Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»
Оценка 4.9

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл—9 кл
10.11.2019
Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»
Сборник диктантов «Времена года» для 5-9 классов представляет собой практическое пособие для учителей русского языка. Пособие составлено с учётом требований Примерной программы образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по русскому языку для 5-9 классов (базовый уровень), охватывает орфографические, грамматические и пунктуационные темы, которые изучаются в курсе русского языка в средней школе. Назначение сборника – дать дополнительный практический материал по всем основным разделам программы, помочь учителю в организации работы по формированию навыков правописания и контролю уровня знаний учащихся. В пособии представлены художественные тексты классической и современной литературы с описанием времён года: осени, зимы, весны.
Сборник диктантов по русскому языку 5 -9 класс.docx
Пояснительная записка Сборник диктантов «Времена года» для 5­9 классов представляет собой практическое   пособие   для   учителей   русского   языка.     Пособие   составлено   с учётом   требований   Примерной   программы   образовательных   организаций (учреждений)   Луганской   Народной   Республики   по   русскому   языку   для   5­9 классов   (базовый   уровень),  охватывает   орфографические,   грамматические   и пунктуационные   темы,   которые   изучаются   в   курсе   русского   языка   в   средней школе. Назначение   сборника   –   дать   дополнительный   практический   материал   по всем основным разделам программы, помочь учителю в организации работы по формированию навыков правописания и контролю уровня знаний учащихся. В   пособии   представлены   художественные   тексты   классической   и современной литературы с описанием времён года: осени, зимы, весны.  Тексты   диктантов   взяты   из   различных   сборников   по   русскому   языку, адаптированы   с   учётом   возрастных   особенностей   учащихся   и   уровня   их подготовки. Предлагаемый материал является актуальным и оказывает образовательно­ воспитательное   воздействие:   прививает   любовь   к   Родине,   её   природе, воспитывает чувство прекрасного, способствует обогащению словаря учащихся и выработке навыков грамотного письма. Представленные диктанты относятся к проверочным работам и проводятся с   целью   промежуточного   и   итогового   контроля   орфографических, пунктуационных навыков учащихся. 2 1 уровень 5  класс Сентябрь Пришел   сентябрь.   После   знойного   лета   наступила   золотая   осень.   Под моим   окном     загрустила   липа.  С  неё  всё  чаще   стали   слетать  листочки.  Они ложились в траву и там засыхали. По высокому синему небу бегут облака. Они закрывают солнце. Часто эти облака несут дожди. Тогда потоки воды умывают улицы, дома и деревья. Уже улетели ласточки, а сегодня над нашим садом пронеслись журавли. Утром я выхожу в сад. В нём растут и радуют нас астры. На их лепестках дрожат капельки росы. Я аккуратно срезаю цветы. Холодная роса падает мне на руки, скатывается по стебелькам на землю. Я несу цветы в дом. (96 слов) 2 уровень Осенняя картинка Сколько   цветных   корабликов   на   пруду!   Жёлтые,   красные,   и   золотые кораблики прилетели сюда по воздуху.  Они плавно падают на холодную тёмную воду и сразу плывут с поднятыми парусами. Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной   окружают   пруд.   Раньше   других   спешат   в   своё   первое   и   последнее путешествие  кленовые листья. Это самые  парусистые  кораблики. А какие они нарядные! Небо чистое. Но вот  показались ласточки, покружились  и улетели в   далёкие края, где нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки! Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на  пруду.   (90 слов)                                                                                                             3 3 уровень Осенняя пора Под   осенними   лучами   солнца   тихо   дремлет   увядающая   природа. Солнечные лучи ныряют в чащу. Робко зажигают росинки. Я брожу по лесу и не могу узнать знакомых мест. Берёзки надели золотой праздничный наряд, горят огнём плоды красавицы рябины. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений. Усталость берёт своё. Прилёг я на травку у берёзы, молчу, прислушиваюсь к лесным шорохам. Неожиданно     сверху   доносится   трубное   пение.   Журавли!   Их продолговатый клин мелькнул в голубом оконце среди свинцовых туч и исчез. А с неба опять понеслись на землю трогающие душу звуки. Осень ­ одно из прекраснейших времён года!  (96 слов) 1 уровень Зима в горах Зима в горах идёт сверху. Ночью выпал первый снег на вершинах. Утром на серых оконечностях скал на солнце сверкали куски   холодного синеватого сахара.   Под   скалами   лежала   бурая   осень.   А   ещё   ниже   осень   только чувствовалась. Полыхали чудесные горные клёны.  Жёлтые косяки берёз, диких яблонь и груш паслись на крутизне. Прекрасная зелёная пихта стояла в полосе лета   недалеко   от   песчаной   дорожки.   По   лугу   ходили   продрогшие   лошади. Чувствовалось, что скоро и сюда сбегут по склону рыжие хороводы. И только в синей долине лето ещё постоит. (82 слова)  4 (По В.Пескову) 2 уровень Русская зима Хороша русская зима! Такой зимы нет ни в одной стране мира. Куда ни глянешь, всюду лежит снежный ковёр. Ещё вчера шёл снег, бушевала метель, а сегодня   ярко   светит   солнце.   Воздух   морозный   и   свежий.   Деревья   покрыты инеем. Снежные сугробы в рост человека. Они наполовину закрыли окна домов. Толстый слой снега лежит на крышах. Снег радует детей и взрослых. Катание на лыжах и санках с высоких гор, игра   в   снежки   –   это   любимые   развлечения   молодёжи.   Снежная   зима­ предвестник хорошего урожая. Зимой снег надёжно укрывает посевы от мороза, а весной щедро поит их живительной влагой. (88 слов) 3 уровень Как зимуют звери Все звери проводят зиму по­своему. Медведь зимует в берлоге. Летучие мыши   нашли   жилище   в   глубоких   пещерах.   Забираются   они   туда   с   осени   по нескольку   тысяч.   Зацепятся   лапками   за   каменные   выступы   или   за   корни деревьев  и  повисают   вниз   головой   до   самой   весны.  Лягушки   зимуют  на   дне водоёмов.   Змеи,   ящерицы,   черепахи   с   наступлением   холодов   прячутся   в глубокие   норы,   в   трещины   почвы,   под   корни   старых   деревьев.   Там   они терпеливо ожидают весны. В тропических странах в жаркое время засыпают и некоторые рыбы. Они роют глубокие норы, свёртываются калачиком, ждут дождей. Много крупных и мелких зверей и птиц живёт в тихом зимнем лесу.  (98 слов) 1 уровень 5 Голубые лягушки Скоро снег начал таять. Все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки. Мальчик   близко   подошёл   к   канаве,   и   лягушки   замолчали.   Он   стоял неподвижно. Лягушки начали вылезать из воды. Скоро все в округе слушали их пение. Мальчик вдруг увидел, что лягушки голубого цвета. Он не мог объяснить это явление. Все квакали дружно, радостно. Лягушки радовались солнцу, теплу, весне. Мальчик поймал трёх квакушек, посадил в кепку и побежал домой. Дома он   рассказал   отцу   о   голубых   лягушках.   Отец   объяснил,   что   их   освещало весеннее солнце. Они пели и казались голубыми. Это обыкновенные травяные лягушки. (93 слова)                                                                                              (По В. Бианки) 2 уровень Ранней весной За городом местами ещё лежит снег. Канавы до краёв полны коричневой водою. Как тихо!Вот и опушка. Островки снега, лужицы талой воды и журчание бесчисленных   невидимых   ручейков.   На   болоте   из­под   шоколадной   воды выглядывают   зелёные   кочки.   Над   ними   на   тонких   стебельках   будто   хлопья снега. Что   бы   это   такое?   Гладкие   гибкие   стебельки   с   белыми   шёлковыми кисточками   на   верхушках.   Что   это?   Пушистые   плодики,   которые   не   успели разлететься с осени? Не может быть! Они такие свежие и чистые. Так это цветы! Какие странные цветы! Пушок хорошо защищает эти своеобразные цветы от утренних морозов. Пушок. А ведь это растение и зовут пушица. (96 слов) 3 уровень 6 Весна Пригрело весеннее солнышко. На лесной  поляне начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк. Наполнил до краёв большую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из­ под коры жучки и букашки,   расправили   крылышки   и   полетели   кто   куда…  И   лягушки   тоже   от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже… Вдруг под кучей хвороста что­то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул. Потянулся и начал лапкой с колючек сор счищать. Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный муравейник. С рассвета и до   темна   хлопочут   муравьи,   тащат   в   муравейник   то   травинку,   то   сосновую иголочку. (108 слов) 1 уровень 6 класс Берёзовый лес Берёзовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днём, и в потёмках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно ещё бодрит. Хорошо под его лучами! На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай! Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздаётся испуганный всплеск. Вот над берёзовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. (90 слов)                                                                                                 (По С.Багрову) 7 2 уровень Листопад Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую землю. Леса моросили дождём облетевшей листвы.   Этот   дождь   шёл   неделями.   Только   к   концу   сентября   перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя холодная даль сжатых полей... Я узнал, что осень смешала все чистые краски и нанесла их на далёкие пространства земли и неба. Я   видел   сухую   листву   не   только   золотую   и   пурпурную,   но   и   алую, фиолетовую,   коричневую,   чёрную,   серую   и   почти   белую.   Краски   казались особенно мягкими из­за осенней мглы… А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (97 слов) 3 уровень                                                                    Осень Нежной грустью веет осенью в лесу. Одни деревья стоят ещё зелёными, а другие горят червонным золотом… Леса,   которые   тронул   лёгкий   морозец,   начинают   обнажаться,   и   среди деревьев делается светлее и просторнее. Жёлтые листья от ветра падают на землю и устилают её ковром. Это   время   совпадает   с   массовым   отлётом   пернатых   в   тёплые   края.   В осенние   сумерки   на   лесных   полянах   собираются   стаи   длинноклювых вальдшнепов. Чёрными облачками перелетают по полям стаи молодых и старых скворцов.   Высоко в небе летят журавлиные косяки. Целый день эти сильные птицы держатся в воздухе, опускаются только для ночлега. На огромных просторах 8 рек, средь песчаных отмелей, журавли задерживаются  и отдыхают. Далёк их путь до верховьев Нила. Певчим птицам всё труднее добывать корм, всё настойчивее влечёт их на юг. (118 слов) 1 уровень                                                        Предзимье Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из–за туч и уже не согревает землю. Листья уже не кружатся в воздух, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видно.  Деревья   в   лесу   пожелтели   от   дождя   и   стоят   грустные.   Животные готовятся   к   долгой   морозной   зиме.   Белки   запасаются   вкусными   орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Зайцы   ждут   первого   снега.   С   появлением   снега   они   поменяют   летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Скоро выпадет снег. (101 слово) 2 уровень Зимнее утро Утро.   Выглядываю   в   окно   и   не   узнаю   леса.   Какое   великолепие   и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами – синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях   санного   следа   тень   совершенно   синяя.   