Школьный этикет

  • Мероприятия
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В Соединенных Штатах форму ввели в 80-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет никакой существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается. В России школьная форма впервые появилась в 1834 году для гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили. Когда родители покупают вам форму, напомните им: ткань школьного костюма не должна содержать больше 55% синтетики, рубашки или блузки - больше 35%. Лучше всего одежда из натуральных волокон - шерсти, хлопка, льна, шелка.
Иконка файла материала Школьный этикет.docx
Цель:  Научиться применять правила школьного этикета в повседневной жизни Задачи: 1. Воспитывать культуру поведения. 2. Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы. Ход классного часа Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест? (Ответы детей.) Классный руководитель. Конечно же, да! Ведь существуют свои правила поведения в  театре и на дискотеке ­ и нельзя перепутать одно с другим ­ окружающие не поймут, да и  самому неудобно будет. Называются эти правила ­ школьный этикет. Что же это за  особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста. (Ответы детей.) Классный руководитель. Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто  переступает порог здания, которое называется очень просто, но значит так много для  каждого из нас ­ «школа». Эти правила во многом совпадают, но чуть­чуть отличаются для  школьников, их родителей и, конечно же, учителей. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что же такое  школа. Это ­ то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и  вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и  школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу? (Ответы детей.) Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это первое и основное правило. Но ведь после того, как вы вошли в школу ­ необходимо раздеться, надеть сменную обувь,  дойти до кабинета, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще с друзьями  поболтать нужно. Так что приходить в школу необходимо с достаточным запасом времени  для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется  объяснять, что войдя куда­либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой ­ это  само собой разумеется. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего  прихода в школу ­ это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели. Второй вопрос на который придется ответить ­ это как приходить в школу? Ответ опять же прост. Так как в школу мы приходим учиться, (хотя некоторые ученики предполагают, что  за совершенно другими вещами, как то: поболтать и пообщаться с приятелями,  побезобразничать вдали от строгого родительского ока, и т. д. и т. п., все­таки мы в школу  зашли за знаниями и выйти нам оттуда лучше с ними же) ­ значит, и приходить в школу мы  будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться, а это значит не только  принесем учебники, тетрадки, ручки и дневник (это само собой разумеется), а еще и  настроимся на то: что придется работать, а работа не всегда бывает легкой и приятной, но  никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учеба в школе ­ это наша работа, и чем  лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами в будущем мы станем. Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу? (Ответы детей.) Классный руководитель. Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные  люди, но все же делать все надо в хорошем настроении ­ на радость себе и другим. Ведь,если мы пришли в школу в плохом настроении ­ нагрубили учителю, поругались с  приятелями, ­ в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего нам ответят тем же, а от этого явно наше настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не  все ладится ­ что вы не справились с задачкой, что у вас ночью болел зуб или родители  поссорились. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них  сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что­то не ладится. Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите,  чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ ­ грубите, хотите доброго отношения и понимания ­ сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители или учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше ­ а поленились. Но никто не будет этого делать, если нормально объяснить родителям или учителю, что  что­то не получилось по объективным причинам, но учтите, что объективными никак  нельзя назвать мультфильмы, которые шли по телевизору весь вечер или то; что, проболтав весь вечер с подружками или друзьями по телефону, кто­то забыл выполнить домашнее  задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности  сделать что­то, помните древнюю мудрость, желающий сделать ­ ищет возможности, а не  желающий ­ ищет причины. Что же дальше? А дальше вспоминаем народную мудрость о том, что провожают нас по  уму, зато встречают по одежке! Что же необходимо помнить, заходя в школу, о  своем внешнем виде? Ваша прическа ­ показатель настроения и отношения к себе  любимому. Желательно, чтобы ваши волосы при входе в школу (хотелось бы, чтобы всегда  и везде) были чистыми и причесанными! Что касается одежды, то она должна быть  целесообразной, комфортной и чистой. Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид ­  хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? (Ответы детей.) Классный руководитель. Наша речь. По тому, как говорит человек, многие люди могут  определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как  бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем  говорить ­ все бесполезно. Итак, первое, что мы говорим? Народная мудрость гласит: «Молчание ­ золото». Лучше  промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.  Какие«волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей.) Классный руководитель. Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» ­ это  наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе. Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам? (Ответы детей.) Классный руководитель. К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на  это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками ­ общайтесь так, как хотите, чтобы общались с  вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень принято, и уж совсем не  следует по прозвищу, особенно, если оно обидное. Как нужно говорить? Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому и необходимо сделать так,  чтобы другие вас хорошо поняли. Необходимо четко и правильно произносить звуки, не  торопиться ­ ведь за вами никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что  именно вы хотите сказать. Говорить необходимо так, чтобы вас слышали те, с кем выразговариваете: если это ответ у доски ­ рассказывайте классу, каждому ученику, даже  тому, который сидит на последней парте, если это разговор на перемене, то совершенно не  обязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре, а если необходимо сообщить  конфиденциальную информацию ­ это можно сделать шепотом. Помните, что в компании  не принято общаться и шептаться с кем­то, не привлекая к разговору всех членов  компании. Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика и жесты. Как мы молчим  иногда важнее того, как мы говорим. В школе, да и в любом другом общественном месте,  не принято сильно жестикулировать и гримасничать, а уж дразниться или показывать  неприличные жесты и подавно. Какие жесты мы используем в школе, на уроке? (Ответы детей.) Классный руководитель. Как вести себя в школе? Ответ простой ­ достойно и прилично!  Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым. Давайте  вспомнимправила поведения в школе. (Ответы детей.) Классный руководитель. Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить  детям и взрослым, унижать других людей. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого­либо или  что­либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно ­  следует извиниться), есть и пить, если это не столовая. Самое важное время в школе ­ это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок,  необходимо подготовиться к занятиям: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал и  дневник, и другие принадлежности, если это необходимо. Помним, что готовы вы должны  быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс и кучей вытряхивая на парту  все, что есть в вашем портфеле. Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что  вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того,  чтобы было удобно заниматься. Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учебы? (Ответы детей.) Классный руководитель. Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на  посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать  учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать  вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться  разрешения учителя, только тогда можно спросить. Самое любимое время многих школьников это... Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера  «Перемена». «Перемена, перемена!» ­ Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно,С ним бо­о­льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому­то сдачи, Попросил списать задачи, ­ Словом, сделал все, что мог! Ну, а тут ­ опять звонок... Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! – Ничего, ­ вздыхает Вова, ­ На уроке отдохнем! ­ Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? ­ Как нужно вести себя на перемене? Ответы детей. Классный руководитель. Первое, перемена ­ это отдых от уроков, время, для того чтобы  вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время  олимпийских рекордов. Перемена ­ это время, когда можно пообщаться, уточнить расписание на этот или на  следующий день, повторить тему, которая будет на следующем уроке, поэтому и ведем мы  себя на перемене соответственно ­ не принято бегать, толкаться, про драки вообще не  говорим ­ это запрещено, В любой драке виноваты обе стороны ­ потому что не смогли  решить вопрос миром. Новички в классе. Поставьте себя на место такого ученика ­ все новое и незнакомое,  новые ученики, учителя, школа, ­ человеку и так тяжело приспособиться ко всему новому  кучей свалившемуся на него, а тут еще вы решите проверить его на «вшивость»...  Подумайте, если бы вы были на его месте, то вам гораздо больше понадобилась бы помощь  и поддержка для того, чтобы освоиться в новом коллективе, узнать его обычаи и  особенности, поэтому, если в классе появился новенький, не стоит бросаться на него  скопом и устраивать проверки, дайте человеку привыкнуть, а уж потом и проверяйте.  Подойдите и объясните все, что необходимо новенькому знать о вашем классе, школе  и т. д. Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, чтосамое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите,  чтобы другие люди вели себя с вами. Дополнительный материал Почему школу называют «школой» В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии,  лицеи.Первый Лицей (тогда говорили «Ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий  назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона  Ликейского (отсюда и название «Ликей»). Возле храма задолго до создания Ликея находился знаменитый Гимнасий ­ школа  физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте  тела, и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В  Ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с  Гимнасием (школой тела) возник Ликей (школа духа, мысли). Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и  умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в Ликее учились,  прогуливаясь и беседуя. Было в древнегреческом языке слово «схоле», по­русски ­ «досуг», «отдых». От «схоле» и  произошло наше родное, привычное слово ­ «школа». Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда  обогащает свой ум и душу ­ учится. Вот так школой стали называть то, что способствует  познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит. О школьной форме Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она ­ знак принадлежности ребенка к определенной  организации (школе, гимназии), от имени которой он выступает. Считается, что школьная  форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от  основных обязанностей ­ быть учениками и вести себя подобающе. Форма в разных странах В Японии мальчики носят «гакуран» ­ брюки и темный пиджак с воротником­стойкой и  пуговицами в ряд наподобие формы солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях  «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии  любят, регулярно устраивают показы мод, и даже наряжают в нее героев мультфильмов. Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для  мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать  старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания,  только бы прийти в школу в джинсах и прикольной фуфайке. Школьная форма в Австралии ­ знак принадлежности учащегося к престижной школе или  классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только  ребята из экономических классов ­ будущая элита бизнеса ­ исключительно в строгих  костюмах. В африканских странах школьная форма для одних ­ предмет гордости, для других ­  напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит  денег, которых у многих семей попросту нет. Идея объединить формой бедных  школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она ­ единственная одежда и к  концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников все равно не избежать. Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных  традиций. В 2004 году был принят даже закон, запрещающий носить «ярко выраженные»  религиозные символы в государственных школах ­ например, девочки­мусульманки потрадиции покрывают головому платком («хиджабом»). Дело дошло до судебных  разбирательств. В Соединенных Штатах форму ввели в 80­е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к  другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента  Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое  неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет никакой существенной  разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается. В России школьная форма впервые появилась в 1834 году для гимназистов. Ее вводили, а  потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы­ двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в  прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не  прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили. Когда родители покупают вам форму, напомните им: ткань школьного костюма не должна  содержать больше 55% синтетики, рубашки или блузки ­ больше 35%. Лучше всего одежда  из натуральных волокон ­ шерсти, хлопка, льна, шелка.Школьный этикет