Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Оценка 5

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
Междисциплинарный 3
Детсад—1 кл
19.03.2018
Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Слайд 3. Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку». Слайд 4. Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, оно базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Слайд 5. Слайд 6. Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками. Основная идея ДП связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци. Слайд 7.Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е , активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения: Ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы. решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне. отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Слайд 8.При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы: принцип субъектности воспитания: каждый ребенок – участник образовательных отношений - способный планировать, выстраивать, предполагать ( кто-то предлагает цветы посадить, кто-то создать знаки и т.п.), ) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития (если в раннем детстве – это манипуляция с предметами (катится – не катится, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. Дети в игре становятся спасателями, строителями, путешественниками и т.д., которым приходится решать возникающие проблемы (Из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.п..) Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.То есть, вместе со взрослым, ребенок узнает что-то новое, еще неизведанное – проводя совместные эксперименты, ребенок узнает, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п. принцип обязательной результативности каждого вида деятельности: ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит – он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит я их не буду рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали). принцип высокой мотивированности любых видов деятельности: у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор. принцип обязательной рефлективности всякой деятельности: При подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д. Вопросы должны быть проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому, принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности, оказывая кому – то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность, это социально-комуникативное развитие – умение договариваться, работая в парах и микроогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, уметь слушать высказывания товарищей и т.д. принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности: педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве», принцип активности ребенка в образовательном процессе,который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того, чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег", и т.д. Слайд 9.Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Слайд 10. Структура образовательной деятельности Введение в игровую ситуацию - создание проблемной ситуации – целевая установка – мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) - проектирование решения проблемной ситуации – выполнение действий – анализ результата деятельности – подведение итогов Рассмотрим подробнее каждую из частей образовательной деятельности: 1. Введение в игровую ситуацию (организация детей) - Создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог выбирает те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной группы детей.(Кто-то приходит в гости;звонит телефон, воспитатель, загадочным голосом, начинает с кем-то разговаривать;звучит аудиозапись птичьих голосов, звука леса, вносится в группу что-то новое: Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка)(видео)(Стук в дверь.Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Это же Лунтик. Давайте с ним поздороваемся, предложим ему стул, ведь он наш гость.) 2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Чтобы тема занятия не была навязана воспитателем надо дать ребенку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме занятия. Ребенку будет интересно выявить причины затруднения.(Видео)(Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу?Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов, подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? А хотите, узнать куда исчезли цветы?) 3. Проектирование решения проблемной ситуации. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.(Где мы это можем узнать? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с книгой, куда занесены эти цветы?) 4.Выполнение действий. (Составление нового алгоритма на основе старого, фиксация его в речи и возвращение в игровую ситуацию) - Работа над решением проблемы с использованием дидактического материала(Работа в микрогруппах: обсуждение проблемы: что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать? Дети выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что обозначают эти знаки: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не стреляйте в животных», «Не разоряйте птичьи гнезда», «Не стреляйте по птицам из рогатки») - Нахождение места «нового» в системе представлений ребенка(Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя.) - Возможность применения «нового» в повседневной жизни(Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе) - Самопроверка и коррекция (Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?) 5. Итог занятия. Анализ проделанной работы. - Фиксация движения по содержанию. Вам понравилось? Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем? (Например: «Как вы думаете, мы смогли помочь Лунтику, нашли ответ на его вопрос?«Где мы нашли ответ?»,«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» - Выяснение практического применения нового содержательного шага.«Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», (мы можем знаки расставить на экологической тропе, познакомить с правилами поведения в лесу друзей, родителей, соседей) - Эмоциональная оценка деятельности: У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу? (нам очень хотелось помочь Лунтику, и очень жалко, что многие цветы, птицы, животные исчезают) - Рефлексия групповой деятельности. Что вам удалось сделать вместе, в командах? У вас все получилось? (Мы вместе подбирали запрещающие знаки, решали, как сохранить животных, птиц и растения) - Рефлексия собственной деятельности ребенка.А у кого что-то не получилось? Что именно? Почему?) (У меня не получился ландыш, я попробую его нарисовать вечером)(Видео) Формы работы с детьми. Слайд 16. Методы системно-деятельностного подхода. Одним из основных методов системно-деятельностного подхода является решение ситуационных задач (образовательная ситуация). Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Ядром задачи становится проблемный вопрос. Например: как вы думаете, почему исчезли цветы на поляне? Ребята, посмотрите, какая грязная вода в луже. А как мы узнаем, глубокая лужа или нет? Давайте попробуем узнать, чистый или грязный снег на нашей площадке, что нам для этого надо сделать? Действенным является и метод проектов . Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: - практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е , активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
Системно-деятельностный подход.pptx

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОШ­АГАЧСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ  Л.И.ТЮКОВОЙ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК» Системно­деятельностный подход  как основа организации  воспитательно­образовательного  процесса ДО Мурзагулова Г.К. руководитель МО  «Единственный путь,                                          ведущий к  знанию – это деятельность» Б.Шоу

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всегда – дай ему удочку» Конфуций

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Извлечение из целевых ориентиров ­  ребенок  овладевает  основными  культурными  способами  деятельности,  проявляет  инициативу  и  самостоятельность в разных видах деятельности… ­  ребенок  проявляет  любознательность,  задает  вопросы  взрослым  и  сверстникам,  интересуется  причинно­следственными  пытается  самостоятельно придумывать объяснения явлениям  природы  и  поступкам  людей,  склонен  наблюдать,  экспериментировать… ­ ребенок способен к принятию собственных решений,  опираясь на свои знания и умения в различных видах  деятельности. связями,

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Цель деятельностного подхода:  воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей  деятельности:  ­ ставить цели; ­ решать задачи; ­ отвечать за результаты. Важно, чтобы ребенок образовывал   себя посредством взрослого.

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Принципы деятельностного подхода: смены; принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности: принцип обязательной результативности каждого вида принцип высокой мотивированности любых видов принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; деятельности; деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. 5

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности Вектор смещения акцентов Чему учить? обновление содержани я Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения 6

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Модель трех вопросов  Что мы знаем?  Что мы хотим узнать?  Что сделать, чтобы узнать? Позиция педагога: Организатор Помощник к детям не с ответом, а с вопросом!

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Структура образовательной деятельности (ситуации) детей) Введение в игровую ситуацию (организация Создание проблемной ситуации, постановка цели Мотивирование к деятельности (надо-хочу- могу) Проектирование решения проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Рефлексия, анализ результата деятельности

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
структура НОД на основе деятельностного 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий 5. Анализ результатов деятельности 6. Подведение итогов подхода

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Максимальное приближение к ситуации  «круглого стола», приглашающего к равному  участию в работе, осуждении, исследовании. Свободный выбор детьми рабочего места,  перемещение, чтобы взять тот или иной  материал, инструмент. Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с  детьми, в круге (в учительской позиции он  вне круга, противостоит детям, над ними).

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"

Семинар по теме:"Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018