А   на   вершинах   сосен,   на   её пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет. Две галки звонко и радостно сказали что­то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо­ зелёной стройной ели, 9 закачалась, едва не потеряв равновесия. И густо посыпалась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается… (102 слова)                                                                                                                (По И. Бунину) 3 уровень Зима Мы   любим   снег.   Природа   терпеливо   ждёт   первого   снега.   Выпадет   он, закроет звериные тропинки, и не сможет охотник зверюшку обидеть. Мы   смотрим   на   красногрудых   птиц,   которых   называют   снегири.   Они похожи на красногрудые яблоки. Его не сгонит с ветки снег. Снегирь знает, что снег   нужен   природе.   Природа   готовит   к   снегу   свой   лесной   народ.   У   зайца сначала белеют живот и ноги, а белые куропатки, горностаи, песцы к первому снегу шубки свои поменяли. И все сразу стали невидимками. Только тёмные глазки да чёрная кисточка на хвосте выдаёт горностая. Хищник зорко следит за его кисточкой. Горностай увидит врага, сделает обманное движение хвостом в сторону и сбежит. Для жителей Севера страшна оттепель. Мороз после неё гонит ветер, ветер держит   снег,   а   потом   вывалит   его,   и   снег   покроется   жёсткой   коркой   льда. (92слова)  1 уровень Берёзовые серёжки Кто   видел   цветущую   берёзу?   Цветёт   она   после   майских   праздников. Листья   маленькие,   словно   мокрые.   А   на   конце   веток   появляются   золотые серёжки.   Берёза   золотится,   как   будто   в   солнечном   дожде.   Поздней   весной серёжки вы не найдёте. Они спрятались за листьями. В них созревают семена. С неба льётся яркий свет, а с берёзы летят крошечные самолётики. Они вьются над 10 землёй,   садятся   на   дорожки   аллеи,   на   кусты   можжевельника.   Это   чешуйки. Птенчик их не клюнет, потому что они несъедобные. Семена у берёзки похожи на бабочек. Жёлтое семечко, а по бокам два круглых крыла. Дунет ветер, качнёт берёзку. Метелью закружатся бабочки с прозрачными крыльями. (98 слов)                                                                                                                  (По Э.Шиму) 2 уровень Звуки весны Для чуткого и внимательного человека звуки весеннего леса необычны и разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала капля. Послышался тонкий, хрустальный   звон.   Под   напором   жизненных   соков   сам   собой   шевельнулся листок. Вот   дятел   пустил   весёлую   барабанную   дробь.   От   пенька   к   пеньку пробежала   и   тоненько   пискнула   хлопотливая   мышь.   Прогудел,   стукнулся   о берёзу и грузно упал неповоротливый жук. Под тонкой коркой льда журчит радостный ручей. Затянул свою нудную песенку комар. Только в глухую полночь всё примолкает. Хороши ночлеги в весеннем лесу! В предутренний час начинается прекрасная музыка. При появлении солнца звуки лесной музыки нарастают. Это в серебряные трубы трубят журавли. (96 слов) 3 уровень Весна С голубого неба льются на землю ласковые весенние лучи. Солнце быстро съело снег, а вода с холмов и гор мутными ручьями сбежала к речке. На улице много луж, больших и маленьких. Грач важно шагает по дороге. Деревья ещё не 11 успели   покрыться   листьями,   но     почки   на   них   набухли,   вот   лопнут.   На солнечном   припёке   показалась   первая   весенняя   травка.   Уже   появились подснежники, распускается сон. В такие дни не усидишь дома. Как только закончились занятия в школе, так   и   бежишь   на   луг,   в   поле.   Всё   свободное   время   проводишь   на   воздухе, веселишься, радуешься весне. Скоро на деревьях распустятся листья, луга покроются цветами, на полях зазеленеют рожь, ячмень, пшеница, овёс. Хорошее время года весна! (108 слов)                                                                                                                                                  7 класс 1 уровень Осенний букет Наступила золотая осень. Приятно видеть в это время яркий, может быть, последний букет осенних цветов. Первое   сентября!   Как   нарядны   улицы   в   этот   день!   Сколько   улыбок вокруг, сколько цветов! Это ребята идут в школу. Особое внимание привлекают малыши, которые  впервые  сядут сегодня за  парты. Вот  девочка  с  огромным букетом цветов в руках. В   центре   этого   букета   большой   ярко­жёлтый   георгин.   Он   похож   на огромный   шар.   Его   середина   почти   солнечного   цвета.   Другой   георгин   цвета только   что   распустившейся   сирени.  Очень   украшают   букет   гладиолусы.  Они ярко­жёлтые, малиновые, темно­бордового цвета. А вот и важные мохнатые астры, которые качают головками в такт шагам девочки. Девочка   улыбается.   Улыбаются   прохожие.   Улыбнётся   и   её   первая учительница, для которой она так старательно собирала этот букет. (114 слов) 2 уровень 12 Осенью Однажды в конце ноября я отправился на охоту. День был неприветливый, но тёплый. Люблю я бродить по лесу перед самым приходом зимы. Всё в нём как­то примолкло, будто ждёт чего­то. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле и лежит бурой массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском. А   какая   в   лесу   тишина!   Только   где­то   в   вершинах   сосен   и   елей попискивают синички, да изредка слышится неприятный звук сойки. Идёшь по влажной  земле  бесшумно,  осматриваешься  по   сторонам  и  запоминаешь.  Ведь очень скоро он оденется в снежный убор и сразу преобразится. Не спеша пробираюсь по узкой тропинке. Оглядываю каждый кустик, не спрятался ли под ним длинноухий зверёк. (122 слова) 3 уровень Осенний лес Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей   листвы   выделяются   яркие   пятна   клёнов   и   осин,   раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое­ где виднеется шляпка  позднего подосиновика.  Тонко просвистит  рябчик, прокличут  в небе журавли, пролетавшие косяком.  