Символика — понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями, объединениями людей.
Символы возникли и существуют с древнейших времен, и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо. Вопрос о государственной символике не является второстепенным, скорее он имеет первостепенную важность.
Ключевые символы имели объединяющее или разобщающее значение. Об этом говорит им факт, что всякая смена власти обязательно сопровождается сменой символики. К ключевым государственным символам относят Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в Конституциях того или иного государства.Государственный герб - официальная эмблема государства, и (изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации.
Государственный герб может быть частью Государственного флага. Изучением гербов занимается историческая дисциплина - геральдика (гербоведение). Государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств. Государственный гимн - торжественная песнь, также как государственный флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства.
В сентябре 1919 года в чеченском ауле Ведено имам Узун-Хаджи провозгласил независимость Северного Кавказа и создание Северо-Кавказского эмирата. В государство Узун-Хаджи вошли горные районы Дагестана, горная Чечня и часть Ингушетии. Эмират представлял собой монархию на основе норм шариата. Главой эмирата был сам Узун-Хаджи хан, председателем правительства, а заодно и главнокомандующим и министром иностранных дел - бывший офицер царской армии князь М.Дышнинский-Арсанукаев. Идеологией эмирата являлся панисламизм. Государство не имело четких границ. Эмират был признан Азербайджаном, Грузией, Турцией. Эмир просил Турцию предоставить эмирату покровительство (протекторат). Узун-Хаджи получал из Турции оружие, в помощь эмирату прибыли турецкие военные инструкторы воглаве с Керим-беем, генерал Нури-паша, из Грузии в Чечню был направлен корпус генерала Кереселидзе. Все они должны были помочь эмирату в борьбе с частями белогвардейской армии Деникина. Около трети Добровольческой армии А.И.Деникина были отвлечены на войну с эмиратом Узун-Хаджи. Поэтому противники Деникина, большевики, также оказывали Узун-Хаджи военную помощь. Вооруженные силы эмирата предпринимали операции в районе Дербента, современных Махачкалы и Буйнакска, совершали налеты на казачьи станицы. В марте 1920 года под давлением большевиков Северо-Кавказский эмират был ликвидирован, Узун-Хаджи получил пост муфтия Кавказа, а летом умер.
В 1919 году эмират предпринял выпуск бумажных денег (кредитных билетов) достоинством 5, 25, 50, 100, 250, 500 рублей. Надписи на бонах выполнялись по-русски, по-арабски и по-французски. На кредитных билетах изображались герб эмирата и стоящий на горе флаг.
Герб (эмблема) представлял собой поставленные пирамидой винтовку и саблю, над ними чалма хаджи с короной. Поверх всего весы, вероятно символизирующие справедливость. На чашах весов с одной стороны зеленое знамя Газавата с навершием в виде полумесяца (навершие изображается не всегда), а с другой стороны раскрытая книга (вероятно, Коран). В нижней части герба располагался полумесяц и три звезды.
По материалам доклада В.Ломанцова на 3-м чешском национальном вексиллологическом конгрессе
История герба.
Герб г.Грозный.
30 ноября 1922 года образована Чеченская автономная область. Город Грозный был выделен в особую губернию вне ЧАО, лишь в 1929 году он был включен в ЧАО (в 1925 году был организован Северо-Кавказский край с центром в Грозном.) 15 января 1934 года образована Чечено-Ингушская автономная область. 5 декабря 1936 года она преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Социалистическую Советскую Республику, а 22 июня 1937 года Чрезвычайный III Съезд советов ЧИАССР принял Конституцию. Герб ЧИАССР повторял герб РСФСР, но был дополнен надписями на национальных языках.
7 марта 1944 года ЧАССР ликвидирована, коренное население (чеченцы и ингуши) депортировано, а 22 марта образована Грозненская область РСФСР. Поводом к депортации послужило то, что в 1940 году чеченский националист Хасан Исраилов сформировал временное революционное народное правительство (антисоветское), а также то, что во время войны руководство чеченских националистов сотрудничало с немцами.
Летом 1942 года немецким командованием из состава военнопленных Красной Армии, выходцев с Кавказа, был сформирован Северо-Кавказский Легион. Штаб Легиона располагался в Весоле (Польша). Нарукавный знак Северо-Кавказского Легиона появился в 1942 году (утвержден немецким командованием 1 июля 1944 года) представлял собой щиток, разделенный по-горизонтали на зеленое и красное поля, вверху - белые полумесяц и семь звезд. Над щитком надпись по немецки: "NORDKAUKASIEN"
Материалы книги С.Дробязко и А.Каращука "Восточные легионы и казачьи части в Вермахте"
Возможно (??) прототипом нарукавного знака послужил один из флагов, используемых горцами
9 января 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР была восстановлена.
Герб Чечено-Ингушской АССР на почтовой марке СССР 1960 г. Название республики в тот период (в т.ч. на марке) звучало как "ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ АССР. НОХЧ-ГIАЛГIАЙН АССР«
VIII внеочередная сессия Верховного Совета ЧИАССР 6-го созыва 26 мая 1978 года приняла новую Конституцию ЧИАССР. Описание государственных символов в ней незначительно отличалось от существовавших ранее. 24 июля 1981 года было принято Положение о гербе, закрепившее ранее существовавший герб.
Художником В.И.Николайчиком (одним из авторов герба г. Грозного) была создана неофициальная эмблема Чечено-Ингушетии.
15 мая 1991 года ЧИАССР переименована в Чечено-Ингушскую Республику. В ноябре 1990 года Чечено-Ингушетия провозгласила свою независимость от СССР под именем Чечено-Ингушской республики, 8 июня 1991 года на очередном съезде чеченского народа провозглашена отдельная Чеченская Республика. Осенью 1991 года чеченская национальная гвардия захватила власть в Грозном, Верховный Совет Чечено-Ингушетии был разогнан, а Президентом самопровозглашённой чеченской республики Ичкерия (Ичкерия - русское название клана Нохчмахко, родины Шамиля) стал генерал Джохар Дудаев. Независимость Чечни была официально провозглашена 6 сентября 1991 года.
28 октября 1991 года гербом Чеченской Республики стало изображение лежащего волка (по-чеченски "борз") под луной, внизу - национальный орнамент "Тутта", рисунок вписан в полумесяц, в нижней части которого 9 пятиконечных звёзд. Волк должен обозначать гордость, отвагу и свободу чеченского народа, а полумесяц - верность чеченцев исламу. Девять звезд символизировали девять главных чеченских тейпов (кланов).
Cуществует чеченская легенда: некогда в одной стране начался сильный ветер. Все звери ушли в другие районы, а волк решил остаться у своего дома. Ветер вырвал с корнем все деревья, но волк лишь вцепился когтями в землю. Даже когда ветер сорвал с волка шкуру, тот остался стоять. Через несколько лет звери вернулись в свою страну и нашли лишь мёртвого волка вцепившегося в землю. Таким образом волк символизировал любовь чеченцев к своей земле.
Вопрос об авторе герба Ичкерии до конца не ясен. