Фонематический слух -
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Возрастные нормы развития фонематического слуха:
Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам. Шесть месяцев: различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
Второй год жизни: фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух:
Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Выработка орфографических навыков.
Овладение чтением.
Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
5. Успешность обучения грамоте.
Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха
Смешение звуков:
звонкие- глухие (блакала – плакала);
свистящие – шипящие (чаши – часы);
твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
сонорные (тли – три);
аффрикаты (чветы – цветы).
2. Перестановка и включение отдельных звуков
(наушинки – наушники, нулжа – лужа).
З. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги
(метает – подметает, тишинына – тишина).
4. Замена звуков
(табака – собака, идют – идёт).
5. Ошибки при чтении:
пропуск букв, слогов, предлогов;
замена и перестановка букв, слогов;
«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
1. Хлопни в ладоши, если произнесу слово неправильно
вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом
бумага — пумага — тумага — пумака — бумака
собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка
шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка
корабль – корябль – колябль – колабль – коябль
1.
Покажи на картинку, когда услышишь соответствующий звук
Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».
Штангист подгимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».
1. Покажи кружок , когда услышишь лишний слог
ка – ка – га – ка
на – ма – на – на
па – па – па – та
ла– ла – ла – ва
ра – та – ра – ра
ба – ба – га – ба
тя – ла – тя – тя
хи – ки – хи – хи
жа – жа – жа – жу
ры– ры – ды– ры
2. Слушай и повторяй слоги как можно точнее (рот взрослый закрыт экраном)
да – та – да
са – ша – са
жа – ша – жа
ра – ла – ра
ба – па – ба
за – са – за
ча – тя – ча
га – ка – га
ца – са –ца
ща – ча – ща
та – да – та
ша – са – ша
ша – жа – ша
ла – ра – ла
па – ба – па
са – за – са
тя – ча – тя
ка - га – ка
са – ца – са
ча – ща – ча
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.