САМОПОЗНАНИЕ учебная программа для 5-9 классов
Оценка 4.8

САМОПОЗНАНИЕ учебная программа для 5-9 классов

Оценка 4.8
doc
23.04.2020
САМОПОЗНАНИЕ учебная программа для 5-9 классов
43 Самопознание 5-9 кл рус++.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОПОЗНАНИЕ

 

учебная программа

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

 

Самопознание: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 19 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2013.

Приложение 43

к приказу Министра

образования и науки

Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года №115

 

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Самопознание»

для 5-9 классов уровня уровня основного среднего образования

 

1.     Пояснительная записка

 

1. Данная программа отражает обязательное для усвоения в 5-9 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.

2. Основные цели: стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях и приобщению к этим ценностям; содействовать развитию личностного потенциала школьников, раскрытию индивидуальных  способностей,  формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков, определённых Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», подготовить к успешной реализации растущего человека к жизни.

3. Программа для 5-9 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от начальной до старшей ступени школы. В ней определены основные задачи учебного предмета:

1) ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;

2) заложить основы культуры общения учащихся;

3) содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;

4) помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;

5) стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;

6) формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.

7) развивать личностные качества для достижения жизненных целей и раскрытия своего предназначения.

4. Дети, подростки должны осознать необходимость самовоспитания, самореализации, освоить соответствующие навыки и механизмы осуществления своего призвания на земле. На уроках самопознания и во внеурочной деятельности важно создать все условия, чтобы  человек мог достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. С этой целью в программе предусмотрены акмеологический, этический и эстетический аспекты.

 

2. Базовое содержание учебного предмета

 

5. Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-6 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир!» Основные содержательные линии предмета на этом этапе актуализируют интеллектуально-познавательный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты духовного развития человека.

6. Назначение первого раздела «Радость познания» заключается в том, чтобы помочь школьникам почувствовать радость процесса познания, понять необходимость самопознания и обучения на протяжении всей жизни, обрести стремление к постижению простых человеческих истин. При изучении данного тематического раздела учащиеся осмысливают роль знания в жизни человека, учатся трудиться в коллективе.

7. Второй раздел «Учимся общению» призван помочь учащимся понять этические нормы общения с одноклассниками, друзьями, взрослыми, научиться ценить дружбу, взаимопонимание, согласие в семейном и школьном коллективе. Основное внимание при этом уделяется развитию умений строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.

8. Третий раздел «Быть человеком» вводит школьников в мир истинно человеческих проявлений: чувств, переживаний, добродетельных качеств и черт характера. Подростки, открывая для себя общечеловеческие ценности, учатся осознавать ответственность за свои слова, мысли и поступки.

9. Четвертый раздел «Как прекрасен этот мир!» помогает учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с природой, ощущать и ценить радость творчества.

10. В последующих классах перечисленные содержательные линии сохраняются, но базовое содержание предмета «Самопознание» в 7-9 классах группируется по принципу взаимопересекающихся концентрических кругов в соответствии с разделами:  I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».

11. Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.

12. Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.

13. Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.

14. Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.

15. В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.

16. В  четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.

17. Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.

18. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю):

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы, содержание

 

I  Радость познания

1-2

Мир самопознания

Внутренний мир человека. Окружающий мир. Самопознание как процесс длиною в жизнь. Счастье человека.

3-4

Мир моих чувств

Эмоции и чувства человека. Человек и его настроение. Управление эмоциями. Пути выхода из конфликта. Улыбка.

5-6

От мечты к открытию

Мечты и желания. Мечта и фантазия. Высота устремлений. Мечта как способ познания мира.

7-8

Характер человека

Отличительные черты личности. Сильный характер. Дисциплина. Воспитание характера. Единство слов и поступков. Вера в собственные силы.

 

II Учимся общению

9-10

Мир человеческих взаимоотношений

Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уважение к себе и другим.

11-12

Дружба мальчиков и девочек

Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола. Дружба, взаимопонимание в коллективе. Общее дело.

