СБОРНИК ДИКТАНТОВ ДЛЯ 3 КЛАССА
Оценка 4.7

СБОРНИК ДИКТАНТОВ ДЛЯ 3 КЛАССА

Оценка 4.7
doc
27.03.2021
СБОРНИК ДИКТАНТОВ ДЛЯ  3 КЛАССА
диктанты.doc

3 класс      I четверть

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2-м классе»

(входная работа)

Диктант «Осенний лес»

    Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

По Г. Скребицкому

Грамматические задания:

1. Выпишите из текста слова с безударными гласными. Подберите к ним проверочные слова.

 2. Запишите слова речевого этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс      I четверть

 

Контрольная работа№1

по разделу «Мир общения. Повторяем старое – узнаём новое»

 

Тест «Проверь себя»

1.    Выберите верный ответ.

Собеседники:

- это люди, которые не ссорятся;

- это люди, которые беседуют.

Диалог:

- это беседа, разговор двух или нескольких лиц;

- это речь одного человека.

Качества хорошего собеседника:

- невнимательно слушает собеседника, перебивает его;

- внимателен к собеседнику, к его мнению, терпелив, вежлив.

2. Напиши верно:

а) все гласные звуки и буквы  гласных звуков;

б) парные звонкие и глухие согласные;

в) непарные по мягкости – твёрдые согласные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс      I четверть

 

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

 

Осенний лес  

    Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу.

.

 

Слова для справок: сбросили, ожил.

 

Грамматическое задание:

- Разделите слова для переноса.

Майский, подъезд, вьюга, речка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс      I четверть

 

Административный контрольный диктант за I четверть

 

Осенью  

    Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.

   Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

 

 

Слова для справок: пожухлая, смолкли.

 

Грамматическое задание:

1. Разделите слова для переноса.

Русский, листья, глаз.

2. Сделать звуковой разбор слова.

     Осенью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс      II четверть

Контрольная работа №2

 по теме: «Предложения с однородными членами»

I. Диктант «Снегирь»

    Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на Орлине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

II. Тест «Проверь себя»

1.    Найдите верные утверждения.

а) Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.

б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

в) Однородными могут быть все члены предложения.

г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. Подчеркни предложения с однородными членами.

а) Хороши и чисты русские снежные зимы.

б) Сверкают на солнце снежные сугробы.

в) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

г) Под снежной шубкой отдыхает земля.

3.    Из пары предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами.

а) Журавли кричали тревожно. Журавли кричали тоскливо.

б) Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.

в) Осень раздевает лес. Осень студит землю.

4.    Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

Яблоки персики груши были крупные сочные вкусные.

5.    Выделенные слова замените однородными членами предлож.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Спрятались под листьями грибы.

Листья шуршали.

 

3 класс    II четверть

 

Проверочный диктант по теме: «Состав слова»

 

 

«Что за зверь?»

 

    Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя захотела по снегу погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс     II четверть

Контрольная работа №3  по теме: «Состав слова»

I. Диктант (административный)

 

II. Тест «Проверь себя»

 

1.Выберите правильный ответ.

Основа – это:

- часть слова без окончания;

- корень слова.

 

2. Выделите две группы родственных слов. Запишите их, корни подчеркните.

Липкий,  залеплять,  прилип,  налипать,  налепить,

 

прилипчивость, лепить,  отлепить,  липнуть,  вылепить, лепка.

 

3.  Разберите слова по составу. Обозначьте условными знаками каждую часть слова.

 

Перелесок,  подводный,  приходят,  ледоход,   самокат,

 

помидоры,  журавлики.

 

4. Образуйте  и запишите новые слова с корнями 

  –уч-,  -тигр-,  -бел-. Выделите все части слова.

 

5. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

   

В ясном небе тучка – не пр..стая штучка. Тучка дож...ь  (при)несёт, дождик землю  (по)л..ёт.  А з..мля какая?  На такой з..млице  хле..   (у)р..дится.

 

 

 

 

 

 

3 класс    II четверть

 

 

Контрольное списывание с печатного текста

за II четверть

 

Спиши текст,  грамотно и красиво.

 

 Лошадь на льдине.

 Я работал на Севере. Наш пароход проходил между льдинами. Мы заметили на льдине лошадь. Мы решили её спасти.

Пароход осторожно подходил к крупной льдине. Резкий ветер раздувал у лошади хвост и гриву. Животное стояло неподвижно. Мы приблизились к лошади. Она прыгнула на пароход. Животное было спасено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс   II четверть

 

Контрольный диктант за II четверть

 

 

 

«Помоги птицам»

 

    Птицы – наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей. Голодно птицам зимой. Вот и летят они к жилью человека.

