· Детский сад открывается в 7.00
**Для обеспечения безопасности всех детей администрация детского сада требует, чтобы родители или доверенные взрослые лично доставляли и забирали детей.
**Родителям следует обязательно поставить воспитателя в известность о приходе ребенка в группу или уходе ребенка домой. Пожалуйста, убедитесь, что воспитатель видит ребенка.
**Мы не сможем надежно позаботиться о ваших детях, если не знаем, что они здесь.
· Наш день начинается со свободного времени, проводимого ребенком по собственному выбору, - игры и общение с детьми и взрослыми, уход за животными и растениями в уголке природы.
**Дети поощряются как к независимой работе, так и к работе в малых группах по их собственному выбору.
· 8.00.- Зарядка и развивающие физические упражнения.
** Убедительно просим родителей приводить детей до начала этого режимного момента.
*8.15- Утренний сбор.
** В это время все дети и сотрудники группы собираются вместе. Игры и общение создают настроение на весь день, побуждают поделиться новостями, мыслями, чувствами. Планирование работы для всех и для себя лично обеспечивают осознанную занятость в течении дня, формирует умение управлять своим временем.
*8.40- Завтрак
* 9.00 – 9.50 Занятия (Согласно сетке занятий)
**Во время занятий взрослые оказывают необходимую помощь и поддержку, ведут обучающую и развивающую работу.
*9.50 – 11.50 Прогулка на свежем воздухе
* 12.15 Обед
**Несмотря на то, что наша цель – обеспечение сбалансированного питания, детей никогда не принуждают к еде.
· 12.50 – 15.25. Дневной отдых.
· 15.30 Полдник, игры, индивидуальные занятия, общение со сверстниками и взрослыми, прогулка на свежем воздухе, подвижные игры.
· 17.30 Группа закрывается
ВНИМАНИЕ! Дежурная группа работает до 18.30 .
** Уважаемые родители, не забывайте , что рабочий день воспитателей заканчивается в 18.30 и дома его ждет семья, такие же дети, как и ваши.
Что нужно ребенку в детском саду, чтобы
чувствовать себя комфортно
У вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей.
* Свойства любого шкафчика – накапливать вещи и предметы, поэтому, пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишнее.
В течении дня ребенку может понадобиться смена одежды (трусики, маечка, футболка, носочки или колготки, носовые платочки).
* Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему нужна смена одежды, а ее нет в наличии.
Всегда одевайте ребенка по сезону.
*Позаботьтесь о том , чтобы воспитатели могли надеть ребенку более легкую одежду, если утром было более прохладно, чем днем.
Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в детский сад.
* Пожалуйста, помните, что дети любят (и мы это поощряем) делиться и меняться игрушками. Иногда игрушки от этого портятся или теряются. Желательно не брать в детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых вы будете переживать.
Позаботьтесь о том, чтобы в карманах ребенка не было колющих и режущих предметов.
Не желательно давать ребенку с собой сладости и другую еду, если только они не предназначены для угощения всех детей.
*Наличие пирожных или конфет у одного воспитанника и отсутствие таковых у других может поставить в неловкое положение самого ребенка и стать причиной ссор и обид.
*Вместе с тем, если вам захочется когда-нибудь порадовать всех детей группы угощением – сделайте это.
Что делать, если вы чем-то недовольны.
В какой – то момент детсадовской «карьеры» своего ребенка вы можете почувствовать несогласие с некоторыми методами воспитания в нашем ДОУ, неудовлетворенность качеством услуг и результатами развития детей или неблагоприятное влияние системы образования МДОУ на вашу семью. Иногда Вам только кажется, что что-то происходит не так или не отвечает интересам вашего ребенка. Иногда это основано на реальных фактах.
Как только такое произойдет, незамедлительно обратитесь к заведующей детским садом. Возможно, вместе нам удастся снять вашу тревогу или решить проблему.
Мы стремимся обеспечить комфорт и поддержку в развитии каждого ребенка, но иногда интересы группы могут ставиться на первое место.
Если вы обнаружили неудовлетворенность или некоторое несогласие с тем, как организована жизнь детей в группе, вам следует:
1. Обсудить это с сотрудниками группы при личной встрече , но не по телефону, так нам легче будет найти выход из сложившейся ситуации.
2. Если этот разговор не помог решению проблемы, пожалуйста, обратитесь к заведующей детским садом (Чудаева Ольга Александровна) или методисту (Малая Наталия Сергеевна).
