«Семья в исламе»

  • docx
  • 21.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала семья в исламе 2.docx

 

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

модуль «Ислам»

тема урока «Семья в исламе»









Дубовикова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного

Ефанова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного

Задорожная Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №1» г. Изобильного

Иванова Елена Петровна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного

 

 















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока: формирование представлений об обычаях, традициях мусульманской семьи, о роли семьи в жизни каждого человека.

Задачи урока:

1.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях.

2.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье.

3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.

4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, пословицы, карточки, листы оценивания.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Виды учебной деятельности:

словесный;

наглядный;

Форма: Беседа, диалог, работа в группе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь: систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.

Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.

Пояснять, что важно для создания счастливой семьи.

Знать:

Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.

Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.

 

 

Ход урока.

Организационный момент (парты можно расставить полукругом)

-Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех на сегодняшнем уроке, а урок сегодня хочу начать со стихотворения.

Подготовка к восприятию нового материала.

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье,

Семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

 

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье, в том числе о семье в исламе.

Тема нашего урока: Семья в исламе.(Дети записывают тему урока в тетрадях)

-Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? Как живут в мусульманских семьях? (Что такое семья? и т.д.)

-Наша с вами задача узнать о правах и обязанностях родителей и детей в мусульманской семье. Мы должны узнать, как воспитывают детей в мусульманских семьях, какие существуют традиции и обычаи. А вы, в конце урока мне скажете, что для вас значит семья?

Изучение нового материала.

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья -  это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Сегодня мы с вами поговорим о мусульманской семье. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь:

-любовь родителей друг к другу,

-любовь к детям,

-любовь детей к родителям.

 Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. Они включают в себя не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал, строить семейные отношения на основе любви и взаимного согласия.

 В  мусульманской семье главным является муж. Он  обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась ему приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.

На долю жены выпадает большая часть забот по воспитанию детей.

В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы.  Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом.  

"Один человек спросил Пророка:

 "Кого я должен уважать в первую очередь?"
   Пророк ответил: "Мать".
  "А кого потом", - спросил человек?
  "Мать", - ответил Пророк.
   "А кого после нее?"
   "Мать".
  "А после этого?" - спросил человек.
  "Отца" (хадис из Бухари и Муслим).

Рождение ребенка в мусульманской семье - большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. В мусульманской семье детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе, как одно из главных достоинств человека.

Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».

Поэтому дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей.

 

Работа с учебником стр. 60.

Ребята, давайте вместе подумаем: Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью? Если вы затрудняетесь, давайте заглянем в учебник стр.60 и вместе найдем ответ на этот вопрос (дети по очереди высказываются). По ходу  записываем качества, которые они называют на доску, например: доброта, красота, уважение, милосердие. Для создания прочной семьи важнее всего доброта и красота внутренняя. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта- до смерти».

Физминутка

Работа в группах.

А теперь мы с вами поработаем в группах. Выберите любой из символов и распределитесь на 3 группы.

1 задание. Вы получили конверты. Внутри лежат разрезанные пословицы. Каждой группе нужно собрать пословицы и объяснить их значение.

 

1 группа:  Согласную семью и горе не берет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 

2 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Дом с детьми - базар, дом без детей – могила. (Мусульманская пословица)

 

3 группа: Отца с матерью почитать — горя не знать.

Где любовь и совет, там и горя нет.

 

2 задание. Составьте синквейн по теме урока «Семья в исламе»

 

Проверка

У вас в конвертах есть листы оценивания, прослушайте работу каждой группы и оцените.Верный ответ -1 балл

 

Закрепление изученного: Чтение сказки «Возвращение счастья! (Слайд 14)

А теперь давайте прочитаем сказку на стр.61. «Возвращение счастья»

Вопросы:1. «Возвращение счастья» Почему сказка называется так?

2.Что выбрала невестка? (согласие), а почему? Где согласие там и счастье, покой радость в доме.

3. Какие качества нужны для создания прочной семьи?

4. Какие существуют традиции в мусульманских семьях?

 

Рефлексия:

Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.

Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.

Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.

Домашнее задание.

Ребята запишите домашнее задание: Прочитать стр. 60-61,

 Придумать и нарисовать семейный герб

Итог урока

  Я желаю всем вам здоровья, счастья хочу наш урок завершить следующими строками стихотворения:

 

Давайте семейные ценности чтить,  
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем, 
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! 
Пусть дети и взрослые помнят всегда – 
Семья – это главное! Через года,

 Сумейте вы счастье свое пронести, 
Пускай только лучшее ждет впереди!

 

 На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо.