Государственное
казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6»
План конспект урока по столярному делу в 7 классе
Тема занятия: «Сборка изделия ( скамейка)»
Учитель трудового обучения
Толстихин В.А.
г.Благодарный
Тема: Сборка изделия ( скамейка).
Цель: Самостоятельно выполнить сборку скамейки способом «насухо», используя технологические карты.
Задачи урока:
1. Обучающая – закрепить теоретические знания и умения при разметке и пилении древесины; учить планировать свою работу.
2. Коррекционно-развивающая – способствовать развитию пространственного воображения при рассмотрении графических изображений; развивать инициативу и самостоятельность, умение делать выводы, обеспечивать самоконтроль.
3. Воспитательная - воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, чувство ответственности за выполненную работу
Тип урока: комбинированный с выполнением практической работы..
Наглядные пособия: образец изделия (скамейки), технологические карты
Методы: словесные, наглядные, практические, просмотр презентации.
Материал: детали заготовки скамейки.
Оборудование: верстак, линейка, столярный угольник, карандаш, ножовка, отвертка, шурупы.
Ход урока.
I.Организационно-подготовительная часть.
Взаимное приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II.Сообщение темы и целей занятия.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит выполнить сборку скамейки.
Учитель: А для чего нужна скамейка?
Ответы детей: Скамейка –это предмет домашней или садово-парковой мебели для сидения, обычно в виде доски, набора досок или плиты на ножках или стойках.
Этот предмет будет
занимать в вашем доме особое место.
III.Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала.
Вопросы:
- Что называют пилой?
- В чем заключается разметка заготовки?
- Какие разметочные инструменты вы знаете?
2. Работа с технологическими картами.
- Сколько деталей имеет изделие и как они называются?
- Из каких материалов изготовлены детали скамейки?
- Какая высота скамейки?
3.Опрос по теме «Правила безопасности при пилении».
- Какие требования предъявляются к инструменту?
–Где должна находиться левая рука?
–Как расположить инструмент после завершения пиления?
–Чем удаляют опилки с рабочего места?
4.Практическая работа.
Вводный инструктаж. Ознакомление с планом практической работы.
План практического задания:
1. Пользуясь технологическими картами, на заготовках деталей скамейки, выполнить разметку для отверстий под шурупы;
2. Выполнить сверление отверстий под шурупы в соответствии с разметкой;
3. Обработать детали шлифовальной шкуркой;
4. Произвести сборку скамейки при помощи шурупов - т.е. «сборку насухо»;
5. Сделать окончательную зачистку изделия.
Физминутка.
Учитель: Что такое «сборка насухо»? Выполняется она без клея, путем
крепления с помощью шурупов. Предлагаю посмотреть небольшую презентацию
«Сборка изделия с помощью шурупов». В ней отражены общие вопросы по сборке «насухо»
для любого изделия
.
5. Демонстрация материала:
1.С помощью чего выполняется «сборка насухо»?
2. Почему соединение шурупами является более прочным, чем соединение гвоздями?
3 Что из себя представляет шуруп? Назовите виды шурупов. (Шуруп –это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой).
4.Чем они отличаются друг от друга? (В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой (рис.а), потайной (рис.б) и полупотайной (рис.в)).
5.Что характерно для головки шурупа? (Головки шурупов имеют шлицы – прямые или крестообразные канавки для отвертки).
6.Что надо учитывать при выборе шурупа? (При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2…3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь).
7.Как производится разметка? (Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей).
8.Как выполняется сверление? (В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа).
(В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 4/5 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом).
9.Что такое зенкование? Раззенковка? (Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом – зенковкой).
10.Как правильно ввинтить шуруп? (После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и ввинчивают отверткой по часовой стрелке).
6.Знакомство с правилами техники безопасности при соединении деталей шурупами и роспись в журнале по технике безопасности.
— Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.
— Пользоваться исправной отверткой, которая соответствует прорези шурупа.
— Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности детали.
— При ввинчивании не трогать шуруп рукой.
— Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.
— Заусенец на головке ввернутого шурупа надо обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.
Физминутка для глаз.
7.Текущий инструктаж.
8.Самостоятельное выполнение учащимися задания. Корректировка учителем хода практической работы.
9.Закрепление: Проверь
себя!
Учитель обращает внимание детей на последний слайд.
Дети путем теста должны выбрать правильный ответ.
Выбери правильные ответы:
1. Деревянные детали соединяют между собой с помощью:
а) гвоздей; б) шурупов; в) сверла
2. Процесс соединения деталей в целое изделие называют:
а) конструированием; б) сборкой: в) моделированием
3. Основные инструменты, применяемые для соединения деревянных деталей шурупами, называются:
а) клещи; б) молоток; в) отвертка
4. Соединение деталей будет надежным, если длина шурупа больше толщины прибиваемой детали:
а) в 10 раз; б) в 5 раз; в) в 2-3 раза
5. Крепежная деталь, состоящая из головки с прорезью, и стержня с винтовой нарезкой – это:
а) гвоздь; б) шуруп; в) уголок
6. Работу по сборке изделий выполняют:
а) слесари; б) сборщики; в) плотники
10. Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось?
11.Подведение итогов.
Рассказ учащихся о выполненной работе.
Показ лучших работ.
Анализ допущенных ошибок.
Выставление оценок.
12.Уборка мастерской дежурными.
Приложение:
План практического задания:
1. Пользуясь технологическими картами, на заготовках деталей скамейки, выполнить разметку для отверстий под шурупы;
2. Выполнить сверление отверстий под шурупы в соответствии с разметкой;
3. Обработать детали шлифовальной шкуркой;
4. Произвести сборку скамейки при помощи шурупов – т.е. сборку насухо;
5. Сделать окончательную зачистку изделия.
Вопросы для закрепления: Проверь себя! Выбери правильные ответы:
1. Деревянные детали соединяют между собой с помощью:
а) гвоздей; б) шурупов; в) сверла
2. Процесс соединения деталей в целое изделие называют:
а) конструированием; б) сборкой: в) моделированием
3. Основные инструменты, применяемые для соединения деревянных деталей шурупами, называются:
а) клещи; б) молоток; в) отвертка
4. Соединение деталей будет надежным, если длина шурупа больше толщины прибиваемой детали:
а) в 10 раз; б) в 5 раз; в) в 2-3 раза
5. Крепежная деталь, состоящая из головки с прорезью, и стержня с винтовой нарезкой – это:
а) гвоздь; б) шуруп; в) уголок
6. Работу по сборке изделий выполняют:
а) слесари; б) сборщики; в) плотники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.