Безусловно, если вам неудобно разговаривать с персоналом группы, вы можете обратиться прямо к заведующей и выразить свою обеспокоенность.
Если ребенок все время льнёт к вам.
Если ребенок не отходит ни на шаг , льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.
Как предотвратить проблему
Предлагайте ребенку больше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовал так, как он считает нужным.
Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу?»
Старайтесь максимально удовлетворить потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видном месте6 мисочку с кусочками моркови, капусты, репы, яблока.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если вызнаете, что ребенок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
Введите ограничитель вашего прямого контакта, например поставьте таймер и скажите «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».
Не потакайте зависимому состоянию ребенка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите на то место, где он может играть.
Не толкайте и не тяните ребенка, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить белье».
Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите ребенка научить друзей играть в его любимую игру.
Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в Кошкину мисочку.
Если ребенок балуется.
Этот тип поведения довольно распространен среди дошкольников. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.
Как предотвратить проблему
Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть.
Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-либо серьезных проблем в своей жизни.
Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствии того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.
Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.
Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих.
Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами : «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».
Если ребенок плохо ест.
Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часть именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
Как предотвратить проблем.
Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.
Ребенку следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.
Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».
Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.
Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор.
Почаще что-нибудь готовьте вместе.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте ему в тарелку понемногу, но обязательно скажите, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.
Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.
Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте ему в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не на этой проблеме слишком много внимания, чтобы усугубить ситуацию.
Если ребенок слишком привередлив к еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный доброжелательный тон, продемонстрируйте сое положительное отношение к конкретной еде.
Если ребенок дразнится и ругается
Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.
Не стоит считать, что все плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте.
Как предотвратить проблему
Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослого из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребенок видит, что родители поступают именно так.
Если ребенок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.
Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.
Если ребенок дерется
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить сои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.
Как предотвратить проблему
Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься не велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
Сделайте дома подобие боксерской груши.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п.
Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости , что может случиться дальше?»
Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Если ребенок ябедничает
Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.
Как предотвратить проблему
Как можно чаще проявляйте к своему ребенку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.
Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться информацией.
Попросите малыша поговорить о поступке, о котором он сейчас рассказывает вам, с ребенком, его совершившим, а не с вами.
Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации.
Похвалите ребенка, когда он просто беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».
Если ребенок обманывает
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания сам. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.
Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблему
При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром : « Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он настоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» - лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?»
У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая понять, что отличаете ложь от правды.
Никогда не спрашивайте малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз поставит его в ситуацию обмана.
Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».
Если ребенок упрямится
Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих , лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.
Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться»? проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семья, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если всё дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.
Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «Опять ты упрямишься» , «делаешь мне назло» и т.д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы малыша : «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя всё получилось»,- характеризующие его лучшие стороны и достижения : «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место» ; «Я любуюсь твоими игрушками – там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?
Попробуйте разобраться, чего не любит ребёнок и чем совершенно безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.
Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдёт, как применить свою власть над вами.
Если ребёнок не желает заниматься «серьёзными делами»
Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьёзно и важно, а что бесполезно и бестолково.
Если, на взгляд взрослых, ребёнок не желает учиться – считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое – это не дошкольник не желает заниматься серьёзными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования.
Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, куличиков… Называет число? Считает? Вы этого и хотели.
Но вот если ребёнок не играет, это уже проблема, которая должна вас серьёзно встревожить.
Как предотвратить проблему
Не навязывайте ребёнку своё представление о том, что и когда он должен делать.
Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в его деятельность и в процессе игры вместе с ним «научитесь важному делу».
Позволяйте ребёнку вдоволь играть с другими детьми: сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что еще никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, чтобы ребёнок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили малыша самоуважению.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь , что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.
Хотите, чтобы ребенок много знал, - подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока он ещё сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может осмысливать, проговаривать. Речь идёт, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.
Маленькая «коробочка».
Многие взрослые считают склонность ребенка к накопительству вполне достойной чертой – Рачительностью, аккуратностью. Неверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревогу, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимать болезненного характера.
Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4 -5 лет, дети начинают собирать коллекции. Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекционирования не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребенка.
Как предотвратить проблему
Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребёнок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать их, подобрать место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишние. (Не выбросить, а, возможно, отделить.)
Собственность требует уважения, признания прав собственника.
Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребёнка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров – дети часто используют эти предметы для приобретения друзей. Если у ребёнка возникает желание подарить, поменяться - не препятствуйте.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор, что всё следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» - разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.
