Урок литературы в 8 классе
Тема: Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести
Цель урока:
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Формулировка цели урока.
- Мало есть в литературе произведений, таящих в себе загадку. «Шинель»- одно из них. Это объясняется и спецификой жанровой формы, и пафосом произведения. Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью Н.В.Гоголя и попробуем разгадать авторский замысел.
3. Проверка домашнего задания (тест на проверку знания текста).
1. В какой сборник была включена «Шинель»:
А) «Арабески»
Б) «Миргород»
В) «Петербургские повести»
2. Жанр Произведения:
А) Повесть
Б) Рассказ
В) Мемуары
3. Главная тема произведения:
А) тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни
Б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге
В) отношения между бедными и богатыми
4. Чьи это слова: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"
А) Портного Петровича
Б) Значительного лица
В) Башмачкина Акакия Акакиевича
5. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
А) Персонажу больше не скопить денег на новую вещь
Б) Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
В) Персонаж замерзнет зимой и заболеет
6. Верно ли, что Петербург не только место действия, но одно из действующих лиц?
А) Да
Б) Нет
7. Узнайте персонаж по портрету:
…нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…
А) Значительное лицо
Б) Башмачкин Акакий Акакиевич
В) Портной Петрович
8. Повесть «Шинель» и это произведение находятся в разных сборниках:
А) «Старосветские помещики»
Б) «Нос»
В) «Портрет»
9. Что является экспозицией в произведении «Шинель»?
А) Жизнеописание Башмачкина
Б) Визит Башмачкина к портному
В) Визит Башмачкина к значительному лицу
10. Какой из вариантов происхождения сюжета верный:
А) Придуман Н.В.Гоголем
Б) Подарен автору А.С.Пушкиным
В) Взят из рассказанного Гоголю анекдота о лепажевском ружье
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
В |
А |
А |
В |
Б |
А |
Б |
А |
А |
В |
4. Фронтальная беседа:
- Ну что же, сюжет повести вы знаете хорошо. А теперь давайте вспомним историю создания этого произведения. - Что легло в его основу? (анекдот). А было ли вам смешно после прочтения повести Н.В.Гоголя?
- Какие основные композиционные моменты можно выделить в произведении?
- Как вы думаете, почему Гоголь дал повести название «Шинель», а не оставил первоначальное название - «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»? (Звучат ответы учащихся.)
- Верно. У Гоголя человек подменяется чином, вещью, ее добротностью, ценой, приличием вида. Вещь так могущественна, что способна изменить не только образ жизни и характер героя, но и определять общественное мнение. Давайте попробуем доказать эту мысль. Ответьте, на какие этапы можно разделить всю жизнь Акакия Акакиевича? Почему? Итак, жизнь «до новой шинели», «с шинелью», «без шинели». Давайте начертим в тетрадях небольшую таблицу.
5. Самостоятельная работа в группах
- Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и в тетрадь выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды. (1 ряд – жизнь «до шинели», 2 ряд- «с шинелью», 3 ряд - «без шинели»)
До шинели |
С шинелью |
Без шинели |
|
|
|
6. Обсуждение результатов работы.
– Итак, как же изменилась жизнь Башмачкина с приобретением новой шинели? Почему?
7. Анализ фрагментов повести.
- Но ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели. Что же послужило причиной его смерти? Верно, венчает его хождение по мукам визит к значительному лицу. Найдите в тексте эпизод, описывающий его приемы управления.
- Какие три фразы звучат постоянно из его уст? («Как вы смеете?», «Знаете ли вы, с кем разговариваете?», «Понимаете ли вы, кто перед вами?»).
- Как вы считаете, случайно ли Гоголь не дает этому персонажу ни фамилии, ни имени?
- Акакий Акакиевич умирает. Прочтите этот фрагмент текста. Зачем Гоголь так тщательно и подробно описывает детали? Какое чувство возникает при этом у читателей? (жалость и сочувствие).
