Сила традиций вайнахского народа
Цель: формирование личности в духе вайнахского менталитета, в использовании в обиходе забытые обряды,традиции.
Участники 8-11 кл
Гости-молодежный комитет,движение «Ахмат»,члены ЮК, РДШ,ШУС.
1.Приветственное слово учителя и знакомство с планом мероприятия.
Знакомство с традициями пройдет по следующим направлениям-
А-уважение старших;
Б-отношение к женщине;
В-молодой человек, качества;
Г-быть старшим,ответственность.
А-уважение старших.
Особого
внимания, заслуживает такая традиция, как уважение к старшим. Чеченскую
культуру можно обозначить как андроцентрическую, так как в значительной степени
она ориентирована на мужчину. И это вовсе не потому, что здесь не было
неординарных представительниц слабого пола. Женщины никогда не были бесправными
или забитыми. Их функции высоко ценились мужчинами, и женщины всегда занимали
достойное положение. В прошлом самая жестокая схватка прекращалась, как только
среди сражавшихся появлялась женщина с непокрытой головой. Мать говорит
последние слова прощания во время ухода сына на войну. Стоило потенциальной
жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас
пряталось, так как он оказывался под ее защитой, а, прикоснувшись губами к груди
— автоматически становился сыном.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и
семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во
взаимоотношениях. Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к
взрослым людям в чеченских семьях закладываются с раннего детства. Искусству
уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с
родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни. Вместе с тем
детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только
со стороны родителей, но и со стороны Бога. Таким образом, в культ возводится и
религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия
воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к
родителям, старшим. Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из
жизни народа. Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу
старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение,
внимание. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а
на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в
процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни
Б-отношение к женщине;
Уровень воспитанности мужчины в народе определяется по его культуре отношения к
женщине. Народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека.
В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к
старшим -имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в
уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи
и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности.. В богатом
женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречаются отрицательные
женские образы, зато много места отдано женщине-матери.
«Однажды, повествует одно предание, к Тайми Биболту (Бейбулату Таймиеву)
приехал грузинский князь с целью узнать основную причину того, почему Биболт
стал таким «известным мужчиной». На вопрос о том, как он стал уважаемым
человеком, Тайми ответил: «Основной причиной того, почему меня чтит «вся
страна», является то, что меня стали уважать дети, семья. Когда меня стала
уважать семья, то стали уважать соседи, друзья. Когда меня стали уважать
соседи, то стало уважать все село. Когда меня стало уважать все село, то стала
уважать, почитать вся страна. Честь мужа оберегает жена».
Здесь в уста знаменитого героя Тайми Биболта народ вкладывает свои
представления об идеальной хозяйке дома, создавшей мужчине доброе имя. Из
преданья видно, как высоко в чеченском обществе ценилась эта роль женщины.
За годы Советской власть утратился престиж, роль женщины, матери как
воспитательницы и хранительницы «домашнего очага», поскольку ей приходилось
уделять много времени на государственном предприятии, службе.
Снижение значимости семейного долга, смысла семейной жизни, основным делом
которого является воспитание детей, ослабление семейных уз и родственных связей
существенно повлияло на нравственность детей и их здоровье, стали причиной
многих нарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Культ женщины, матери является актуальным не только через признание ее
воспитательной роли, с женщиной связано народное представления о том, что
любовь и уважение является духовно-нравственным основанием общественной жизни.
И сегодня образ матери остается центральным в чеченском менталитете
В- молодой человек, качества;
Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим,
готовность выполнить любое его поручение. Младшим в присутствии старших вменяется
в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о
своей персоне считается грубым нарушением этикета. Такая установка исключает
возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на
стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т.д. У
чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при
их общении друг с другом. Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения
равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т.п. Манера
разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника,
даже при нелицеприятном разговоре является выражением такой характерной черты
чеченского стереотипа как «стремление быть приятным», имеются специальные
вежливо- скромные формы обращения к старшим: «дада» (отец), «нана» (мать),
«деца» (тетя), «ваша» (дядя).
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и
не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть. Также
младшим воспрещается окликать старшего. Пословица гласит: «Старшего не
окликают, а идут к нему», или «Тот, кто окликает тебя, тот старше».
Г-быть старшим,ответственность.
Следует отметить, что у чеченцев быть старшим — не только право, но и
обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими. Сила
этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к
постоянному самовоспитанию. Она обязывает старших всегда быть достойными
уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать
по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в
общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания,
делать все, чтобы укрепить семейные узы. Уважение, почет и послушание младших
требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для
детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание чеченцев как высший принцип,
следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.
Отсюда целый ряд пословиц-наставлений типа:
«Старшего почитай — сам станешь почитаемым»,
«К старшему прислушивающийся в делах преуспевает»,
«Кто старшего не послушался, в большую яму упал»,
«Не стремись к почетному месту — если ты его
заслужишь, оно тебе достанется».
Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается
чеченцами в настоящее время, служит тот факт, что в Чечне нет домов для
престарелых. Все одинокие проживают в семьях близких и родных, окруженные
заботой и теплом домашнего очага..
Именно такая любовь, лежащая в основе жизни, стимулирует жизнедеятельность и витальную энергию. Народные традиции, в свою очередь, нацеливают детей на осознание материнского труда, любви к ней, преданности и благодарности. Чеченская пословица гласит: «Кто почитал мать, того почитали все». Чеченцы считают: «Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней»
Ведущий: Какое обращение к нашим пожилым?
Все участники: Будьте здоровы и живите для нас, дорогие родители!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.