Внеаудиторная самостоятельная работа пр русскому языку. Тема: Род, число, падеж существительных. Эта работа поможет учителю организовать проверку знаний и умений. Цель - проверить знания сразу всех обучающихся. Может использоваться как на уроке, и как внеаудиторная самостоятельная работа. Может быть использована для текущего и итогового контроля знаний обучающихся
Самостоятельная работа
Тема: Род, число, падеж существительных
Рекомендуемые источники информации:
Е.С. Антонова, Т.М. Воителева “Русский язык и культура речи”
Гольцова Н.Г. «Русский язык»
Н.А.Герасименко “Русский язык”
www.gramota.ru
Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:
– изучите предложенную литературу по теме;
выполните задания:
1 Восстановите определение имени существительного.
Имя существительное – это _________________ часть речи, которая обозначает
____________________ и отвечает на вопросы _______________.
2 В каком ряду все слова являются именами существительными?
растение, трое, возгорание, поле
а
б каре, тире, варьете, вместе
натрий, карий, алюминий, всякий
в
г манго, облако, древко, повидло
3 Как изменяются имена существительные?
а
по временам,
родам;
числам,
б по родам,
падежам и
числам;
в
г
по лицам и числам;
по родам, падежам, числам
и лицам;
д по числам и падежам.4 Назовите разряды имен существительных по значению.
а
относительные, притяжательные, качественные;
б конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
в
неопределенные, отрицательные, возвратные;
повелительные, условные, изъявительные;
г
д переходные, действительные, страдательные.
5 Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
а шахматы, чернила, ножницы, поле;
б масло, нефть, студенчество, крупа;
в
г
листва, деньги, молодежь;
дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
д любовь, брюки, пальцы, воздух.
6 Спишите, раскрывая скобки и ставя, где необходимо,
кавычки.
Конфеты (Б,б)елочка, пушистая (Б,б)елочка, река (Д,д)непр, газета (Д,д)непр,
духи (Ш,ш)арм, девятнадцатое (О,о)ктября, журнал (О,о)ктябрь, князь (В,в)ладимир,
далёкий (П,п)уть, (М,м)лечный (П,п)уть, (Р,р)усский язык, общество (Р,р)усский мир.
7 Спишите, раскрывая скобки.
1) На Черном море много песчаных (побережье). 2) Отряд (солдаты) и группа
(партизаны) встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих
(сумерки) до полных (потемки). 4) Я встал, сняв ребенка с (колени). 5) В саду много
(яблони), (вишни), (смородина). 6) Сколько же (платья) тебе нужно? 7) Я купила весь
садовый инвентарь, кроме (грабли). 8) Над болотом кружила пара (цапли). 9) Сколько
(доли) от наследства ты получил? 10) В нашем городе много (грузины), (туркмены),
(узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры).
8 Составьте словосочетания с данными ниже словами, употребляя их в форме
р.п., д.п., п.п.
Струнка, доля, акция, медаль, якорь, гений, стая, башня, студия, сочинение, ущелье,
рысь.9 Спишите, вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования
выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме
рода.
1)Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В
качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад
доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч
километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске
нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был...
одет... в элегантный костюм.
10 Гольцова Н.Г. Русский язык с. 115 уп 174.
11 Записать 10 существительных, имеющих только форму ед.ч., 10 сущх,
только мн. ч., 10 сущх общего рода