13-14

Человек в коллективе

Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе.

15-16

Мир и согласие между людьми

Уважение к культуре, истории и религии разных народов как основа мира и согласия между людьми. Мирное разрешение вопросов. Поступки на благо людей.

 

III Быть человеком

17-18

Мир семьи

Семья как необходимое условие счастья человека. Уважение к близким людям.  Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи.

19-20

О доверии

Сила доверия. Значение доверительных отношений в жизни человека.

21-22

Быть трудолюбивым

Трудолюбие как одно из важных качеств человека. Труд как способ реализации человеческих возможностей.

23-24

Красота души человека

Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире.

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Природа – источник вдохновения

Общение с природой.  Природа в творчестве людей. Чувство прекрасного.

27-28

Учимся понимать красоту природы

Времена года. Природа и настроение человека. Красота природы в красках.

29-30

Учимся слышать музыку природы

Звуки природы. Музыка и эмоциональное состояние человека.

31-32

Радость творчества

 Творчество – путь к совершенству. Творческая личность. Прекрасное в творчестве, дающее радость окружающим.

 

33-34

Итоговое повторение

 

19. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 5 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни  общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.

20. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 5 класса.

21. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

22. 6 класс  (34 часа, 1 час в неделю):

Названия разделов

№ урока

Темы уроков

Содержательная

основа

I Радость познания

(8 ч)

1-2

Путь познания

Сущность процесса познания. Целеустремлённость, трудолюбие как необходимые качества на пути познания. Познание – необходимое условие самосовершенствования.

3-4

Возможности человека

Созидательная активность человека как необходимое условие  познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей. Стремление к вершинам человеческих достижений.

5-6

Вера в себя

Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека. Упорство, трудолюбие.

7-8

В стремлении к красоте

Красота человека. Духовно-нравственная основа человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека.

II Учимся
общению

(8 ч)

9-10

Взаимоотношения в классе

Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотношений в классе.

11-12

Об отзывчивости и равнодушии

Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору.

13-14

Родственные узы

Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи.

15-16

Жить в мире с людьми

Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим.

III Быть

человеком

(8 ч)

17-18

Я и мир вокруг

Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека.

19-20

Природа - бесценный дар

Природа как часть окружающего мира. Ценность природы для человека. Забота человека о природе. Гармония в отношениях человека и природы.

21-22

Искусство быть здоровым

Здоровье как отражение гармонии тела и духа. Здоровый образ жизни. Ответственность человека за сохранение своего здоровья.

23-24

Найти своё призвание

Призвание человека. Цель жизни. Смысл жизни. Служение обществу. Вера в себя.

IV Как прекрасен

этот мир!

(8 ч)

25-26

В поиске истины

Истина как важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности. Значение труда в постижении истины.

27-28

Времён связующая нить

Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культуры.

29-30

Духовное богатство человека

Духовное самосовершенствование. Духовное наследие человечества. Труд души.

31-32

Радость творчества

Обобщение изученного. Ценность творчества. Жизнетворчество. Творческий труд.

 

33-34

Итоговое повторение

 

23. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 6 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни  общечеловеческим ценностям и  навыков служения обществу.

24. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная  оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 6 класса. 

25. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется  портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности,  ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск  путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

26. 7 класс (34 часа, 1 час в неделю):

Названия разделов

урока

Темы уроков

Содержательная основа

I Быть человеком

(8 ч)

1-2

Разум и воля

Разумный человек. Разум и чувства. Человек с сильной волей. Познание своих возможностей. Величие характера. Путь к духовному совершенствованию. Разум и воля в ценностном постижении жизни.

3-4

Внешняя привлекательность и внутренний мир человека

Отражение внутреннего мира человека в его внешних чертах.  Добро и красота. Роль человека в создании собственной красоты. Красота человеческого духа.

5-6

О достоинстве человека

Достоинство в процессе становления личности. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Качества характера, подчёркивающие достоинство человека.