- У какого писателя есть подобный герой? (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.Пушкина).
- К какому типу литературных героев они относятся? (тип «Маленького человека»). Но абсолютно ли они похожи? Стал ли счастливее «маленький человек» у Гоголя?
- Какие слухи разносятся по Петербургу после смерти Башмачкина?
- Почему автор не остановил свое повествование смертью своего героя, а изобразил какие - то фантастические события? Давайте попробуем вместе разгадать смысл финальных сцен. А для этого нам понадобится дополнительная информация. Вспомним значение имени Акакий – «незлобивый», оно связано с образом святого мученика Акакия Синайского. Послушаем сообщение учащегося, приготовившего рассказ о его жизни.
Текст выступления ученика:
Имя Акакий в переводе с греческого означает "незлобивый", "кроткий", "невинный". Так звали молодого монаха, жившего в первой половине VI столетия в монастыре св. Екатерины у священной горы Синай. Краткую историю его жизни можно найти в знаменитом аскетическом произведении "Лествица" ("Лестница"), принадлежащем перу Иоанна Лествичника, «Слово 4-е, О послушании». Согласно повествованию, юный Акакий проходил искус, или послушание – своего рода "школу начинающего монаха" – у одного опытного старца. На его беду старец отличался излишней суровостью: он постоянно ругал своего подопечного, а чтобы словесные наставления лучше доходили до ума, сопровождал их телесными "вразумлениями". Бедный Акакий ходил в синяках, но никому не жаловался и со смирением нес свой крест.
Через девять лет столь тяжкого послушания молодой монах скончался после непродолжительной болезни. Прошло пять дней, и суровый наставник поведал о смерти своего ученика другому старцу, не знавшему о произошедшем. Тот усомнился в смерти еще молодого Акакия, и старцы вместе пришли в склеп, где он был похоронен. "Акакий, умер ли ты", – обратился к лежавшему во гробе сомневающийся старец. Произошло чудо, потому что Акакий, оказывая послушание и после смерти, ответил: "Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть". Бесчеловечный наставник святого Акакия был так вразумлен этим чудом, так переживал свою жестокость, исправить которую уже не мог (здесь можно вспомнить слова нашего барда: «любить мы умеем только мертвых»), что ушел в затвор и остаток дней провел в глухой келье при гробнице своего ученика.
Акакий Синайский изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии. На фреске церкви Спаса на Ковалеве (в Великом Новгороде) Акакий держит в руке свиток с надписью: "Чадо послушания не умирает николиже". Роспись датируется 1380 годом. К сожалению, изображение этой фрески в настоящее время недоступно, поэтому помещаем другую новгородскую фреску с изображением преп. Акакия – из храма св. Симеона Богоприимца (XV в.).
Поучительная история Акакия-монаха была хорошо известна Николаю Васильевичу Гоголю.
- Итак, мы услышали историю жизни Акакия Синайского.
- Как называется в литературоведении жанр, описывающий жизнь святых? (житие, агиографический жанр).
- Можно ли отметить сходство в тексте жития святого Акакия и «Шинели»? Какие схожие моменты вы можете отметить? Впервые на это обратил внимание голландский ученый Ф.Дриссен.
- За что наказывается значительное лицо?
- Какую библейскую заповедь он нарушил? (Возлюби ближнего как себя самого).
- Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию.
- Вот тогда уже и не анекдот вовсе, а элементы агиографического жанра мы замечаем в повести Гоголя. И у него герой после смерти как бы оживает. Но может ли мстить «незлобивый» человек? Таким образом, Н.Гоголь в своем произведении совместил взаимоисключающие жанровые структуры анекдота, жития и сакральной пародии (антижития) в художественный синтез трагического и комического.
- Так с какой же целью вводится в это произведение фантастический финал?
А) Разнообразить сюжет.
Б) Этого требует жанр.
В) Стремление вызвать чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человека (звучат ответы учащихся).
8. Итоги урока.
- Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.