Секреты общени1

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Секреты общени1.docx

Секреты общения. Взаимопонимание.

 

          Цель: Обучить умению давать инструкции и говорить для других.

 

                                                       Ход занятия.

        1. Объясни инструкцию.

 Добровольцу предлагают, никому не показывая  изображение, описать его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину и

   воспроизвести ее на своем листе бумаги.

  1 этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать   геометрическую композицию. Он может отвечать на вопросы и помогать себе при объяснении жестами. Изображения слушателей сравниваются с оригиналом.

- Какие трудности возникли?

- Какие приемы использовал рассказчик для облегчения задачи слушателей?

- Сильные и слабые стороны выбранной стратегии изложения.

2 этап. То же, но нельзя использовать жесты.

3 этап. Рассказчик сидит спиной к группе.

2. Беседа «Текст для себя», «Текст для другого».

   Мы пытаемся передать все слушателям и с отчаянием наблюдаем за постепенным изменением лиц собеседников. Да они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов. Причина: умение говорить не для себя, а для другого.

   «Текст для себя» (не эгоцентрическая речь)- рассказ, выстроенный в собственной логике, по законам субъективной психической жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации: на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или передан фрагментарно. В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение описываемой ситуации может быть сильно искажено.

   «Текст для другого» - рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения образов и личные особенности данного человека. Рассказ, позволяющий не просто услышать, а мысленно прожить описываемую ситуацию. Это позволяет передавать собеседнику сложную информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения.

 

3. Упр. «Остров сокровищ».

   Работа в парах, спина к спине, сидя на стульях. У каждого участника лист бумаги А 4 и карандаш.

             Один участник делает набросок острова сокровищ и одновременно

 рассказывает партнеру, что тот должен нарисовать на своем месте, чтобы получить как можно более точную копию карту острова. Партнеры не видят планы  друг друга, но могут разговаривать.

Обсуждение.

-На чем партнер концентрировал свое внимание: на рисовании своего плана или передаче информации партнеру?

-Какие приемы использовал для того, чтобы помочь партнеру в решении его задачи?

 

         4. Игра  -  рисование.  «Картина путешествий».

 В группах по 4 человека создается коллективное произведение под

          руководством, руководителя «с помощью трех художников», которые

творят с закрытыми глазами. «Руководитель» слышит, разговаривает, но  не прикасается к «художникам».

 

5. Рефлексия.

   - Оцените свои умения управлять действиями другого человека,

   правильно давать инструкцию.