Задача родителей создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходное и различное.
Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
семья.pptx
Семья и школа: воспитываем вместе.
Семья и школа:
воспитываем
вместе
Выполнила: Никитина Людмила Петровна
учитель начальных классов
п. Марковский, 2018
Семья и школа: воспитываем вместе.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Семья это основанная на браке или кровном родстве малая
группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственостъю и взаимопомощью; в ней
вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов
поведения,
взаимодействие между
супругами, родителями и детьми, детей между собой.
регламентирующих
Семья и школа: воспитываем вместе.
Факторы, обусловленные воспитательными
возможностями родителей:
собственный опыт семейного воспитания;
педагогическая культура родителей;
готовность и способность родителей к воспитанию детей;
уровень образования и личная культура членов семьи как
пример для детей;
авторитетность родителей, воспитательная направленность
авторитета;
родительская любовь как основа воспитания, ее
рациональность во взаимоотношениях с ребенком;
отношение родителей к воспитанию ребенка.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Если квадрат выше круга – мама доминирует;
— Если фигуры расположены далеко друг от друга – то у вас сложности
в понимании ребенка, нет контакта с ним;
— Если фигуры соединяются – то вы противоборствуете с ребенком;
— Если фигуры расположены рядом, то вы с ребенком живете в
согласии, мире;
— Если фигура внутри, то захват, сильный контроль за ребенком;
— Если фигуры у вас одного цвета, то вы похожи с ребенком, у вас
много общего.
— Если фигуры крупные, то вы уверены в себе и в ребенке
Семья и школа: воспитываем вместе.
В процессе воспитания очень большую роль играет авторитет
родителей. А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов,
негативно сказывающихся на воспитании ребенка:
авторитет подавления повседневное воздействие на ребенка своим видом,
действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его
действиям и поступкам;
авторитет расстояния родители стараются быть подальше от своих детей,
встречаясь с ними, как начальники;
авторитет чванства возвышение над окружающими в связи со своим
положением, в том числе и дома;
авторитет педантизма большое внимание детям на уровне бюрократа,
требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому
авторитету;
авторитет резонерства бесконечные назидания и наставления ребенка;
авторитет любви стремление повседневно и повсеместно демонстрировать
свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;
авторитет доброты чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по
отношению к поведению ребенка;
авторитет подкупа послушание ребенка достигается путем подкупа
подарками и обещаниями.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Настоящий родительский авторитет это авторитет,
основанный на жизни и работе родителей, их
поведении, знании жизни своих детей и стремлении
прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя
возможность детям самостоятельно выходить из
сложных ситуаций, формируя свой характер.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Задача родителей создать в семье условия для
умственного
Важно научить детей наблюдать явления природы,
сравнивать предметы и явления, выделять сходное и
различное.
воспитания
и
развития
детей.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Выделяют 4 основных типа семейного воспитания:
Попустительский стиль (синонимы в других источниках:
индифферентный, безразличный, равнодушие);
Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках
либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
Авторитарный (автократический, диктат,
доминирование);
Авторитетный (демократический, гармоничный стиль,
сотрудничество).
Семья и школа: воспитываем вместе.
Попустительский стиль и его характеристика
Поведение родителей (Р.)
Родители (Р.) неосознанно
демонстрируют холодное отношение
к ребенку, безразличны к его
потребностям и переживаниям. Р.
не устанавливают для детей
никаких ограничений, их
интересуют исключительно
собственные проблемы. Р.
убеждены, что если их ребенок одет,
обут и накормлен, то их
родительский долг выполнен.
Главный метод воспитания – кнут и
пряник, причем сразу после
наказания может следовать
поощрение – «лишь бы не орал». Р.
часто демонстрируют двуличное
отношение к окружающим. На
людях Р. проявляют к своему
ребенку безграничную любовь и
доверие, подчеркивая его
достоинства и оправдывая шалости.
Развивают ребенка только потому,
Поведение детей (Д.)
(Д.) предоставлены сами себе. В
одиночку они вынуждены
разбираться со своими маленькими
проблемами. Недоласканные в
детстве, они чувствуют себя
одинокими. Д. полагаются только на
себя, проявляя недоверчивость к
другим, имеют много тайн. Часто Д.
двуличны, как и их родители,
демонстрируют угодничество, лесть,
подхалимаж, любят врать,
ябедничать и хвастаться. Такие дети
не имеют собственного мнения, не
умеют дружить, сочувствовать,
сопереживать, ведь их этому не
научили. Для них не существует
запретов и нравственных норм.
Процесс обучения для Д. неважен,
важен конечный результат – отметка,
которую порой они стремятся
выплакать, отстоять, оспорить. Д.
ленивы, не любят труд ни
умственный, ни физический. Дают
обещания, но не выполняют,
Семья и школа: воспитываем вместе.
Либеральный стиль и его характеристика
Поведение родителей (Р.)
В отличие от попустительского
стиля, либеральные родители (Р.)
намеренно ставят себя на одну
ступень с ребенком, предоставляя
ему полную свободу. Правила
поведения, запреты, реальная
помощь, которая так нужна
маленькому человечку в большом
мире, отсутствуют. Р. ошибочно
полагают, что такое воспитание
формирует самостоятельность,
ответственность, способствует
накоплению опыта. Р. не ставят
целей воспитания и развития, пуская
все на самотек. Уровень контроля
низкий, но отношения теплые. Р.