Что­то   грустное,   прощальное   слышится   и   видится   в   осеннем   лесу, наполненном   тишиной.   Идёшь   по   такому   лесу,   расцвеченному   красками,   и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это краткое время. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (120 слов) 13 1 уровень Зимний вечер Вечереет. Голубоватая дымка окутывает всё вокруг. Так тихо, что в ушах звенит. Угомонились буйные ветры, задремали лёгкие ветерки. Мне не хочется идти домой. Я стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые в жизни вижу длинные, обледеневшие косы берёз, спускающихся чуть не до самой земли, ощетинившиеся кусты жасмина в палисаднике. Почти   вплотную   подхожу   к   голубой   ёлочке  и   пристально   гляжу   на   её лохматые,   укутанные   снегом   ветки.   И   мне   кажется,   что   иголки   на   каждой веточке топорщатся больше, чем летом. Каждая нахохлилась, как воробей от холода. Почему я не видела этого раньше? Наверное, потому, что всегда бегом мчалась мимо палисадника и никогда не останавливалась понаблюдать за его жизнью.   В окнах стали загораться огни, задымили трубами дома. Заискрился под окнами снег. Ещё таинственнее стал старый мрачный каштан. Пора домой. ( 105 слов) 2 уровень Мечтатель Только что выпал первый снежок. Он скрыл бурую, застывшую  землю, разъезженную   за   осень   дорогу,   потухлую   траву.   Всё   вокруг   стало   каким­то чистым, прибранным, праздничным. Я шёл по опушке, вдыхая морозный воздух и   любуясь   тонкими,   будто   нарисованными   острым   карандашом   силуэтами   зеленее берёзок,   припорошенными   снежком   и   ставшими   от   этого   ещё   раскидистыми  ёлочками. Вдруг я заметил, что навстречу мне движется какое­то существо.   Пригляделся   ­  заяц!   Косой   почему­то   не   видел   меня.  Я   замедлил 14 шаги,   но   продолжал   идти   в   сторону   косого.   А   он   по­прежнему   спокойно приближался ко мне, проскакивая в двух шагах от меня. Потом скрылся в лесу. Почему он не заметил меня? Я так и не понял, но подумал, что это был какой­нибудь учёный и рассеянный заяц или просто заяц­ мечтатель. (106 слов) 3 уровень Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима.  Лес зимой В   тяжёлые   снеговые   шубы   нарядила   она   ели   и   сосны,   до   самых   бровей нахлобучила им шапки. Даже о веточках не забыла ­ им пуховые варежки. И рябине подарок ­ белая шаль. Из­под неё гроздья ягод виднеются. Стоишь, смотришь вокруг, и дух захватывает от этой красоты.  А   под   ноги   себе   глянь!   Неповторимо   изящный   рисунок   создали   на   белом покрывале земли следы зверей и птиц. Вот из­за серой тучки выглянуло солнышко, и не узнать знакомой полянки. Заискрилось   всё   вокруг,   засверкало,   вздрогнули   и   потянулись   к   солнцу мохнатые веточки ели. Настойчивее застучал дятел, усевшись удобно на дереве. Вышла   из   дупла   белка.   Хочется   и   ей   на   солнце   погреться.   Веселее перекликаются обрадованные птицы. А   воздух   искрится,   словно   пронизанный   мерцающими   пылинками.   Легко дышится в зимнем лесу. Хорошо провести здесь выходной день. (120 слов) 1   уровень Приход весны Прибавились   значительно   дни.   Ярче   и   прямее   стали   солнечные   лучи   и сильно пригревают. Потемнела белая пелена снега, и почернели дороги. Вода 15 показалась на улицах. Уже март на исходе и апрель на дворе. Прилётная дичь начинает понемногу показываться. Прежде всего прилетели грачи и заняли свои летние квартиры. Это самые лучшие берёзовые и осиновые рощи. Они начали заботливо   поправлять   свои   старые   гнёзда,   ломая   для   этого   крепкими беловатыми   клювами   верхние   побеги   древесных   ветвей.   Далеко   слышен   их громкий   крик.   Когда   вечером,   после   дневных   трудов,   рассядутся   они   все попарно и как будто начнут совещаться о будущем житье ­ бытье. (91 слово) 2 уровень Первый зелёный шум Май ­ это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз. Душистой смолой пахнет бор. У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы ­ белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые шубки. Передо мной ­ молодой берёзовый лес, умытый дождём. Он ещё голый, без листьев.   Стволы   берёзок   тонкие,   белые,   а   ветви   лиловые.   На   концах   ветвей серёжки   висят.  А   воздух   тёплый,  влажный,  и   пахнет   сырой   землёй,  горечью набухших берёзовых почек. Кругом по деревьям птицы поют. С   каждой   минутой   прямо   на   моих   глазах   лес   распускался   и   зеленел. Набежал ветерок, и я вдруг услышал лёгкий, похожий на сдержанный шёпот, первый   шум   молодой   листвы.   Тот,   кто   любит   природу,   сразу   поймёт   меня. Поймёт и оценет ­ что значит услышать в лесу первый зелёный шум. (109 слов) 3 уровень Весной 16 Начало апреля. В городе сидеть уже невмочь. Ранней весной так и тянет вдаль, в пробуждающиеся от зимнего сна леса. Наконец желанный миг настал, и город уже далеко. Долго едете вы по размокшей дороге. Вас толкает и трясёт, но как свежо и вольно дышит грудь, как радостно звучит вдали первая трель жаворонка! В воздухе чувствуется пряный запах прошлогодней листвы. Вблизи лес особенно   прозрачен.   Из   ближнего   ельника   отчётливо   раздаются   похожие   на звуки флейты звонкие переливы певчего дрозда. Красивая песня сразу выдаёт его присутствие. Поющая птица сидит обычно на верхушке высокого дерева, повернувшись к   потухающей   заре,   подняв   голову   и   слегка   оттопырив   перья.   Когда   дрозд только   начинает   свои   трели,   песня   тиха.   Но   вот   он   распелся,   и   его   голос крепнет, отчётливо выделяясь среди других пернатых. (120 слов)                                                            8 класс 1 уровень Заяц в осеннем лесу Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно, всё возились, перешептывались между собой. И от этого лес наполнялся тревожным шорохом. Зайчишка   почти   не   мог   уснуть.   Каждую   минуту   он   настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто­то страшный подкрадывается к нему из­за кустов. Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивая укрытие понадёжней. Искал и не находил… Прошёл   ещё   месяц.   Кусты   и   деревья   сбросили   последние   листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство 17 птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу. (124 слова) 2 уровень Звёзды Под   осенними   высокими   звёздами   затихают   хаты,   и   теперь   становятся слышнее   голоса   росы,   полуобнажённых   деревьев   и   постаревших   задумчивых подсолнечников, которые уже не тянутся ни к солнцу, ни к звёздам. Меня всю жизнь манят и волнуют звёзды, их совершенная и всегда новая красота.   И   теперь,   прожив   полвека,   я   вспоминаю   далёкий   вечерний   луг, потемневшие   в   печали   травы,   которые   завтра   станут   сеном,   и   детское всхлипывание речонки, в которую на всё лето вошли мята, павлиньи  глазки, дикие петушки. Вошли и не печалятся, а цветут. А над всем этим миром, где роса   слегка   глушит   запах   сена   и   дух   молодого   дёрна,   сияют   самые   лучшие звёзды моего  детства. Даже  единственный   огонёк  на хуторе  у мостика  тоже кажется мне звездой, вставшей в чьём­то окне, чтобы веселее жилось хорошим людям… (121 слово)                                                                                               (По М. Стельмаху) 3 уровень Последний лист Всё большую и большую дань берёт осень с лета. Никнет трава. По утрам её     обжигает   и   серебрит   мороз.   Крепко   подсушило   землю.   И   земля   стала звонкой, далеко слышной и под копытом, и под колесом. Засквозили берёзовые закрайки на Зайцевском поле. В саду долго держались листья на вишне, малиновые и зелёные, но всего за одну ночь они враз пожухли и наполовину осыпались. А на огромном столетнем тополе   остался   всего­навсего   один   листок   и   мотается,   нервничает,   видно, хочется ему улететь. 18 Сразу   за   огородом   ­   луговина.   И   надо   же   так   случиться,   что   на   ней расположилась   аптечная   ромашка   с   десятком   цветов,   таких   милых, привлекательных сейчас. Каждый цветок хотелось бы обласкать рукой, а ножка у ромашки уже в инее, снежно­ белая. Белый островок внизу и белый,   ещё живой островок над землёй…(124 слова) 1 уровень Кому мешает снег Не все рады снегу. Птицам плохо приходится зимой. Трудно отыскивать под снегом зёрнышко, гусеницу или жука. И   голодные   птицы   летят   поближе   к   жилью,   к   людям.   Иногда   птицам посчастливится.   Они   отыщут   где­нибудь   птичью   столовую,   обрадуются, слетятся со всех сторон. Не только птицам приходится плохо зимой. Плохо зимой и некоторым животным. Бродят они голодные по лесам и полям. Поесть найти нелегко, а ходить по рыхлому снегу трудно. Да ещё остаются следы на снегу, и у каждого зверя свой след. Тянется по снежному полю след. Тянется по снежному полю звериная тропа. Идёт по нему охотник, зверя выслеживает. Испугался заяц. Запутывая следы, на всякие хитрости пускается. А уйти от охотника всё равно не сможет!  (103 слова) 2 уровень Чудесен, сказочен русский лес зимой! Лес зимой Белый, пушистый, повис на ветвях снег. По осыпанным смолянистым шишками вершинам перелетают красногрудые клесты­еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы. 19 Смолою   и   дымом   пахнет   зимний   лес.  Шумят   по   дорогам   нагруженные тяжёлыми   брёвнами   машины.   Вот   перемахнула   через   дорогу   и,   осыпав серебряный   иней,   взвершилась   на   дерево   белка.   Постучал   молоточком, перепорхнул с макушки на макушку неутомимый труженик­дятел. В зимнем тумане встаёт холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Я выхожу на лесную поляну. Все деревья обвешаны крупными шишками. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. (103 слова) 3 уровень Зимнее ненастье Лёжа весь вечер, я представляю себе, как пугливо и зыбко мерцают мои освещенные окошечки, такие одинокие среди бушующего леса, с головы до ног поседевшего от вьюги! Дом стоит у широкой просеки, в затишье, но когда ураган гигантским   призраком   на   снежных   крыльях   проносится   над   лесом,   сосны отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в просеке делается страшно.   Снег   при   этом   бешено   и   беспорядочно   мчится   по   лесу. Непритворённая дверь в сенцах с необыкновенной силой бьёт в стену, а собаки, которые   лежат   в   них,   утопая   в   снегу,   как   в   пуховых   постелях,   жалобно взвизгивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью… В   комнате   тепло   и   тихо.   Стёкла   холодно   играют   разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камнями. Лежанка натоплена жарко, а к шуму и стуку я привык. Лампа на столе горит ровным сонным светом. (127 слов)                                                                                                              (По И.Бунину) 1 уровень Весна …Прошла ещё неделя. Раз ночью пошёл сильный дождь, а потом горячее солнце как­то сразу вошло в силу. Весна потеряла свою кротость и бледность, и всё вокруг на глазах стало быстро меняться. Гуще и ярче засинело небо,сад стал 20 одеваться   свежей   зеленью. Залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество чёрных крупных мух на её тёмно­ зелёной глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На   яблонях,   грушах   ещё   были   видны   ветви,   их   едва   тронула   мелкая, сероватая и мягкая листва. Но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом.   С   каждым   днём   этот   цвет   становился   всё   белее,   всё   гуще. (110слов)                                                                                                                (По И. Бунину) 2 уровень Весенние цветы Весной всюду появляются россыпи ярко­жёлтых цветов, напоминающих маленькие подсолнечники. Они,  словно  брызги  солнечных лучей,  раскрывают свои яркие корзинки навстречу лесному дню. На вечерней заре или в ненастье жёлтые цветки укрываются в зелёные рубашки, и золотистый покров на лужайках исчезает. Цветки эти ­ одуванчики. Многолетние растения, самые распространенные на   всех   континентах   Земли.   