Предложите ребёнку поменяться с вами какими – либо предметами, возможно , на некоторое время, так , чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.
Воровство
Если только ребенка не учит воровать кто-нибудь из взрослых, что встречается довольно редко, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем-то обделенным. Такому ребёнку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дошкольники обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства они покупают себе подарки.
Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть всё в карман, не задумываясь о том, что совершает что-то неправильное.
Как предотвратить проблему
Позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделённым вашим вниманием, заботой.
Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если подозреваете, что ребёнок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.
Если вы поймаете ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.
Предоставляйте ребенку больше возможностей выполнять роль лидера или вашего помощника, это даст ему ощущение собственной значимости.
Если другим детям становится известно, что ребёнок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой .
Обсудите вместе с другими членами семья, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.
Злость и жестокость
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными , нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
Как предотвратить проблему
Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривания его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы на одобряете.
Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает … , скажи об этом словами или выбери для игры кого – нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю идаже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой несправедливости».
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».
Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».
Дети с повышенным чувством ответственности.
Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребёнок просто бросается выполнить любое дело «для» и часто «за» другого ребенка или взрослого. Не первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но только если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьёзные проблемы.
Как предотвратить проблему
Помогите ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную не проявлениях творчества : «Что из сделанного за сегодняшний день заставляет тебя гордиться собой?»
Следите, чтобы дети менялись ролями в играх: «Ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира».
Объясните детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них: «Помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «Положи одну часть головоломки , но не составляй её всю».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но сейчас ему надо заниматься своими делами.
Объясните малышу, что вам нравятся его рисунки и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку).
Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам» , «Давай мы обе будем мамами /врачами, а куклы будут нашими дочками/ пациентами».
Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не постоянную готовность прийти на помощь).
Активные дети
Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребёнка движение – это признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.
В большинстве своём дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему сделать это можно, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребёнка в движении, а также выяснив причины.
Как предотвратить проблему
Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
Информируйте ребёнка заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдём гулять. Примерно через час вернёмся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдём».
По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в одно и то же время.
Научитесь видеть положительные стороны в активности ребёнка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
Не предлагайте малышу занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте, в конце концов, рисовать можно и стоя, и лёжа.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Слишком энергичному ребёнку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
Чтобы помочь активному ребёнку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи.
Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается : «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности,- собрать всех к столу, принести необходимый предмет.
Рассеянные дети
Дети, как правило, хотят избавиться от своих недостатков, потому что видят негативное отношение к ним взрослых. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребёнка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чём вы спрашиваете. В конце концов, ребёнок может задуматься, мечтать или фантазировать.
Как предотвратить проблему
Проверьте у педиатра слух и зрение ребёнка.
Попросите ребёнка рассказать или нарисовать то, о чём он так долго раздумывал (возможно, у него богатый внутренний мир, тогда совершенно другая сторона дела).
Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающее, чтобы у малыша не было много игрушек.
Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объём информации, который вы даёте. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди её и принеси мне чёрные нитки».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Чаще занимайтесь с ребёнком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.
Для того, чтобы ребёнка ничто не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте не стол невысокую картонную ширму.
Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать , что его рассеянное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – чувства сопротивления, скуки, отторжения.
Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда малыш купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т.п.
Стеснительные и замкнутые дети
Эта черта характера может сохраниться у человека всю жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребёнку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.
Как предотвратить проблему
Сделайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
Бережно относитесь к идеям и высказываниям малыша, даже если это просто робкие попытки как-то подать голос.
Как можно чаще называйте ребёнку его положительные, сильные черты с тем, чтобы у него формировался положительный образ себя.
Поддерживайте и поощряйте инициативы ребёнка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.
Как справиться с проблемой, если она есть
Если ребёнок проявляет стеснительность в разумных пределах, отнеситесь к этому просто как к индивидуальной особенности. Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьёзным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
Не «давите» на ребёнка, не подчёркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
Начните играть или выполнять какое-то задание вместе с ребёнком. Через некоторое время предложите другим детям присоединиться к вам. Когда они разыграются, тихо удалитесь.
Обязательно научите ребёнка нужным словам – как предложить сверстнику играть вместе.
Каждый раз, когда стеснительный ребёнок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».
Ограничьте время, которое ребёнок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
Не ждите скорых перемен.
Одарённый ребенок
Около 5% детей рождаются одаренными или талантливыми, это не зависит от доходов семьи, возраста родителей, национальности. Если не создать специальных условий для такого ребёнка, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.
Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами:
- хорошей памятью, особенно долговременной;
- большим словарным запасом;
- может сосредоточиться на долгое время;
- легко усваивает информацию;
- очень наблюдателен и любознателен;
- проявляет устойчивый интерес к широкому кругу вопросов;
- рано проявляет способность сопереживать другим;
- любит книги;
- проявляет большую энергичность;
- часто стремится в своих делах достичь совершенства;
- предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
- настойчив;
- у него развито чувство юмора;
- использует привычные предметы нетрадиционным способом;
- проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.
Как удовлетворить потребности одаренных детей
Предоставляйте ребёнку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность. В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы. Если, руководствуясь своим интересом, ребёнок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить собственный план. Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги. Получив ответ на какой-либо вопрос, просите объяснить, как он пришёл к такому выводу, решению.
Если ребёнок начинает плохо себя вести
Он может начать дурачиться, если ему становится скучно. В таком случае предложите ему выполнить более сложные задания. Изобретает действия, полностью противоречащие общепринятым – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности его и других. Злится, если его прерывают – выделяйте больше времени для самостоятельной работы. Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.
Если вам не нравятся друзья ребёнка
Прежде чем начать действовать, попробуйте сформулировать для себя, что именно вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.
Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры дети играют вместе, как складываются отношения между ними. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребёнка в его приятелях. Вполне вероятно, он находит в них компенсацию своих трудностей. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего малыша, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и инициативность.
В этом случае проблема не в друзьях, а в вашем стиле отношений со своим ребёнком.
Как предотвратить проблему
Постарайтесь своевременно рассказать своему ребёнку, какие черты характера людей, какие игры вы считаете достойными.
Не забывайте говорить малышу о его лучших сторонах.
Приглашайте в гости детей еще до того, как ребёнок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.
Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребёнка определяется какими-либо «взрослыми» мотивами.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Даже если вы твёрдо уверены, что всё дело в невоспитанности друзей, не устанавливайте жёстких запретов на эту дружбу – она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребёнка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим твердо сформулируйте своё мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут обоснованными.
Если у ребёнка нет друзей
Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.
Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.
Как предотвратить проблему
Помогите ребёнку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.
Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.
Подскажите, какими словами можно привлечь внимание другого ребёнка, как реагировать на отказ.
Во время прогулок во дворе или сквере побуждайте ребёнка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.
Приглашайте сверстников ребёнка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не утешайте себя мыслью, что ваш ребёнок более развит, более серьёзен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с ними. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.
Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребёнок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визитах к вам домой. Помогите ребятам познакомиться, начать разговор или игру.
Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринуждёнными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.
Возможно, ребёнок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведёт себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающими и снисходительными. Обязательно поговорите с ребёнком о его чувствах после визита гостей.
Если ребёнок попал в больницу
Больничный опыт может отказаться оказаться для маленького ребёнка тяжёлой травмой, ведь, возможно, он будет страдать от боли, к тому же всё вокруг там совсем другое – мебель, предметы, запахи, люди в масках и халатах, непривычно тихая строгая атмосфера, к тому же, к сожалению, многие больницы трудно назвать дружелюбными по отношению к маленьким детям.
Как предотвратить проблему
Почитайте детям книжки про больницу и ответьте на все вопросы, которые у них после этого возникнут.
Дайте понять, что если какой-то ребёнок попал в больницу, то он ни в чём не виноват, ничего не сделал плохого, и больница – это не наказание.
Во время посещения поликлиники обратите внимание на предметы, запахи, правила поведения.
Помогите организовать дома игру в больницу.
Если в семье появился ещё один ребёнок
Появление нового ребёнка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родится ли этот ребёнок у родителей, будет ли он ребёнком нового папы или мамы или его усыновят.
Как предотвратить проблему
Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.
Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.
Разъясните, где и как развивается ребёнок до рождения.
Обратите внимание на то, что прежде чем младенец вырастет до того состояния, когда с ним можно будет играть, должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким. Ведь когда ваш ребёнок был новорожденным, за ним ухаживали точно так же.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Как можно больше привлекайте ребёнка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.
Необходимо в течении дня выделять время, посвященное только старшему ребёнку, - почитать, поговорить, поиграть.
Дайте ребёнку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, что умеет делать, чему его «научил» он, старший.
Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть в куклы, с песком и водой.
