Конспект урока по курсу ОРКСЭ
модуль «Ислам»
тема урока «Семья в исламе»
Дубовикова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного
Ефанова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного
Задорожная Светлана Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №1» г. Изобильного
Иванова Елена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока: формирование представлений об обычаях, традициях мусульманской семьи, о роли семьи в жизни каждого человека.
Задачи урока:
1.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях.
2.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье.
3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.
4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, пословицы, карточки, листы оценивания.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Виды учебной деятельности:
словесный;
наглядный;
Форма: Беседа, диалог, работа в группе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь: систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.
Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
Пояснять, что важно для создания счастливой семьи.
Знать:
Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.
Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.
Ход урока.
Организационный момент (парты можно расставить полукругом)
-Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех на сегодняшнем уроке, а урок сегодня хочу начать со стихотворения.
Подготовка к восприятию нового материала.
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье, в том числе о семье в исламе.
Тема нашего урока: Семья в исламе.(Дети записывают тему урока в тетрадях)
-Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? Как живут в мусульманских семьях? (Что такое семья? и т.д.)
-Наша с вами задача узнать о правах и обязанностях родителей и детей в мусульманской семье. Мы должны узнать, как воспитывают детей в мусульманских семьях, какие существуют традиции и обычаи. А вы, в конце урока мне скажете, что для вас значит семья?
Изучение нового материала.
Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви”.
Сегодня мы с вами поговорим о мусульманской семье. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь:
-любовь родителей друг к другу,
-любовь к детям,
-любовь детей к родителям.
Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. Они включают в себя не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал, строить семейные отношения на основе любви и взаимного согласия.
В мусульманской семье главным является муж. Он обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась ему приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.
На долю жены выпадает большая часть забот по воспитанию детей.
В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом.
"Один человек спросил Пророка:
"Кого я должен уважать в первую очередь?"
Пророк ответил: "Мать".
"А кого потом",
- спросил человек?
"Мать",
- ответил Пророк.
"А кого после нее?"
"Мать".
"А после этого?" -
спросил человек.
"Отца" (хадис
из Бухари и Муслим).
Рождение ребенка в мусульманской семье - большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. В мусульманской семье детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе, как одно из главных достоинств человека.
Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Поэтому дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей.
Работа с учебником стр. 60.
Ребята, давайте вместе подумаем: Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью? Если вы затрудняетесь, давайте заглянем в учебник стр.60 и вместе найдем ответ на этот вопрос (дети по очереди высказываются). По ходу записываем качества, которые они называют на доску, например: доброта, красота, уважение, милосердие. Для создания прочной семьи важнее всего доброта и красота внутренняя. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта- до смерти».
Физминутка
Работа в группах.
А теперь мы с вами поработаем в группах. Выберите любой из символов и распределитесь на 3 группы.
1 задание. Вы получили конверты. Внутри лежат разрезанные пословицы. Каждой группе нужно собрать пословицы и объяснить их значение.
1 группа: Согласную семью и горе не берет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Дом с детьми - базар, дом без детей – могила. (Мусульманская пословица)
3 группа: Отца с матерью почитать — горя не знать.
Где любовь и совет, там и горя нет.
2 задание. Составьте синквейн по теме урока «Семья в исламе»
Проверка
У вас в конвертах есть листы оценивания, прослушайте работу каждой группы и оцените.Верный ответ -1 балл
Закрепление изученного: Чтение сказки «Возвращение счастья! (Слайд 14)
А теперь давайте прочитаем сказку на стр.61. «Возвращение счастья»
Вопросы:1. «Возвращение счастья» Почему сказка называется так?
2.Что выбрала невестка? (согласие), а почему? Где согласие там и счастье, покой радость в доме.
3. Какие качества нужны для создания прочной семьи?
4. Какие существуют традиции в мусульманских семьях?
Рефлексия:
Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.
Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.
Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.
Домашнее задание.
Ребята запишите домашнее задание: Прочитать стр. 60-61,
Придумать и нарисовать семейный герб
Итог урока
Я желаю всем вам здоровья, счастья хочу наш урок завершить следующими строками стихотворения:
Давайте
семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года,
Сумейте
вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.