Растут   они   повсюду:   на   равнинах,   в   горах,   на щебнистых склонах, на солнцепёках, в тени. Всего несколько дней горят жёлтым цветом лужайки. И вдруг, как одна, эти солнечные картинки превращаются в светлые  полупрозрачные  шарики. В каждом таком шарике до двухсот семечек, и у каждого из них свой парашютик. Летят по ветру новые поколения. И человек, проходя по лужайке, невольно вспоминает   своё   детство,   когда   он   помогал   ветру   раздувать   эти   волшебные шарики. (120 слов) 3 уровень Ольха 21 С   каким   нетерпением   люди   ждут   прихода   весны!   Ласково   пригревает яркое солнышко. Весело щебечут птицы. Покрываются нежной зеленью земля, кусты и деревья. Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озёр, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли, где и кормятся семенами.  Ольху считают сорной породой, в парках её вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который полезен садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава». Шишки, кору   и   листья   ольхи   с   успехом   применяют   от   многих   болезней. (120 слов) 1 уровень 9 класс Осень в деревне С конца августа становится холодно. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь утром, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного – и лужи, которых осенью всегда много, начинают по ночам замерзать. Мелкие   осенние   дожди   совсем   не   похожи   на   летние:   они   идут беспрестанно,   и   земля   уже   не   просыхает   скоро,   как   летом.   Ветер   дует   без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав… Лист   на   деревьях   начинает   кое­где   желтеть   ещё   в   конце   августа;   в сентябре   вы   замечаете,   как   на   берёзе,   появляются   совершенно   жёлтые, золотистые   ветки.   Ещё   два­три   дня,   и   трепетная   осина   будет   вся   красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее 22 убранство. Крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает он ими мокрую землю. Мало­помалу поля тоже пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится   к   земле,   как   будто   просит   снега.   Одна   только   озимь   поднимается ровным зелёным бархатом. Корешки хлебов сохраняются невредимо под снегом и весною выглянут снова на свет зелёными стебельками. (160 слов) 2 уровень Осень пришла Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто из керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. Сад   сбросил   свою   сухую   листву,   она   лежала   шумными   грудами   на   земле   и распространяла тусклое сияние. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше. Осень   пришла   внезапно.   Так   приходит   ощущение   счастья   от   самых незаметных вещей… Осень пришла врасплох и завладела землёй ­ садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из­под листьев клёна.  Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг. (170 слов)                                                                                                 (По К. Паустовскому) 23 3 уровень Осенние ночи Бывают   осенние   ночи,   оглохшие   и   немые,   когда   безветрие   стоит   над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской улицы. Была   как   раз   такая   ночь.   Фонарь   освещал   колодец,   старый   клён   под забором и куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа, похожий на детский шёпот. Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же силой, как и на небе. Созвездия Персея и Ориона проходили над землёй свой медленный путь, дрожали в воде озёр, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях. К   рассвету   загорался   зелёный   Сириус.   Его   низкий   огонь   всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался на лугах над чёрными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком. (170 слов) 1 уровень Зима Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! В этом году до половины декабря почти не снега. И вдруг зима спохватилась, что запаздывает. И пошёл снег большими хлопьями, и затрещали сильные морозы. 24 Хорошо в воскресный солнечный день уйти куда­нибудь подальше т шумного города. Возьмёшь лыжи и пойдёшь бродить по первым пуховым сугробам или проложишь   по   полю   две   полоски   лыжни.  Многие   проводят   свой   воскресный отдых в лесу. Они не боятся мороза, они смеются, шутят, играют в снежки. Щёки порозовели, как яблоки. Какая красота в лесу! Все дороги и пути замела зимушка, деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка ель   накинула   поверх   тёмно­зелёного   пальто   белую   шаль,   берёза   надела подвенечное белое платье и стоит, не дышит, боясь пошевельнуться, чтобы не измять свой наряд. Снежинки, попадая в столб солнечного света, горят золотым огнём.   Снег,   изрезанный   лыжами,   словно   волнующееся   море,   только   белого цвета. Какая же ты красивая, русская зима! (157 слов) 2 уровень Первый снег Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина.   Такую   тишину   называют   «мёртвой».   Умер   дождь,   умер   ветер,   умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Ровный и белый наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну­   за   стёклами   всё   было   снежно   и   безмолвно.   В   туманном   небе   на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. 25 Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Потом всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (157 слов)                                                                                                      (По К.Паустовскому)  3 уровень                             Первый снег Я открыл глаза.  Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну: за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел: большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка   закачалась­   с   неё   посыпался   снег.   