Чапаксин химия 2 курс 7 срс тко
1.Подготовить сообщение о таксономии образовательных целей. 2.Оформить в виде таблицы общую структуру таксономии образовательных целей.( Вопросы объединены).
В литературе термин «таксономия»
(гр. taxis расположение по порядку + homos закон) трактуется как наука о
классификации сложных объектов действительности (живой природы, строения земли,
этнических общностей, языка и др. Теория классификации и систематизации
сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое
строение (органический мир, языкознания, геологии, этнографии и т.д.). Мы будем
использовать определение «таксономия», приведенное в работе.
В педагогической практике цели образования выражаются трояким
способом.
1. В традиционном понимании представляется характеристика одной или
многих целей без применения какой-либо классификации.
2. Описательная классификация - более систематический способ
представления целей. Она включает сопоставление целей, ориентацию в том, на что
должна быть направлена эта деятельность, но не дает цельной системы соотношения
для измерения её результатов.
3. Третий способ на разработке отдельных положений целей обучения и
ориентирован на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные
положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически,
функционально с учетом конечных результатов.
Особую известность в мире получила таксономия, разработанная
коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума. Таксономия
Б.С.Блума и его коллектива касается познавательной и эмоциональной сферы.
Предложенная этой группой разработка психомоторной области до сих пор не
осуществлена.
В процессе приобретения знаний таксономия Б.С.Блума выделяет шесть
уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процесс. К
таксономическим категориям относятся следующие: знания (информация); понимание;
применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых
целей. Прослеживая их отбор, можно утверждать, что создатели таксономии
старались охватить как можно точнее и полнее все категории интеллектуальной
деятельности.
Польский педагог В.Оконь на основе анализа таксономии Б.С.Блума
предлагает пять уровней: информация, анализ и синтез, понимание, применение,
оценка.
В таксономии Б.С.Блума «анализ и синтез» учитывает уже после
«понимания», тогда, как известно, что нельзя понять какую-либо систему, когда
неизвестны ее элементы и связи между ними (анализ), а также того, каким образом
элементы связываются в систему (синтез). Только в этом случае может иметь место
«использование». В табл. 1 приведена сравнительная характеристика таксономий
целей.
Таблица 1 . Характеристика целей
Л. Эйно сделал попытку тройственного объединения целей обучения - на трех уровнях принятия решения (рис.1). Его предложение - это своеобразная рамка, которую можно заполнить соответствующим содержание. Это содержание различается в зависимости от части факторов, а также от уровня экономики и культуры данного государства и от его социально-экономической политики и строя.
Рис. 1. Цели обучения
Проблема постановки целей — важнейшая в педагогике. Обычно педагогический процесс проектируется на системе целей, структурно представляемой в виде дерева целей: общие цели, поставленные обществом; цели образовательной системы; цели учебного заведения; цели конкретного курса и т. д. Виды педагогических целей разнообразны, как и их классификации. На рис.2 представлена еще одна классификация целей, описанная В.С.Безруковой.
Рис. 2. Классификация целей
Нормативные цели
включают цели государственного образовательного стандарта, производственные в
области подготовки кадров и др.
Общественные цели отличаются разнообразием, в отличие от
нормативных, они не могут быть едины и зависят от педагогической системы, её
положения и устава.
Инициативные цели — это в основном частные; они формируются с
учетом типа ОУч, его профиля; учебно-воспитательной работы и др.
Цели обучаемого и обучающегося могут совпадать, а могут и не
совпадать. Тогда возникают противоречия, которые надо преодолеть, найти способы
их сближения.
Организационные цели в деятельности педагога связаны с функцией
управления процессом обучения, а методические - в большей степени с созданием
технологий обучения.
В педагогической практике существуют следующие способы постановки
целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание.
2. Определение целей через деятельность педагога.
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,
эмоционального, личностного и т. п. развития обучающегося.
4. Постановка целей через учебно-познавательную деятельность
обучающегося.
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая
технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что
цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях
обучающихся, причем таких, которые педагог может надежно опознать.
В образовательной практике эти вопросы решаются следующим образом:
а) построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и
последовательные уровни (иерархии). Такие системы получили название
педагогических таксономий; б) создание максимально ясного, конкретного языка
для описания целей обучения, на которые педагог может перевести недостаточно
ясные формулировки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.