Успех…Все хотят его достигнуть. Все к нему стремятся. Часто желают друг другу.
А что это такое? Есть ли готовый «рецепт» успеха? Успех педагога – в чём он?
Успех, успешность, преуспевать… В современной жизни стало престижным быть успешным. Успешный бизнесмен, успешный политик, успешный менеджер... Профессию «Учитель» даже как-то неудобно назвать профессией. Ведь это жизнь, это переплетение окружающих тебя судеб с твоей личной судьбой. А как часто мы слышим выражение «успешный учитель»? Не так часто. Скорее – редко.
Если заглянуть в «Толковый словарь» Ожегова, можно понять, что успех педагога составляют три значения. Вдумайтесь только… Успех, пишет Ожегов, это удача в достижении чего-нибудь; общее признание; хорошие результаты в работе (учёбе). Успех педагога – это успешные ученики. Какой это кропотливый труд, воспитывать таковых! А как интересно «ваять» успех своими руками! Что для этого нужно Учителю? Всё очень просто.
§ Во-первых, надо любить детей и предмет, который ты преподаёшь. Уроки должны быть интересными, насыщенными, неодинаковыми.
§ Во-вторых, важно видеть в каждом ученике, прежде всего личность и попытаться понять, насколько интересен и необходим ему Ваш предмет. Такой подход поможет объективно оценить способности и возможности ребёнка, а значит, обеспечит успешное усвоение материала. Для этого, правда, сам педагог должен быть Личностью.
§ И в-третьих, учитель обязан быть «гибким», тогда ему будут верить, за ним пойдут, у него будут учиться! (Напомним слова Н.Г.Чернышевского: «Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся»). Хочется ещё добавить, что в наше стремительно развивающееся время педагогу важно не только быть открытым ко всякого рода инновациям, но и уметь «открывать» их для своих учеников (а иногда не стесняться поучиться и у них самих).
Я считаю, что успешный учитель - умён, толерантен, всегда доброжелателен.
Часто ли мы, учителя, задумываемся о том, с каким выражением лица заходим в класс к своим ученикам? С какими первыми словами обращаемся к детям? В одном из журналов писали о том, что американские коллеги, приехав в Москву поделиться опытом с российскими учителями, отметили владение наших учителей новейшими методиками, различными технологиями, но, цитата «Российские учителя всегда очень строго и серьёзно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей – какие-то мрачные и недовольные». Улыбаясь, мы уже создаём ситуацию успеха.
Успешный учитель хорошо знает и любит свой предмет, владеет образовательными технологиями, умеет объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы, А для этого надо быть:
- Учителем-сценаристом
- учителем-режиссёром
- учителем-актёром
- учителем-контролёром
- учителем-исследователем
- и, наконец, учителем-наставником
Успешен тот педагог, который в душе сам является ребёнком, который через себя «пропускает» всё, что связано с его подопечными, а потому всегда понимает своих воспитанников. Он воспитывает своим примером, является старшим товарищем, который всегда поможет, подскажет, даст мудрый совет, но и пожурит, если что-то не так.
Педагог может отлично владеть материалом, быть всесторонне развитым, но если он не любит или не может найти психологический подход к детям, то его можно сравнить с поломанной флешкой - много информации, которую использовать и передать невозможно. Как говорил великий Конфуций, «… быть хорошим преподавателем - нужно любить не только то, что преподаешь, но и тех, кому преподаешь».
И самое главное надо получать удовольствие от того, что ты делаешь! Тогда успех обязательно придет!
И ещё….
Слово успех образовано от глагола успъти (успеть). Буквально – "то, что смогли (успели) сделать".
А значит успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и самым последним достижением». Успеха вам, дорогие коллеги!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.