А   утром   всё   хрустело   вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы. Трудно было оставаться дома в первый зимний день – мы ушли на лесные озёра. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лёд был такой прозрачный, что   даже   вблизи   его   было   трудно   заметить.  Я   увидел   в  воде   у   берега   стаю плотиц   и   бросил   в   них   маленький   камень.   Камень   упал   на   лёд   –   плотицы метнулись в глубину, а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому   мы   и   догадались,   что   у   берега   уже   образовался   слой   льда.   Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Зима начала хозяйничать над землёй. Мы знали: под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. Мы знали, что в печках всегда будет трещать огонь, что с нами остались  зимовать   синицы, и  зима  показалась  нам  такой  же  прекрасной, как лето. (201 слово)                                                                                            (По К. Паустовскому)   1 уровень Первый зелёный шум 26 Май это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз. Душистой смолой пахнет бор. У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы­ белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые шубки. Передо мной­ молодой берёзовый лес, умытый дождём. Он ещё голый, без листьев.   Стволы   берёзок   тонкие,   белые,   а   ветви   лиловые.   На   концах   ветвей серёжки   висят.  А   воздух   тёплый,  влажный,  и   пахнет   сырой   землёй,  горечью набухших берёзовых почек. Кругом по деревьям птицы поют. С   каждой   минутой   прямо   на   моих   глазах   лес   распускался   и   зеленел. Набежал ветерок, и я вдруг услышал лёгкий, похожий на сдержанный шёпот, первый   шум   молодой   листвы.   Тот,   кто   любит   природу,   сразу   поймёт   меня. Поймёт и оценет ­ что значит услышать в лесу первый зелёный шум. (109 слов) 2 уровень Весной Начало апреля. В городе сидеть уже невмочь. Ранней весной так и тянет вдаль, в пробуждающиеся от зимнего сна леса. Наконец желанный миг настал, и город далеко. Долго едете вы по размокшей дороге. Вас толкает и трясёт, но как свежо   и   вольно   дышит   грудь,   как   радостно   звучит   вдали   первая   трель жаворонка! В воздухе чувствуется пряный запах прошлогодней листвы. Вблизи лес особенно   прозрачен.   Из   ближнего   ельника   отчётливо   раздаются   похожие   на звуки флейты звонкие переливы певчего дрозда. Красивая песня сразу выдаёт его присутствие. Поющая птица сидит обычно на верхушке высокого дерева, повернувшись к   потухающей   заре,   подняв   голову   и   слегка   оттопырив   перья.   Когда   дрозд только   начинает   свои   трели,   песня   тиха.   Но   вот   он   распелся,   и   его   голос крепнет, отчётливо выделяясь среди других пернатых. (119 слов)                                                                                                                (По С.Огневу) 27 3 уровень Запах весны Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны. За зимние месяцы глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу.   И   вдруг­   голубые   окна   с   молочно­   золотистой   порошей,   со   снегом, рождённым не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто­ розовый, то голубой, то густо­ синий   в  тенях  звёздами   переливается.  А   в  лунную   ночь   плывёт   над   снегами опаловый свет. В городе вот­вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек. На работу утром уже по свету идёшь, а вечером синева   в  окнах  появляется   всё  позже  и   позже.  Это  всё   отголоски   весеннего наступления. На Кавказе цветут фиалки, уже прорастают на пашнях в Средней Азии семена февральских посевов. Миндаль зацветает в Туркмении.   Птичьи стаи заволновались на зимовках и в Иране, и в Египте, и на Каспии. Уже берут курс на север грачи. Февраль   всё­таки   зимний   месяц.   Ещё   и   морозы   крепки,   и   отсыревшие ветры приносят метели. Метель за метелью со свистом в трубе, с глубокими передувами на дорогах. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть утихла метель. Чуть зазевался мороз­ являются новые приметы весны. (188 слов)                                                                                                              (По В. Пескову) 28 Приложение 1 В помощь учителю Критерии и нормативы оценки диктантов (Методические рекомендации по выполнению единых требований к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива. Приложение № 5 к приказу Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от «17» августа 2018 № 774­од) Диктант  —   одна   из   основных   форм   проверки   орфографической   и пунктуационной грамотности.   Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые   диктанты,   проводимые   в   конце   четверти   и   года,   проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.  29 Для   диктантов   целесообразно   использовать   связные   тексты,   которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.  Требования к тексту диктанта Контрольный диктант   Кол­во  Кол­во  орфограмм  пунктограмм    слов Кол­во (самостоятель ных и служебных) Кол­во слов с непроверяемым и   орфограммами 90­100  100­110  110­120  120­150  150­170  12  16  20  24  24  2­3  3­4  4­5  10  15  5  7  10  10  10  Клас с  V  VI  VII  VIII  IX  Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не   менее   2—3   случаями.   Из   изученных   ранее   орфограмм   и   пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. В   тексты   контрольных   диктантов   могут   включаться   только   те   вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух­трех предыдущих уроках). Диктант оценивается одной оценкой. При проверке диктантов учитель двумя линиями подчеркивает допущенную ошибку  в   работе   и   отмечает   ее   на   полях   в   соответствии   с   условными графическими  обозначениями.  