Сенситивные периоды развития физических качеств.

  • Памятки
  • docx
  • 16.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.
Иконка файла материала Сенситивные периоды развития.docx
Сенситивные периоды развития (возраст)  физических качеств. Физические   качества   в   разные   годы   жизни   ребёнка   развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро­синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое­либо качество   развивается   наиболее   интенсивно,   называются  сенситивными периодами.   Однако   особенности   биологического   развития   школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого   детства,   8   –   11   лет   (девочки)   и   8   –   12   лет   (мальчики)   период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков   начинается   юношеский   возраст.   Однако   не   все   их   виды развиваются   одновременно.   Так,  быстрота  двигательной   реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько   позже   приближаются   к   предельным   величинам   возрастного развития   скорость   и   частота   движений.   У   девочек   младшего   школьного возраста одновременно со  скоростными качествами  предельных величин возрастного   развития   достигает  силовая   выносливость  к   работе динамического   характера.  Измеренная   в  упражнении   сгибание­разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый   и   очень   заметный   период   ускорения   темпов   развития  силовой выносливости  происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12­летнем возрасте и продолжается вплоть до   17   лет,   то   есть   до   окончания   школы.  Общая   и   статическая выносливость  достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам   независимо   от   пола   учащихся.     Первое   возрастное  ускорение  в развитии собственно­силовых качеств у школьников происходит в младшемшкольном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков   оно   оказывается   значительно   продолжительнее   (три   года)   и ощутимее (50%). Статическое  равновесие  как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно­силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно­ силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно­силовых качеств у   мальчиков   происходит   более   равномерно   в   течение   всего   школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно­силовой подготовленности   мальчиков   в   прыжках   отмечаются   в   12   –   13   лет,   а   в метаниях   –   в   13   –   14   и   16   –   17   лет.   Специфическими   особенностями характеризуется   динамика   роста  гибкости  (подвижности   позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в  целом   незначительно   увеличивается   или   понижается.  В  дальнейшем   на протяжении   среднего   школьного   возраста   (пяти   лет   обучения   в   школе) динамика   роста   гибкости   отличается   чрезвычайно   высокими   темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно   интенсивно   развиваются   скоростные   качества,   силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно­ и скоростно­силовые качества, гибкость; в старшем школьномвозрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов  развития  большинства  физических  качеств. Для  девочек  старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.  Благоприятные периоды развития физических качеств учеников    Физические качества т е л   6 т е л   7 т е л   8 т е л   9 т е л   0 1 т е л   1 1 т е л   2 1 т е л     3 1 т е л   4 1 т е л   5 1 т е л   6 1 т е л   7 1 Способность моторного  обучения Дифференцированость  движений Способность реагировать  на зрительные и слуховые  раздражители Ориентация в пространстве Чувство ритма Чувство равновесия Выносливость Сила Скорость ГибкостьСлабый   прирост      Средний прирост     Значительный прирост Рациональное сочетание и последовательность развития различных физических качеств на уроке Основное физическое качество, развиваемое на уроке Планируемое физическое качество до основного после основного Быстрота Координационные  способности Скоростно­силовые  качества Сила Силовая выносливость Общая выносливость Гибкость Быстрота Быстрота и  координационные  способности Быстрота и  координационные  способности То же Все качества, кроме  силовой  выносливости Все качества Все качества, кроме  координации способностей Все качества кроме  быстроты Сила, все виды  выносливости и гибкость Общая выносливость и  гибкость Гибкость Гибкость