    Жалко ребятам пернатых друзей. Алёша Петров и Женя Иванов смастерили для птиц кормушки. Они насыпали туда зёрен, семян, сухих ягод. Слетелись к кормушкам снегири, синички, воробьи. Ребята, помогайте птицам зимой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс     III четверть

 

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих»

 

На охоте.

    Вот первый луч солнца осветил  верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.

    У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

    В этих лесах встречается тетерев – косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто – то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.

    И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.

По Г. Снегирёву.

 

Слова для справок: деревьев, егерь, кто-то, рюкзак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс     III четверть

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

 

1. Выберите верные ответы.

 

Имена существительные изменяются:

 

а) по числам и падежам;

б) по родам, числам и падежам.

 

Существительные могут быть:

 

а) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского, мужского и среднего рода;

б) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского и мужского рода.

 

2. Укажите род имён существительных.

 

Картофель, змея, медведь, сокол, туфля, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.

 

3.Укажите, на конце каких имён существительных надо писать мягкий знак.

 

Реч.., рож.., нож.., товарищ.., плащ.., борщ.., помощ.., доч.. .

 

4. Укажите существительные, которые не изменяются по числам.

 

Хлопоты, класс, комната, суета, хвоя, молодёжь, столы, сметана, каникулы.

 

5. Определите падежи имён существительных из пословиц.

 

Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.

Ласковым словом и камень растопишь.

 

 

 

 

3 класс      III четверть

 

Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи»

 

Летучая мышь.

 

   Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

   Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

   Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

   Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки.

Слова для справок: увидели, способность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс     III четверть

 

Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

 

 И вновь весна пришла

   Наступило чудесное время. Весна поселилась в каждом листочке, на каждой веточке. Кругом стояла звонкая тишь.

   Пузырьки молодого свежего воздуха гонялись друг за другом и звенели, звенели. Всё цвело кругом!

   Выскочили из своих жилищ  и зверьки. Большие и маленькие, тощие и упитанные, они грелись в первых лучах солнца. Каждый искал свежую зелень – былинку.

   А весна уверенно шагала по земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс     III четверть

 

Изложение «Переполох в лесу»

 

На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.

        По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

       Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишку срывает.

Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила, и переполох в лесу устроила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       III четверть

 

Контрольный диктант за III четверть

 

 Цветы.

   Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило лес и растопило снежинки на верхушках сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробудили сугроб и сухую листву. Из земли стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники.

   Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарок весны. Сохрани их.

Слова для справок: показываться

 

Грамматические задания:

1.    В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

2.    Разберите слова по составу: вариант 1 – пришла, солнышко, зелёные; вариант 2 – растопило, снежинки, подарок.

3.    Определите  время и число глаголов   упали, проснулся, издаёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

 

 

Изложение

 

«Как я купил собаку»

   Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Её звали Томка.

   Мы вышли с ней из дома хозяина. Томка вздрогнула и оглянулась. Дома собака опустила мне на колени голову. В её глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

   Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завиляла хвостом, легла на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

Контрольная работа №5 по теме:  «Глагол»

I. Контрольный диктант

Весеннее утро.

   Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

   Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал  весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматические задания:

1.Разберите по членам предложения: вариант 1 – седьмое предложение, вариант 2 – девятое предложение.

2.Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – Развесила, весёлый, местечко.

3.Определите  время, число глаголов   побежал, взглянешь, принесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

Контрольная работа №5

по теме:  «Глагол»

 

II.Тест «Проверь себя»

1.    Выберите верные ответы.

 Глаголы могут изменяться:

- по числам и временам;

- по временам и падежам.

Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

- что делает?  Что сделает?

- что делать?  Что сделать?

Глаголы прошедшего времени изменяются:

- по числам и падежам;

- по числам и родам.

Частица НЕ с глаголами пишется:

- слитно;

- раздельно.

     2. Найдите в предложениях глаголы. Определите их время.

1) Черёмуха душистая с весною расцвела. (С.Есенин.)

2) Тихо дремлет река.

3) Скоро наступит лето.

   3. Выберите верный вариант разбора глагола в предложении.

Скоро луч солнца позолотит деревья.

- Глагол прошедшего времени, единственного числа,  женского рода;

- Глагол настоящего времени, единственного числа;

- Глагол прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

- Глагол будущего времени, единственного числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

I. Контрольный диктант

Деревья скрипят.

   Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал.

   И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.

   То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.

   Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.

   Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по – особенному, о своём.

По Н.Сладкову

Слова для справок: по – особенному, ночёвка, лиственном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Тест «Проверь себя»

1.Выберите верные ответы.

 

Имя прилагательное – это:

- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

 

Имена прилагательные изменяются:

- по числам и в единственном числе по родам;

- во множественном числе по родам.

 

Окончание имени прилагательного определяется:

- по окончанию вопроса;

- по окончанию имени существительного.

 

 

2. Укажите, где возможно, род и число прилагательных в словосочетаниях.

По узкой тропинке, на высоком холме, из больших окон, на вороном коне, в чистом поле, под синим небом, в новых домах.

 

3. Вставьте нужные окончания прилагательных.

Дальн….  дорога. Нов…. платье. Рнн…. утро. Стар…. Дом. Син…   лента. Далёк….  Остров. Чист….  Поле.

 

4. Подберите к словам из первой группы по одному синониму и одному антониму из второй группы.

Маленький, ласковый, правдивый.

 

Нежный, честный, большой, крошечный, лживый, грубый.

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

 

Контрольное списывание.

 

      (По) везло хомяку – (на) ткнулся (на) птичье гнездо, лежат (на)

земле два большущих яйца. (За) бирай и пируй!

     Только вот лапками яйцо (не) (об) хватишь – (вы) скальзывает. И (за) щеку (не) (за) толкать – (не) (по) мещается. А бросить жалко.

    Возился хомяк, (при) меривался, пыхтел, сопел – (не) получается.

Тогда (у) перся лбом (в) яйцо – и (по) катил к себе (в) норку. Если дело не (по) зубам, не (по) лапам – головой работать надо!

 

Грамматические задания:

1. Списать, раскрывая скобки.

2. Подчеркнуть предложение, в котором выражена главная мысль.

3. Озаглавить текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль.

4. Разобрать любое слово из текста как часть речи.

5. Найти и подчеркнуть волнистой линией имя прилагательное, употребленное в среднем роде, в единственном числе.

6. Выписать из текста глаголы в неопределённой форме, отвечающие на вопрос  что сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс       IY четверть

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Соловьиная песня.

   Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистел, залился весёлой трелью.

    Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

По Г. Скребицкому.

Слова для справок: щёлкнул, снова.

Грамматические задания:

1.    Выпишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, с парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным. Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.

2.    Сделайте звуко – буквенный разбор слов:  

     I вариант – «солнце» ;  II вариант – «поёт».

3. Сделайте разбор как части речи одного имени существительного, одного имени прилагательного, глагола.

4. Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе – глаголом, третье – существительным.

От горшка два вершка – …, зарубить на носу – …, волк в волчьей шкуре – … .


I четверть Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2-м классе» (входная работа)

I четверть Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2-м классе» (входная работа)

I четверть Контрольная работа№1 по разделу «Мир общения

I четверть Контрольная работа№1 по разделу «Мир общения

I четверть Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

I четверть Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

I четверть Административный контрольный диктант за

I четверть Административный контрольный диктант за

II четверть Контрольная работа №2 по теме: «Предложения с однородными членами»

II четверть Контрольная работа №2 по теме: «Предложения с однородными членами»

II четверть Проверочный диктант по теме: «Состав слова» «Что за зверь?»

II четверть Проверочный диктант по теме: «Состав слова» «Что за зверь?»

II четверть Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

II четверть Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

II четверть Контрольное списывание с печатного текста за

II четверть Контрольное списывание с печатного текста за

II четверть Контрольный диктант за

II четверть Контрольный диктант за

III четверть Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих»

III четверть Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих»

III четверть Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1

III четверть Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1

III четверть Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи»

III четверть Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи»

III четверть Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

III четверть Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

III четверть Изложение «Переполох в лесу »

III четверть Изложение «Переполох в лесу »

III четверть Контрольный диктант за

III четверть Контрольный диктант за

IY четверть Изложение «

IY четверть Изложение «

IY четверть Контрольная работа №5 по теме: «Глагол»

IY четверть Контрольная работа №5 по теме: «Глагол»

IY четверть Контрольная работа №5 по теме: «Глагол»

IY четверть Контрольная работа №5 по теме: «Глагол»

IY четверть Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

IY четверть Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

II .Тест «Проверь себя» 1.Выберите верные ответы

II .Тест «Проверь себя» 1.Выберите верные ответы

IY четверть Контрольное списывание

IY четверть Контрольное списывание

IY четверть Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

IY четверть Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021