Исправления  подчеркиваются  одной   линией  и  не выносятся на поля. Условные графические обозначения ошибок I ­ орфографические ошибки; н/Г ­ негрубая орфографическая ошибка; 30 V ­ пунктуационные ошибки; н/V ­ негрубая пунктуационная ошибка; I  ­   повторяющиеся   орфографические   ошибки   подчёркиваются   при вынесении на поля; О   ­   однотипные   орфографические   ошибки   обводятся   в   кружок   при вынесении на поля. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1)в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила; 4) в   словах   с   непроверяемыми   написаниями,   над   которыми   не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются,   но   не   учитываются  описки,   неправильные   написания, искажающие   звуковой   облик   слова,  например:   «рапотает»  (вместо   работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1)в словах­исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных   от   существительных   с   предлогами,   правописание   которых   не регулируется правилами; 4) в случаях трудного различения  не  и  ни  (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не..., не что иное, как и др.); 31 5) в собственных именах нерусского происхождения; 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в   пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также  повторяемость и однотипность  ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного   написания   заключены   в   грамматических  (в   армии,   в   роще;   колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не   считаются   однотипными   ошибки   на   такое   правило,   в   котором   для выяснения   правильного   написания   одного   слове   требуется   подобрать   другое (опорное) слово или его форму  (вода  —  воды, рот  —  ротик, грустный  —  грустить, резкий ­ резок). Первые   три   однотипные   ошибки   считаются   за   одну   ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При   наличии   в   контрольном   диктанте   более   5   поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.   Отличная   оценка   не   выставляется   при   наличии   трех   и   более исправлений. Критерии пунктуационной грамотности Все   пунктуационные   ошибки   отражают   неправильное   выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые. К негрубым относятся:  ошибки   в   выборе   знака   (употребление   запятой   вместо   точки   с 32 запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);  ошибки,  связанные   с  применением   правил,   которые   ограничивают или   уточняют   действия   основного   правила.   Так,   основное   правило регламентирует   постановку   запятой   между   частями   сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если   части   сложносочиненного   предложения   имеют   общий   второстепенный член,  то  запятая  перед  союзом  не ставится. Постановка   учеником  запятой  в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;  ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, ­ самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые   пунктуационные   ошибки   не   учитываются   при   оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных   ошибок   идет   по   тем   же   направлениям,   что   и   учет орфографических. Проверив диктант, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по   их   видам   (указывается   количество   орфографических   и   пунктуационных ошибок). Например: 2­1   4  (Первая   цифра   указывает   количество   орфографических,   вторая   – пунктуационных ошибок). 33 Приложение 2 Методика проведения контрольного диктанта Учитель   читает   весь   текст,   а   затем   диктует   отдельные   предложения. Большие   предложения   диктуются   по   частям,   а   затем   снова   прочитываются полностью. 34 Если   в   тексте   есть   непонятные   ученикам   слова,­   нужно   объяснить накануне   диктовки.   Для   этого   учителю   необходимо   будет   воспользоваться толковым словарём или словарём иностранных слов. После написания диктанта учитель выразительно читает весь текст, делая длительную   паузу   после   каждого   предложения,   а   учащиеся   проверяют правильность написанного, сразу же исправляя обнаруженные ими ошибки или недочёты. Работы оцениваются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Следует   творчески   подходить   к   использованию   предложенного   для контрольных диктантов материала. Литература 1.   Белецкая   Н.Т.   Сборник   диктантов   по   русскому   языку.   ­   Харьков:   Изд. «Ранок» ,2001. ­28,34, 36,53,52, 197,200 с. 35 2.   Беницианова   Э.Ш.   Сборник   диктантов   по   пунктуации.   –   Москва:   Изд. «Просвещение», 1974. ­11,21,90 с.  3.   Богданова   Г.А.   Уроки   русского   языка   6   класс.   –   Москва:   Изд. «Просвещение», 1987.­69с. 4.   Бондаренко   А.А.   Сборник   диктантов   по   украинскому   языку.   –   Киев: «Радянська школа» ,1963.­35,210 с. 5. Быкова Е. Сборник диктантов по русскому языку. ­ Харьков: Торсинг,2005. ­37,67,69,92,95,108 с. 6.   Пилипенко   Ж.В.   Русский   язык   в   5   классе.   Планы   –   конспекты   уроков.   ­ Харьков: Изд. «Ранок»,2001. ­ 4,129,168,219 с. 7.   Пилипенко   Ж.В.   Русский   язык   в   5   классе.   Планы   –   конспекты   уроков.   ­ Харьков: Изд. «Ранок»,2002. ­167 с. 8. Попова Л.Н. Сборник диктантов по русскому языку. ­ Киев: Изд. «Радянська школа»,1974.  ­ 35,231,235 с. 9. Попова Л.Н. Сборник диктантов по русскому языку. ­ Киев: Изд. «Радянська школа»,1990. ­55,108,129, 231,235,285,411,423 с. 10.   Пузанова   Н.А.   Уроки   русского   языка   в   7­8   классах.   –Москва:   Изд. «Просвещение», 1970.­ 15,67,95 с. 11. Методические рекомендации по выполнению единых требований к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива. Приложение № 5 к приказу Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от «17» августа 2018 № 774­од. – Луганск, 2018. – 10­13с. 36

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»

Сборник контрольных диктантов по русскому языку 5-9 классы «Времена года»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2019