7-8

Счастье человека

Счастье человека. Позитивное мировосприятие. Полнота жизни. Составляющие счастья.

II Человек и общество

(8 ч)

9-10

Тепло человеческого общения

Основа человеческого общения. Ценностное отношение к себе и другим. Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе.

11-12

Семейные ценности

Семейные ценности как часть общечеловеческих ценностей. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Уважение и любовь между близкими людьми. Доверие в семье.

13-14

Этика взаимоотношений в коллективе

Сплочённый коллектив. Чувство долга. Личная ответственность за создание здорового коллектива. Ценности коллектива.

15-16

Гражданская позиция человека

Гражданин страны. Добросовестное отношение к обязанностям как проявление любви к Родине. Общественная активность человека.

III Мир и человек

(8 ч)

17-18

Картина мира

Место человека в мире. Восприятие мира человеком. Создание своего образа мира. Любовь как постижение мира.

 

19-20

Энергия позитивной мысли

Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Мысль человека как выражение своего понимания мира. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве.

21-22

Мировосприятие человека

Восприятие мира как основа мировоззрения человека. Связь духовного мира человека с окружающим его миром. Активная жизненная позиция.

23-24

Созвучие с окружающим миром

Любовь к окружающему миру. Основа гармоничных отношений человека с окружающим миром. Человек на Земле. Человек во Вселенной.

 

IV Мир человечества (8 ч)

25-26

Духовный мир человека

Гармония жизни. Человечность. Составляющие духовного мира человека. Проявления духовного мира человека в жизни. Пути обогащения духовного мира.

27-28

Человек и человечество

Задачи человека как представителя человечества на земле. Значение деятельности человека в сохранении духовно-культурного наследия человечества. Нравственный долг поколения.

29-30

Человек созидающий

Созидательная деятельность человека. Творчество как основа созидательной деятельности. Внутренняя свобода человека. Воплощение любви.

31-32

Жизнь во имя любви

Обобщение  изученного. Истинная ценность жизни. Познание себя через любовь.

 

33-34

Итоговое

повторение

 

27. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 7 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни  общечеловеческим ценностям и  навыков служения обществу.

28. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная  оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 7 класса.

29. При  выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности,  ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск  путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

30.  8 класс (34 часа, 1 час в неделю):

Названия разделов

 урока

Темы уроков

Содержательная основа

I Быть человеком

(8 ч)

1-2

«Я в этот мир пришёл…»

Смысл жизни. Выстраивание жизненного пути. Жизнь как вечное созидание. Человек и его будущее.

3-4

Голос совести

Совесть как регулятор мыслей и поступков в повседневной жизни. Внутренний голос. Честность и искренность. Совесть – нравственный закон личности.

5-6

Горизонты доброты

Доброта как ценностное качество человека. Проявления доброты в повседневной жизни. Доброта – мерило человеческого в человеке. О доброте и лицемерии. Равнодушие как синоним зла.

7-8

С радостью в сердце

Чувство  радости. Радость как отражение оптимизма человека. Источники радости для человека.

II Человек и общество

(8 ч)

9-10

Я, ТЫ, МЫ

Мальчики и девочки: мир взаимоотношений. Дружба и взаимопонимание между мальчиками и девочками в классе как основа сплочённого коллектива.

11-12

В зеркале дружбы

Сущность искренней дружбы. Ответственность в дружбе. Качества настоящего друга. Правила дружбы.

13-14

Истоки уважения

Уважение к себе. Уважение к окружающим. Качества уважаемого человека. Верность себе.

15-16

Дорога к Родине

Сила любви к Родине. Родина – надёжная опора в жизни человека. Гражданственность и патриотизм.

III Мир и человек

(8 ч)

17-18

Люблю я этот мир!

Прекрасное в окружающей действительности. Окружающий мир как бесценный дар. Мир как источник удивительных открытий.

