Шахматы 4 класс
Оценка 4.6

Шахматы 4 класс

Оценка 4.6
pdf
21.02.2024
Шахматы 4 класс
План-урока.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного образования «Токарёвский районный

 дом детского творчества»

 

 

 

 

План-конспект занятия по шахматам  в 4 классе (2 год обучения)  на тему:

«Мат в 2 хода. Матует слон»

 

 

 

                                                  подготовил

                                                                     педагог дополнительного

образования первой категории

Мамонтов Алексей Павлович 

                                                                               

 

 

 

 

р. П. Токарёвка

2021 

 

ТЕМА: «Мат в 2 хода. Матует слон».

Цель занятия: научить детей решать шахматные задачи на мат в 2 хода, а также взаимодействию слона с другими фигурами.

Задачи:

Образовательные

-         содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;

-         содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Развивающие:

-         содействовать развитию логического мышления;

-         содействовать развитию умения работать индивидуально, в парах, в команде;

Воспитательные:

-         содействовать формированию коммуникативных качеств (коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи);

-         содействовать формированию уверенности в себе.

  

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.                 Комплект шахмат(6 шт.).

2.                 Ноутбук учителя (1 шт.).

3.                 Проектор (1 шт.).

4.                 Специализированный программный комплекс «Шахматное образование».

 

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное  закрепление                               новых знаний.

 

                                             Ход урока 

1.   Организационный момент, эмоциональный настрой.

 

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рад встрече с вами, надеюсь, на полное взаимопонимание и сотрудничество и уверен, что ближайшие 40 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и плодотворно, многому научимся и узнаем много интересного!!!

 

2.   Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний. 

 

Учитель: Но прежде, чем перейти к рассмотрению темы урока, мне хотелось бы загадать Вам загадку из книги Иржи Веселы «Шахматный букварь», а вы попробуйте ее отгадать. Итак, внимание загадка:

«Если он на белом поле встал вначале не забудь!

Он другой не хочет доли – знает только белый путь! А когда на черном поле он стоит вступая в бой

Ходит, правилам покорный черной тропкой он такой! До конца игры они цвету одному верны!» Ребята, о какой фигуре идет речь?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, это загадка про шахматных слонов. Тогда может кто-нибудь из вас может назвать тему урока?

Ученики: Мат в 2 хода. Матует слон.

Учитель: Правильно, а как вы догадались?

Ученики: Потому что мы проходим раздел: «Мат в 2 хода», и на каждом уроке матовали вначале ферзем, затем ладьей и конем, а теперь дошла очередь до слона и еще подсказка в виде загадки про слона сразу натолкнула на эту мысль.

          Учитель: Молодцы, ребята, мне нравится ваше логическое мышление.

 

          3. Объявление темы, изучение нового материала.  

 

Учитель: Итак, тема нашего занятия: «Мат в 2 хода. Матует слон». Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (см. диаграмму 1).

 

 

 

Диаграмма 1. Мат в 2 хода. Матует слон.

Как нужно играть белым в данном случае?

Ученики: 1. Л:с6+ bc . 2. Ca6X. Учитель: Совершенно верно.

Учитель: Рассмотрим следующую позицию, как на Ваш взгляд добиться успеха в этом случае (см. диаграмму 2)?

Ученики: 1. Кс5+ Кра5. 2. Сс7Х.

Учитель: Абсолютно верно!

 

 

Диаграмма 2. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

Учитель: Разберем еще один пример, а затем сформулируем общий вывод (см. диаграмму 3).

 

 

 

Диаграмма 3. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

Ученики: 1. Лf1+ Кре6. 2. Сf5X.

Учитель: Правильно! А теперь давайте сформулируем общий алгоритм решения задач на мат в 2 хода, где матует слон. Первый шаг алгоритма какой? Что общего было в решении всех трех задач?

Ученики: Общего в первом ходе во всех трех задачах было то, что королю ставился шах!

Учитель: Верно! А второй шаг алгоритма?

Ученики: Поставить мат королю соперника слоном!

Учитель: Молодцы!!! Давайте запишем его в тетрадь!!!

Алгоритм решения:

1. Поставить шах Кр соперника. 2. Поставить мат Кр соперника слоном.

 

4.   Физкультминутка.

Учитель: А теперь все дружно встали и ногами зашагали (топаем как шахматные слоны).

А сейчас сомкнули руки над головой (изображая шахматного слона) и покачались из стороны в сторону. Спасибо. Присаживайтесь.

 

5.   Закрепление нового материала.

 

Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно решить несколько шахматных задач. Включаем ваши ноутбуки и заходим в программный комплекс «Шахматное образование».

Кто выполнит 70% предложенных задач – тот получит оценку «5» ; От 45% до 69% - оценку «4» ; От 25% до 44% - оценку «3».

