Секреты общения. Взаимопонимание.
Цель: Обучить умению давать инструкции и говорить для других.
Ход занятия.
1. Объясни инструкцию.
Добровольцу предлагают, никому не показывая изображение, описать его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину и
воспроизвести ее на своем листе бумаги.
1 этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать геометрическую композицию. Он может отвечать на вопросы и помогать себе при объяснении жестами. Изображения слушателей сравниваются с оригиналом.
- Какие трудности возникли?
- Какие приемы использовал рассказчик для облегчения задачи слушателей?
- Сильные и слабые стороны выбранной стратегии изложения.
2 этап. То же, но нельзя использовать жесты.
3 этап. Рассказчик сидит спиной к группе.
2. Беседа «Текст для себя», «Текст для другого».
Мы пытаемся передать все слушателям и с отчаянием наблюдаем за постепенным изменением лиц собеседников. Да они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов. Причина: умение говорить не для себя, а для другого.
«Текст для себя» (не эгоцентрическая речь)- рассказ, выстроенный в собственной логике, по законам субъективной психической жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации: на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или передан фрагментарно. В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение описываемой ситуации может быть сильно искажено.
«Текст для другого» - рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения образов и личные особенности данного человека. Рассказ, позволяющий не просто услышать, а мысленно прожить описываемую ситуацию. Это позволяет передавать собеседнику сложную информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения.
3. Упр. «Остров сокровищ».
Работа в парах, спина к спине, сидя на стульях. У каждого участника лист бумаги А 4 и карандаш.
Один участник делает набросок острова сокровищ и одновременно
рассказывает партнеру, что тот должен нарисовать на своем месте, чтобы получить как можно более точную копию карту острова. Партнеры не видят планы друг друга, но могут разговаривать.
Обсуждение.
-На чем партнер концентрировал свое внимание: на рисовании своего плана или передаче информации партнеру?
-Какие приемы использовал для того, чтобы помочь партнеру в решении его задачи?
4. Игра - рисование. «Картина путешествий».
В группах по 4 человека создается коллективное произведение под
руководством, руководителя «с помощью трех художников», которые
творят с закрытыми глазами. «Руководитель» слышит, разговаривает, но не прикасается к «художникам».
5. Рефлексия.
- Оцените свои умения управлять действиями другого человека,
правильно давать инструкцию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.