Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский районный
дом детского творчества»
План-конспект занятия по шахматам в 4 классе (2 год обучения) на тему:
«Мат в 2 хода. Матует слон»
подготовил
педагог дополнительного
образования первой категории
Мамонтов Алексей Павлович
р. П. Токарёвка
2021
ТЕМА: «Мат в 2 хода. Матует слон».
Цель занятия: научить детей решать шахматные задачи на мат в 2 хода, а также взаимодействию слона с другими фигурами.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- содействовать развитию логического мышления;
- содействовать развитию умения работать индивидуально, в парах, в команде;
Воспитательные:
- содействовать формированию коммуникативных качеств (коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи);
- содействовать формированию уверенности в себе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Комплект шахмат(6 шт.).
2. Ноутбук учителя (1 шт.).
3. Проектор (1 шт.).
4. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование».
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рад встрече с вами, надеюсь, на полное взаимопонимание и сотрудничество и уверен, что ближайшие 40 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и плодотворно, многому научимся и узнаем много интересного!!!
2. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.
Учитель: Но прежде, чем перейти к рассмотрению темы урока, мне хотелось бы загадать Вам загадку из книги Иржи Веселы «Шахматный букварь», а вы попробуйте ее отгадать. Итак, внимание загадка:
«Если он на белом поле встал вначале не забудь!
Он другой не хочет доли – знает только белый путь! А когда на черном поле он стоит вступая в бой
Ходит, правилам покорный черной тропкой он такой! До конца игры они цвету одному верны!» Ребята, о какой фигуре идет речь?
Ответы учащихся.
Учитель: Действительно, это загадка про шахматных слонов. Тогда может кто-нибудь из вас может назвать тему урока?
Ученики: Мат в 2 хода. Матует слон.
Учитель: Правильно, а как вы догадались?
Ученики: Потому что мы проходим раздел: «Мат в 2 хода», и на каждом уроке матовали вначале ферзем, затем ладьей и конем, а теперь дошла очередь до слона и еще подсказка в виде загадки про слона сразу натолкнула на эту мысль.
Учитель: Молодцы, ребята, мне нравится ваше логическое мышление.
3. Объявление темы, изучение нового материала.
Учитель: Итак, тема нашего занятия: «Мат в 2 хода. Матует слон». Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Мат в 2 хода. Матует слон.
Как нужно играть белым в данном случае?
Ученики: 1. Л:с6+ bc . 2. Ca6X. Учитель: Совершенно верно.
Учитель: Рассмотрим следующую позицию, как на Ваш взгляд добиться успеха в этом случае (см. диаграмму 2)?
Ученики: 1. Кс5+ Кра5. 2. Сс7Х.
Учитель: Абсолютно верно!
Диаграмма 2. Мат в 2 хода. Матует слон.
Учитель: Разберем еще один пример, а затем сформулируем общий вывод (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3. Мат в 2 хода. Матует слон.
Ученики: 1. Лf1+ Кре6. 2. Сf5X.
Учитель: Правильно! А теперь давайте сформулируем общий алгоритм решения задач на мат в 2 хода, где матует слон. Первый шаг алгоритма какой? Что общего было в решении всех трех задач?
Ученики: Общего в первом ходе во всех трех задачах было то, что королю ставился шах!
Учитель: Верно! А второй шаг алгоритма?
Ученики: Поставить мат королю соперника слоном!
Учитель: Молодцы!!! Давайте запишем его в тетрадь!!!
Алгоритм решения:
1. Поставить шах Кр соперника. 2. Поставить мат Кр соперника слоном.
4. Физкультминутка.
Учитель: А теперь все дружно встали и ногами зашагали (топаем как шахматные слоны).
А сейчас сомкнули руки над головой (изображая шахматного слона) и покачались из стороны в сторону. Спасибо. Присаживайтесь.
5. Закрепление нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно решить несколько шахматных задач. Включаем ваши ноутбуки и заходим в программный комплекс «Шахматное образование».
Кто выполнит 70% предложенных задач – тот получит оценку «5» ; От 45% до 69% - оценку «4» ; От 25% до 44% - оценку «3».
Учитель отправляет на ноутбуки учащихся задания:
1. Кb6+ Крd8 2. Сe7Х
Диаграмма 4. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Кd6+ e7 – e6 2. Cg6X
Диаграмма 5. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Фh8 Крg6 2. Ch5X
Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Cd7+ Крf8 2. Ce7X
Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Крe6 Кg6 2. Cb5X Конь чёрных может ходить по любому.
Диаграмма 7. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Кр.с8 f2 – f1(Ф) 2. Сb7X
Диаграмма 8. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Ke7+ Ce7 2.Cb5X
Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Крf7 e7 – e5 2. Cg7X
Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.
1.f6 – f7+ Cf7 2. Ch7X
Диаграмма 10. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Kf3+ Крf1 2. Ch3X
Диаграмма 11. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Kf2+ Kрh2 2. Ce5X
Диаграмма 12. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Cg2+ Крh4 2. Cg3X
Диаграмма 13. Мат в 2 хода. Матует слон.
Учитель: Ребята, кто справился с решением задач, может попробовать свои силы в решении задач повышенной сложности и тем самым поднять свой процент успеха (каждая правильно решенная задача повышает Ваш процент успеха на 10%, т.е. вы можете повысить свою оценку решив данные задачи). Итак: задачи повышенной сложности на мат в 2 хода (матует слон):
1. Лf3+ g2 – f3 2. Cf1X
Диаграмма 14. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. Фe3+ Крa4 2. Cd7X
Диаграмма 15. Мат в 2 хода. Матует слон.
1. g6 – g5 b2 – b3 2. Cg4X
Диаграмма 16. Мат в 2 хода. Матует слон.
6. Итог занятия.
Итак, подытожим:
Что полезного вы взяли с нашего занятия? Ответ: Научились решать задачи на мат в 2 хода (матует слон).
Таким образом, чтобы достигнуть совершенства в решении задач на мат в 2 хода (матует слон) нужно четко придерживаться плана (алгоритма решения) и тогда непременно вы достигнете успеха. Оценки за урок: 11 пятерок, 2 четверки и всего 2 тройки.
7. Домашнее задание.
Задание на оценку «3»: Решить задачу (см. диаграмму 17) :
Диаграмма 17. Мат в 2 хода. Матует слон.
Задание на оценку «4»: Решить задачи (см. диаграммы 17 и 18) :
Диаграмма 18. Мат в 2 хода. Матует слон.
Задание на оценку «5»: Решить задачи (см. диаграммы 17, 18 и 19) :
Диаграмма 19. Мат в 2 хода. Матует слон.
8. Заключение.
Учитель: Мне остается лишь пожелать вам удачи. Огромное спасибо. С вами было приятно работать. Успехов вам. До свидания!!!
Список использованной литературы 1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. – М.: ФиС, 1979.
2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. – М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
3. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986. 4. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://chesshmao.ru.
2. http://pedsovet.org.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.