 

Учитель отправляет на ноутбуки учащихся задания:

 

 

 

1. Кb6+ Крd8 2. Сe7Х

 

Диаграмма 4. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

1. Кd6+ e7 – e6     2. Cg6X

Диаграмма 5. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Фh8 Крg6    2. Ch5X

 

Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Cd7+ Крf8  2. Ce7X

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Крe6  Кg6  2. Cb5X  Конь чёрных может ходить по любому.  

 

Диаграмма 7. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Кр.с8 f2 – f1(Ф)  2. Сb7X

 

Диаграмма 8. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Ke7+  Ce7  2.Cb5X

 

Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Крf7  e7 – e5  2. Cg7X

Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1.f6 – f7+  Cf7  2. Ch7X

 

Диаграмма 10. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Kf3+ Крf1       2. Ch3X

Диаграмма 11. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Kf2+  Kрh2   2. Ce5X

 

Диаграмма 12. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1. Cg2+ Крh4   2. Cg3X

          

Диаграмма 13. Мат в 2 хода. Матует слон.

Учитель: Ребята, кто справился с решением задач, может попробовать свои силы в решении задач повышенной сложности и тем самым поднять свой процент успеха (каждая правильно решенная задача повышает Ваш процент успеха на 10%, т.е. вы можете повысить свою оценку решив данные задачи). Итак: задачи повышенной сложности на мат в 2 хода (матует слон):

 

 

 

1. Лf3+  g2 – f3   2. Cf1X

 

Диаграмма 14. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

1.                Фe3+  Крa4   2. Cd7X

 

Диаграмма 15. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

 

 

1.   g6 – g5  b2 – b3  2. Cg4X

Диаграмма 16. Мат в 2 хода. Матует слон.

 

6.   Итог занятия.

 

Итак, подытожим:

Что полезного вы взяли с нашего занятия? Ответ: Научились решать задачи на мат в 2 хода (матует слон).

Таким образом, чтобы достигнуть совершенства в решении задач на мат в 2 хода (матует слон) нужно четко придерживаться плана (алгоритма решения) и тогда непременно вы достигнете успеха. Оценки за урок: 11 пятерок, 2 четверки и всего 2 тройки.

 

7.   Домашнее задание.

Задание на оценку «3»: Решить задачу (см. диаграмму 17) :

 

Диаграмма 17. Мат в 2 хода. Матует слон.

Задание на оценку «4»: Решить задачи (см. диаграммы 17 и 18) :

 

Диаграмма 18. Мат в 2 хода. Матует слон.

Задание на оценку «5»: Решить задачи (см. диаграммы 17, 18 и 19) :

 

Диаграмма 19. Мат в 2 хода. Матует слон.

8.   Заключение.

 

Учитель: Мне остается лишь пожелать вам удачи. Огромное спасибо. С вами было приятно работать. Успехов вам. До свидания!!!   

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. – М.: ФиС, 1979.

2.                Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. – М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.

3.                Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. –  Киев: Радянська школа, 1986. 4. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.

 

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.   http://chesshmao.ru.

2.   http://pedsovet.org. 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский районный дом детского творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский районный дом детского творчества»

ТЕМА: «Мат в 2 хода. Матует слон»

ТЕМА: «Мат в 2 хода. Матует слон»

Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний

Диаграмма 1. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 1. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 2. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 2. Мат в 2 хода. Матует слон

Ученики: 1. Лf1+ Кре6. 2. Сf5X

Ученики: 1. Лf1+ Кре6. 2. Сf5X

Кb6+ Крd8 2. Сe7Х Диаграмма 4

Кb6+ Крd8 2. Сe7Х Диаграмма 4

Фh8 Крg6 2. Ch5X Диаграмма 6

Фh8 Крg6 2. Ch5X Диаграмма 6

Крe6 Кg6 2. Cb5X Конь чёрных может ходить по любому

Крe6 Кg6 2. Cb5X Конь чёрных может ходить по любому

Ke7+ Ce7 2.Cb5X Диаграмма 9

Ke7+ Ce7 2.Cb5X Диаграмма 9

Cf7 2. Ch7X Диаграмма 10

Cf7 2. Ch7X Диаграмма 10

Kf2+ Kрh2 2. Ce5X

Kf2+ Kрh2 2. Ce5X

Лf3+ g2 – f3 2. Cf1X

Лf3+ g2 – f3 2. Cf1X

Cg4X Диаграмма 16. Мат в 2 хода

Cg4X Диаграмма 16. Мат в 2 хода

Диаграмма 17. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 17. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 19. Мат в 2 хода. Матует слон

Диаграмма 19. Мат в 2 хода. Матует слон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2024