Досмухамбетова
Татьяна Николаевна
старший воспитатель
лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД»
г. Красный Кут Саратовской области
«Сетикет – этикет в Интернете»
(методическая разработка)
методическая разработка может быть использована при проведении классных часов, занятий внеурочной деятельности, предметов ОБЖ, информатика, родительских собраний.
В современном обществе интернет представляет собой пространство, которое охватывает практически всех людей любого возраста, в том числе школьников старших классов. И для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации необходимо придерживаться определенных этических норм и ценностей.
Как и в обычной жизни, в интернете существуют определенные правила общения. Объясняется это тем, что при общении через «Всемирную Паутину» мы не видим своего собеседника, из-за этого передать свои чувства и эмоции зачастую гораздо труднее.
Методическая разработка позволит обучающимся познать Сетикет как этикет в Интернете, которому должен придерживаться каждый человек, использующий Интернет в целях общения.
Ввод в историю Сетикета
Ни для кого не секрет, что проводить большую часть жизни перед монитором – как досуг, так и рабочие часы – давно стало нормой для многих. Компьютеризация общества приобрела глобальный характер.
При освоении новой культуры киберпространство сформировало собственную культуру общения, но человек может совершать ошибки. Единого свода общеобязательных правил пользования сетью Интернет не установлено. Однако существуют общепринятые нормы, направленные на то, чтобы деятельность каждого пользователя в сети не мешала другим пользователям. Помочь в этом может Сетикет.
Сетикет - это правила общения в сети Интернет.
Наша задача - познать свод правил Сетикета и умения их применять в общении между виртуальными собеседниками, научиться быть бдительными и внимательными при работе в сети Интернет, что в свою очередь приведет к повышению информационной культуры работы с компьютером.
|
И по сетям бушуют страсти, но, чтоб избежать напасти, Решил однажды человек: Чтоб нервы сохранить и дружбу, Необходимо в Интернет Ввести свод правил – Сетикет!
|
Этикет — золотое правило общения между людьми, придуманное со времен создания мира. Но соблюдать этикет нужно не только в реальности.
Интернет - это первая в истории цивилизации среда общения, порядок в которой поддерживается самими пользователями. Для этого выработаны определенные правила поведения в сети - виртуальный этикет, которые в значительной мере определяются практикой.
Стало очевидным, что появилась необходимость в выработке своих норм этикета как для пользователей, так и для тех, кто их обслуживает.
В виртуальном мире правила вежливости несколько иные, чем в реальном мире. Для этого придумали такой термин как Сетикет (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. нетто) и «этикет»). - правила поведения, общения в Сети, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов ХХ века.
Понятия сетевого этикета
Сетевой этикет можно разделить на три категории:
Психологические, эмоциональные - обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы.
Технические, оформительские - использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования ( Выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.), допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ ...
Административные - правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества.
Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. Для избегания ошибок в Сети необходимо знать понятия сетевого этикета.
Что такое флейм?
Флейм - это «спор ради
спора». Когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно
ругаться друг с другом - вот тогда и начинается флейм. Мы исследовали что
человек разжигает флейм, если он:
a. Переходит по ходу разговора на личности
b. Допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или
профессионального характера
c. Ведет дискуссию неуравновешенно
d. Провоцирует скандал
Необходимо
соблюдать правило - никогда не стоит поддерживать флейм.
Что такое флуд?
Флуд - это поток сообщений, не несущих почти никакой смысловой нагрузки. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое письмо в теме, причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и обычно выглядят как короткие однострочные сообщения: «Точно!», «Согласен!», «Подпишусь под каждым словом!», «Я тоже так думаю!», «Ух, ты!» и так далее. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создает бессмысленный трафик и увеличивает затраты.
Что такое спам?
Спам - это реклама чего либо. Например, если человек пишет, что он без ума от какого-то антивируса, то он невольно рекламирует этот ресурс или программу хотя, некоторые понимают "спам" как множество однотипных бессмысленных сообщений, путая его с флудом.
Что это за странные значки?
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Самые распространенные смайлики:
:-)
- улыбка, шутка;
:-( - печаль, грусть;
:-| - равнодушие;
>:-| - злость;
;-) – подмигивание, ирония;
:,( - плач;
:D – хохот, широкая улыбка;
:P – показывать язык.
Смайлики - излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в
письме. Однако надо помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет
чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один
смайлик, ну два - но не двадцать.
Этикет в локальных компьютерных сетях устанавливаются в форме инструкций или официальных правил.
1. Не передавайте никому ваше имя и пароль для входа в сеть: любые действия, совершенные в сети под вашим именем, могут быть соотнесены непосредственно с вами;
2. Если вы оставляете компьютер более чем на 10 минут, перед уходом прекратите выполнение всех программ с сетевой поддержкой;
3. При наличии у вашего компьютера своего жесткого диска отдавайте предпочтение сохранению данных именно на нем, а не на дисках общего пользования;
4. Пользуясь общим почтовым ящиком, старайтесь избегать помещать туда очень большие сообщения;
5. В случае появления вопросов по использованию сети или программ обратитесь к сетевому администратору.
1. Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей.
2. Не открывайте письма электронной почты, файлы или веб-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
3. Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи.
4. Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители.
5. Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами.
6. В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника.
7. Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.
8. Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети.
9. Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!
1. Помните о том, с кем вы общаетесь! Не забывайте, что через посредство Сети и компьютера вы связаны с живым человеком, а часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - постарайтесь, чтобы вам не было стыдно за свои слова.
2. Общаясь в Сети, следуйте тем же правилам межличностного общения, которым вы следуете в реальной жизни.
3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве! В любой группе новостей, форуме существуют собственные, локальные правила. Ознакомьтесь с ними, прежде чем отправлять свое первое сообщение!
4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо. Помните, что сетевое время не только ограничено, но для многих и весьма дорого! И помимо ваших проблем у ваших собеседников могут быть еще и собственные.
5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на условностях типа правил хорошего тона. Общаясь, называйте своего собеседника на «Вы».
6. Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно ни казалось.
7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств.
8. Не публикуйте информацию из приватных писем без согласия их отправителей, не проникайте в чужие почтовые ящики и в компьютеры!
9. Не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов - люди ненавидят спамеров (тех, которые засоряют Сеть рекламой, непрошеными письмами массовой рассылки)!
10. После того как напишете письмо, перечитайте его и на всякий случай включите программу проверки орфографии.
11. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Независимо от того, соблюдают ли ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами!
И помните, общаться с людьми нужно так, как хотелось бы, чтобы люди общались с вами.
В век научно технического прогресса место речевого этикета коренным образом переосмысляется. Речевой этикет с одной стороны теперь рассматривается, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортный климат для общения.
С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике.
В целом, речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками; позволяет засвидетельствовать уважение; помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых важнейших норм и правил:
· Содержательность
· Логичность
· Доказательность
· Убедительность
· Ясность
Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически, забывая употреблять необходимые формы речевого этикета, пользоваться правилами.
Для того чтобы правила речевого этикета соблюдались чаще, необходимо:
· пользователям Интернета знать правила общения на данных ресурсах и не нарушать их.
· создать свод правил, которые охватывали бы все аспекты речевого этикета, с учетом Интернет общения.
1. Зеленкова И.Л. Прикладная этика. Учебное пособие, 2013
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 2011
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. 3-е изд. - Ростов : Феникс, 2010.
4. Словарь иностранных слов русского языка
5. Формановская Н.И. и Шевцова С.В. «Речевой Этикет. Русско-английские соответствия». М.: Высш. школа, 2010
6. Правила пользования сайтом В Контакте.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/terms.php
7. http://www.faq-www.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.