всецело доверяют ребенку, легко
общаются с ним и прощают шалости.
Выбор либерального стиля может
быть обусловлен слабостью
темперамента Р., их природной
неспособностью требовать,
руководить, организовывать. Они или
Поведение детей (Д.)
Д. либеральных родителей тоже
предоставлены сами себе. Совершая
ошибки, они вынуждены сами их
анализировать и исправлять. Став
взрослыми, по привычке они будут
стараться делать все в одиночку. У Д.
вероятно развитие эмоциональной
отчужденности, тревожности,
замкнутости и недоверия к окружающим.
По плечу ли Д. такая свобода?
Формирование личности в таком случае во
многом зависит от среды вне семьи.
Существует опасность вовлечения Д. в
асоциальные группы, поскольку Р.
неспособны контролировать их поступки.
Чаще всего, в либеральных семьях
вырастают либо безответственные и
неуверенные в себе Д., либо наоборот
неуправляемые и импульсивные. В
лучшем случае Д. родителей-либералов
все же становятся сильными,
творческими, активными людьми.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Авторитарный стиль и его характеристика
Поведение родителей (Р.)
Родители авторитарного стиля
демонстрируют высокий уровень
контроля и холодные отношения. Р.
имеют четкие представления о том,
каким должен быть их ребенок и
достигают цели любыми способами. Р.
категоричны в своих требованиях,
неуступчивы, любая инициатива,
самостоятельность ребенка всячески
подавляются. Р. диктуют правила
поведения, сами определяют
гардероб, круг общения, режим дня.
Активно применяются методы
наказания, командный тон. Р. любят
оправдывать себя тем, что «Меня
тоже наказывали, но я же вырос
хорошим человеком», «Яйцо курицу
не учит!». В то же время Р. стремятся
дать своему ребенку все самое
лучшее: одежду, еду, образование.
Все, кроме любви, понимания и ласки.
Ключевые слова авторитарного стиля:
Делай, как я хочу!
Поведение детей (Д.)
Д. испытывают дефицит
родительской ласки и поддержки.
Они прекрасно знают все свои
недостатки, но не уверены в себе и
своих достоинствах. У Д. часто
возникает чувство собственной
ничтожности, ощущение, что
родителям нет до него дела.
Формируется личность со слабым
Я, неспособная на контакт с
окружающим миром. Результаты
излишне требовательного
воспитания: либо пассивность,
либо агрессивность. Одни дети
спасаются бегством, замыкаясь в
себе, другие отчаянно борются,
выпуская колючки. Отсутствие
близости с родителями вызывает
враждебность, подозрительность и
к окружающим. Часто Д.
авторитарных родителей убегают
из дома или заканчивают жизнь
самоубийством, не находя другого
Семья и школа: воспитываем вместе.
Демократический стиль и его характеристика
Поведение родителей (Р.)
Теплые отношения, высокий контроль
– оптимальные условия воспитания, по
мнению психологов. Родители-
демократы беседуют с детьми,
поощряют инициативу,
прислушиваются к их мнению. Они
координируют действия ребенка и
устанавливают правила с учетом его
потребностей и интересов. Р.
признают право на свободу Д., но
требуют соблюдения дисциплины, что
формирует у Д. правильное
социальное поведение. Р. всегда
готовы прийти на помощь,
культивируя, тем не менее,
самостоятельность и ответственность.
Р. и Д. сотрудничают, действуют на
равных, авторитет, однако, остается за
взрослым. Демократический стиль
можно назвать «золотой серединой».
Ключевые слова: Я хочу тебе помочь,
Я слушаю тебя, Я тебя понимаю.
Поведение детей (Д.)
Демократический стиль формирует
гармоничный тип личности, что
является, как мы помним, главной
целью современного воспитания. Д.
растут самостоятельными,
инициативными, рассудительными,
уверенными в себе людьми. Это
могут быть совсем не идеальные
дети, но они прислушиваются к
замечаниям и стараются
контролировать свое поведение. Д.
часто становятся отличниками,
лидерами в коллективе.
Воспитывая детей в стиле
сотрудничества, родители делают
вклад и в свое будущее. Такие Д.
доставят минимум хлопот, а став
взрослыми, будут опорой для
семьи.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Основными условиями для качественного взаимодействия
семьи и образовательного учреждения , и следовательно,
для создания благоприятных взаимоотношений между
родителями и педагогами должны выступать:
взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации
конкретных педагогических целей,
доверие,
взаимопомощь.
Семья и школа: воспитываем вместе.
Заключение:
Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и
назидать их, а прежде всего самому жить почеловечески. Кто хочет
исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе
добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот
должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что
вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в
каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С.Макаренко
Семья и школа: воспитываем вместе.
Дети это чудо света, я увидел это
сам.
И причислил чудо это к самым
чудным чудесам
В наших детях наша сила, внеземных
миров огни.
Лишь бы будущее было столь же
светлым как они.
С. Михалков
Семья и школа: воспитываем вместе.
Спасибо за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.