Семинар-практикум для родителей в рамках детско-родительского клуба «Развитие фонематического слуха »

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить родителей с понятием «Фонематический слух», заинтересовать родителей речью собственного ребенка; обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть. Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.
Иконка файла материала Фон.слух.pptx

Развитие фонематического слуха

Подготовила учитель-логопед: Матюшина Г.А.

Фонематический слух -

тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие -

умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:


Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам. Шесть месяцев: различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

 
Второй год жизни: фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.




Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.







Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Выработка орфографических навыков.

Овладение чтением.

Овладение операциями звукового анализа и синтеза.

5. Успешность обучения грамоте.

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха

Смешение звуков:
звонкие- глухие (блакала – плакала);
свистящие – шипящие (чаши – часы);
твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
сонорные (тли – три);
аффрикаты (чветы – цветы).
2. Перестановка и включение отдельных звуков
(наушинки – наушники, нулжа – лужа).
З. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги
(метает – подметает, тишинына – тишина).
4. Замена звуков
(табака – собака, идют – идёт).
5. Ошибки при чтении:
пропуск букв, слогов, предлогов;
замена и перестановка букв, слогов;
«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

«Учу, играю, фонематический слух
у детей развиваю»

I. Узнавание неречевых звуков

1.Послушай и скажи что звучало

2. Ребенок должен сказать какой заяц играет на барабане. Большой заяц играет громко, а маленький – тихо.

II. Различение силы, тембра и высоты голоса

1. Ребенок должен внимательно послушать и сказать чей голос звучал

2. Послушай и скажи какой медведь говорил

III. Различение слов близких по звуковому составу

1. Хлопни в ладоши, если произнесу слово неправильно

вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом
бумага — пумага — тумага — пумака — бумака
собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка
шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка
корабль – корябль – колябль – колабль – коябль

Послушай слово, найди ошибку и исправь еЁ:

Назови пары картинок и найди те, которые звучат похоже:

IV. Дифференциация фонем

1.

Покажи на картинку, когда услышишь соответствующий звук



Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а». Мышонок смеется: «И-и-ии-ии». Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э». Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у». Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».
Штангист подгимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».

Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».

Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».

Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».

Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».

Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».

Штангист подгимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».

2. Хлопни, когда услышишь нужный звук

[а] у а э и ы э у а о и ы и о а и э а
[у] э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и
[и] а ы э и у а ы э и о у а и э и а о

3. Слушай внимательно и повторяй

ао – уа – аи – ио
аиу – иао – уао – оиы
аоуи – иуоа – иыоу – аэуо

V. Дифференциация слогов

1. Покажи кружок , когда услышишь лишний слог

ка – ка – га – ка
на – ма – на – на
па – па – па – та
ла– ла – ла – ва
ра – та – ра – ра

ба – ба – га – ба
тя – ла – тя – тя
хи – ки – хи – хи
жа – жа – жа – жу
ры– ры – ды– ры

2. Слушай и повторяй слоги как можно точнее (рот взрослый закрыт экраном)

да – та – да
са – ша – са
жа – ша – жа
ра – ла – ра
ба – па – ба
за – са – за
ча – тя – ча
га – ка – га
ца – са –ца
ща – ча – ща

та – да – та
ша – са – ша
ша – жа – ша
ла – ра – ла
па – ба – па
са – за – са
тя – ча – тя
ка - га – ка
са – ца – са
ча – ща – ча

VI. Навыки элементарного звукового анализа

1. Покажи столько кружков сколько звуков назову

ЭОУ

А

АУ

УАУ

ОАУИ

ИАОЭ

УО

2. Покажи кружок , когда услышишь звук [а] в слове, ОВАЛ – [о], треугольник – [у]

клад
мост
кран
круг
волк
лук

сук
стол
бант
ком
плуг
грач

3. Назови первый звук в слове

4. Назови первый и последний звук в слове

5. Посчитай количество слогов в слове

VII. Исправь ошибку

Исправь предложение:

Найди картинку, про которую читаю стихотворение:

Жук с мишуткою играют –
Шарик по полу катают

Жук с мишуткою играют –
Мячик по полу
катают

Развивая фонематический
слух,
Вы облегчите ребенку
процесс освоения
чтением и письмом.