19-20

Смотрю на мир, как на чудо…

Богатство мира. Пути познания мира. Чудеса в обыденном.

21-22

Радость созидательного труда

Значение созидательного труда в гармоничном развитии человека. Приобщение к труду. Главный труд школьника. Труд как возможность реализовать свои замыслы, развить способности. Сущность трудолюбия.

23-24

Волшебная сила добра

Созидательность добра. Добро как источник радости и счастья человека.

IV Мир человечества (8 ч)

25-26

Из чаши мудрости испей…

Источники народной мудрости. Сущность мудрости. Мудрость как результат познания.

27-28

Дорожить временем

Рациональное использование времени. Время как способ познания себя и мира. Время – условие существования человека и мира. Свободное время. Черты современника.

29-30

На крыльях творчества

Творчество как особое состояние души. Творчество – отражение внутреннего состояния человека. Креативность. Красота и неповторимость мира и человека как источники для творческого поиска. Творчество – поиск истины.

31-32

Творим будущее

Обобщение  изученного. Человек в созидании будущего. Добрые дела человека – фундамент будущего.

 

33-34

Итоговое повторение

 

31. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 8 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни  общечеловеческим ценностям и  навыков служения обществу.

32. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная  оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 8 класса. 

33. При  выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется  портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности,  ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск  путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

34. 9 класс (34 часа, 1 час в неделю):

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы, содержание

 

I  Быть человеком

1-2

Человек трудолюбивой души

Этапы личностного роста. Нравственное

достоинство человека. Стремление к духовному  развитию. Требования личности к себе.

3-4

В зеркале красоты

Каноны красоты. Красота как отражение внутреннего состояния человека. Создание собственного образа.

5-6

Любви прекрасные мгновенья

Любовь в искусстве и литературе. Любовь мужчины и женщины. Первая любовь.

7-8

Выбор пути

Познание своих возможностей. Желания и возможности. Личное время. Увлеченность любимым делом. Будущая профессия.

 

II Человек и общество

9-10

Свобода человека

Жизненная позиция. Ответственность перед семьёй, коллективом, обществом. Принадлежность к нации народ Казахстана.

11-12

Женщина в обществе

Роль женщины в семье, коллективе. Возможности личностного роста. От юности к зрелости и мудрости.

13-14

Быть мужчиной

Честь и достоинство мужчины. Роль мужчины в семье, коллективе.

15-16

Слагаемые успеха

Качества успешного человека. Черты истинного  лидера на примере жизни известных людей.   Пути достижения цели. Гражданское сознание. Служение обществу.

 

III Мир и человек

17-18

Постижение красоты

Красота в жизни, литературе, искусстве. Постижение красоты как путь к обретению смысла жизни.

19-20

Сила мысли и слова

Единство слова и дела. Поступок как отражение личности. Ответственность за мысли, слова и поступки.

21-22

Мечта и реальность

Вера в мечту. Мечта и жизнь. Стремление к мечте. Мечта и цель жизни. Самостоятельность и ответственность в достижении цели.

 

 

23-24

Жизнь – бесценный дар

Жизнь как высшая ценность. Осмысление жизни как возможности реализовать своё предназначение. Стремление к духовному и физическому развитию. Здоровый образ жизни как способ жить полнокровно, интересно, активно.

IV Мир человечества

25-26

«Ты раскрой мне, природа, объятья»

Основы взаимоотношений человека и природы. Ответственность каждого за судьбу природы.

27-28

Нескудеющая сила мудрости

Культура, искусство, литература – источники человеческой мудрости. Взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей.

29-30

В ногу со временем

Образ современности. Портреты  современников, идущих в ногу со временем. Юность как источник жизненной энергии, больших познавательных и творческих возможностей человека.

31-32

Любовь как высшая истина

Любовь как основа человеческой природы. Любовь к ближнему как важнейшая сторона отношений между людьми. Проявления любви в повседневной жизни. Отражение любви в литературе, искусстве как способ познания человека и мира.

