности. Личное время. Увлеченность любимым делом. Будущая профессия. |
|||
II Человек и общество |
9-10 |
Свобода человека |
Жизненная позиция. Ответственность перед семьёй, коллективом, обществом. Принадлежность к нации народ Казахстана. |
||
11-12 |
Женщина в обществе |
Роль женщины в семье, коллективе. Возможности личностного роста. От юности к зрелости и мудрости. |
|||
13-14 |
Быть мужчиной |
Честь и достоинство мужчины. Роль мужчины в семье, коллективе. |
|||
15-16 |
Слагаемые успеха |
Качества успешного человека. Черты истинного лидера на примере жизни известных людей. Пути достижения цели. Гражданское сознание. Служение обществу.
|
|||
III Мир и человек |
17-18 |
Постижение красоты |
Красота в жизни, литературе, искусстве. Постижение красоты как путь к обретению смысла жизни. |
||
19-20 |
Сила мысли и слова |
Единство слова и дела. Поступок как отражение личности. Ответственность за мысли, слова и поступки. |
|||
21-22 |
Мечта и реальность |
Вера в мечту. Мечта и жизнь. Стремление к мечте. Мечта и цель жизни. Самостоятельность и ответственность в достижении цели.
|
|||
23-24 |
Жизнь – бесценный дар |
Жизнь как высшая ценность. Осмысление жизни как возможности реализовать своё предназначение. Стремление к духовному и физическому развитию. Здоровый образ жизни как способ жить полнокровно, интересно, активно. |
|||
IV Мир человечества |
25-26 |
«Ты раскрой мне, природа, объятья» |
Основы взаимоотношений человека и природы. Ответственность каждого за судьбу природы. |
||
27-28 |
Нескудеющая сила мудрости |
Культура, искусство, литература – источники человеческой мудрости. Взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей. |
|||
29-30 |
В ногу со временем |
Образ современности. Портреты современников, идущих в ногу со временем. Юность как источник жизненной энергии, больших познавательных и творческих возможностей человека. |
|||
31-32 |
Любовь как высшая истина |
Любовь как основа человеческой природы. Любовь к ближнему как важнейшая сторона отношений между людьми. Проявления любви в повседневной жизни. Отражение любви в литературе, искусстве как способ познания человека и мира. |
|||
|
33-34 |
Итоговое повторение |
|
||
35. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 9 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
36. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 9 класса.
37. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
38. Учащийся по окончании 5 класса:
1) осознает значимость и содержание понятий: самопознание, внутренний мир человека, взаимопонимание, уважение, дружба, любовь, доверие, согласие, семья, коллектив, единение с природой, творчество;
2) различает позитивные и негативные качества, эмоции и чувства человека;
3) осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;
4) проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;
5) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;
6) понимает значимость физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;
7) осознает необходимость рационального использования свободного времени;
8) проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;
9) ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;
10) старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;
11) стремится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
12) умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей;
13) имеет представление о культуре взаимоотношений между представителями противоположного пола.
39. Учащийся по окончании 6 класса:
1) осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;
2) имеет расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
3) осознает неповторимость своей индивидуальности, умеет с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;
4) умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;
5) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
6) понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;
7) осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;
8) проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
9) умеет свободно выражать свои мысли и чувства, умеет быть объективным в оценке себя;
10) умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;
11) умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;
12) умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;
13) умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
14) имеет представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;
15) умеет идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; умеет различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше.
40. Учащийся по окончании 7 класса:
1) осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;
2) умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
3) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
4) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
5) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
6) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
7) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
8) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
9) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
10) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
11) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
12) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
13) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
41. Учащийся по окончании 8 класса:
1) осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь;
2) умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
3) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
4) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
5) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
6) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
7) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
8) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
9) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
10) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
11) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
12) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
13) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
115. Требования к уровню подготовки учащихся
116. Учащийся по окончании 9 класса:
1) понимает взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей;
2) стремится к познанию своих возможностей;
3) несет ответственность за собственные мысли, слова и действия;
4) знает о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;
5) умеет распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение;
6) понимает свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности;
7) осознает свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;
8) понимает важность сознательного выбора будущей профессии;
9) умеет распределять и контролировать свое личное время;
10) умеет объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;
11) понимает значимость взаимопомощи в жизни;
12) стремится к осознанию гражданской принадлежности, проявляет уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.