Помогите старшему усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснёт?», «Ты не можешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»
Развод и новый брак
Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребёнка от этого не стало менее тяжёлым. Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребёнка – духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью и т.п.
Как предотвратить проблему
При помощи книг, картинок познакомьте ребёнка с разными типами семей. Ребёнок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях с приёмными родителями.
На доступных примерах, с помощью картинок дайте понять, что такое изменения в природе и в жизни.
Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции – вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дайте ребёнку ясно понять, что развод произошёл не по его вине, что он ничего не мог сделать или не сделать такого, что бы остановило родителей.
Помогите ребёнку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться».
Не старайтесь объяснять малышу, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.
Не следует из-за того, что ребёнок переживает боль, всё прощать ему, «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в устойчивые и чётко обозначенные границы. Поддерживайте все правильные проявления его поведения.
Учтите, что ребёнку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестёр никто не будет любить его меньше. Просто в его жизнь войдут другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нём, а может быть, на свет появятся маленькие братики и сестрички, с которыми он сможет играть.
Если вы не уверены в возможностях ребёнка
Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребёнка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
Как предотвратить проблему
Начните с себя. Постарайтесь достаточно точно определить, что вызывает ваши сомнения. Не полагайтесь только на своё субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребёнка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом. Постарайтесь записать то, что видите.
Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребёнка или результат вашей гипертревожности .
Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребёнка. Это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребёнку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать его неуспешностью.
Постарайтесь избавиться от высказываний типа: «У тебя не получается», «Ты не сумеешь». Замените их конструктивными фразами: «Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнёшь?» ; «Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?
Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашего ребёнка. Все дети развиваются в своём темпе, по своей траектории.
Если вы видите, что в чем-то ребёнок отличается от других, найдите его сильные стороны. Посмотрите, что можно исправить через успешные черты его характера.
Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.
Если вам не нравятся черты характера вашего ребёнка
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
Всё-таки не нравятся?
Как быть
Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребёнком – как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребёнка на негативные проявления.
Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребёнок «упрямый, настырный». Если не вы – причина упрямства, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать). Нет ли здесь положительных черт?
«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребёнок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он всё время что-то придумывает, и беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Если вам не нравится собственный ребёнок
Такое тоже случается. Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего ребёнка: «мальчик, красивый, кудрявый, пухленький», а рождается девочка, растёт худенькой и даже вовсе не хорошенькой.
Здесь нет проблемы ребёнка до тех пор, пока взрослые ее не создадут для него тем, что внушат неуверенность в своих силах, возможностях и перспективах.
Проблема в родителях.
Как предотвратить проблему
Не настраивайте себя заранее на пол и внешность ребёнка.
Старайтесь просто любить того, кто еще не родился, а родившегося – любить таким, какой он есть.
Не завидуйте родителям «херувимов и серафимов», у них может быть не меньше проблем.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вспомните собственное детство, посмотрите свои детские фотографии, возможно, ваш великолепный сегодняшний образ – следствие тщательной работы над собой, чем природная красота и задатки. Подумайте, чем обусловлены ваши требования к образу ребёнка – модой, стремлением к превосходству над другими, сложившимися стереотипами?
Обдумайте и перечислите все сильные стороны своего малыша и постоянно помните о них, помогайте им развиться.
Решите сами, что можно сделать, или привлеките на помощь специалистов, если видите, что некоторые особенности вашего малыша слишком бросаются в глаза другим.
Если вы хотите вырастить успешного ребёнка
Можно, конечно, считать, что всем правит судьба – одному она даёт всё, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это – целеустремлённость и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их. Вы думаете, это врождённые черты? Скорее, они результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.
Что обязательно нужно делать
Везде и всегда, где и когда это возможно, предоставляйте ребёнку право самостоятельно выбирать: с чего начинать есть и какую рубашку надеть (из двух предложенных вами), чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один, или мы вместе посмотрим книжку») и т.п.
Чем больше у ребёнка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.
Обязательно внушайте ребёнку оптимизм : «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».
В случае, если малыш принял решение, но переоценил свои возможности, не меняйте своих установок: «Ну всё, больше я тебе этого не позволю», - просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя всё получилось. Я верю, что в следующий раз всё получится».
Поговорите с воспитателями или другими людьми, с которыми находится ребёнок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.
Чего нельзя делать
Не говорите ребёнку : «Не сейчас», «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты все испортишь. Я знаю, какой ты неумеха» и прочих грустных слов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.