 

33-34

Итоговое повторение

 

35. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 9  класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни  общечеловеческим ценностям и  навыков служения обществу.

36. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная  оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 9 класса.

37. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности,  ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

 

38. Учащийся по окончании 5 класса:

1) осознает значимость и содержание понятий: самопознание, внутренний мир человека, взаимопонимание, уважение, дружба, любовь, доверие, согласие, семья, коллектив, единение с природой, творчество;

2) различает позитивные и негативные качества, эмоции и чувства человека;

3) осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;

4) проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;

5) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;

6) понимает значимость физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;

7) осознает необходимость рационального использования свободного времени;

8) проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;

9) ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;

10) старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;

11) стремится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

12) умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей;

13) имеет представление о культуре взаимоотношений между представителями противоположного пола.

39. Учащийся по окончании 6 класса:

1) осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;

2) имеет расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;

3) осознает неповторимость своей индивидуальности, умеет с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;

4) умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;

5) умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

6) понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;

7) осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;

8) проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;

9) умеет свободно выражать свои мысли и чувства, умеет быть объективным в оценке себя;

10) умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;

11) умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;

12) умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;

13) умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;

14) имеет представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;

15) умеет идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; умеет различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше.

40. Учащийся по окончании 7 класса:

1) осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;

2) умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;

3) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;

4) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;

5) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;

6) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;

7) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;

8) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;

9) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);

10) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;

11) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;

12) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;

13) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.

41. Учащийся по окончании 8 класса:

1) осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь;

2) умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;

3) умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;

4) знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;

5) умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;

6) умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;

7) понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;

8) умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;

9) умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);

10) понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;

11) осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;

12) умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;

13) умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.

115. Требования к уровню подготовки учащихся

116. Учащийся по окончании 9 класса:

1) понимает взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей;

2) стремится к познанию своих возможностей;

3) несет ответственность за собственные мысли, слова и действия;

4) знает о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;

5) умеет распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение;

6) понимает свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности;

7) осознает свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;

8)  понимает важность сознательного выбора будущей профессии;

9) умеет распределять и контролировать свое личное время;

10) умеет объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;

11) понимает значимость взаимопомощи в жизни;

12) стремится к осознанию гражданской принадлежности, проявляет уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Утверждена приказом Министра образования и науки

Утверждена приказом Министра образования и науки

Приложение 43 к приказу Министра образования и науки

Приложение 43 к приказу Министра образования и науки

Базовое содержание учебного предмета 5

Базовое содержание учебного предмета 5

Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании

Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании

Человек в коллективе Уважение к себе

Человек в коллективе Уважение к себе

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия

Взаимоотношения в классе

Взаимоотношения в классе

Взаимоотношения в классе

Взаимоотношения в классе

Радость творчества Обобщение изученного

Радость творчества Обобщение изученного

IV Мир человечества (8 ч) 25-26

IV Мир человечества (8 ч) 25-26

I Быть человеком (8 ч) 1-2 «Я в этот мир пришёл…»

I Быть человеком (8 ч) 1-2 «Я в этот мир пришёл…»

I Быть человеком (8 ч) 1-2 «Я в этот мир пришёл…»

I Быть человеком (8 ч) 1-2 «Я в этот мир пришёл…»

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание»

При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание»

III Мир и человек 17-18

III Мир и человек 17-18

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия

Учащийся по окончании 6 класса: 1) осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство; 2) имеет…

Учащийся по окончании 6 класса: 1) осознает значимость и содержание понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство; 2) имеет…

Учащийся по окончании 8 класса: 1) осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь; 2) умеет различать положительные и отрицательные черты…

Учащийся по окончании 8 класса: 1) осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь; 2) умеет различать положительные и отрицательные черты…

Требования к уровню подготовки учащихся 116

Требования к уровню подготовки учащихся 116
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020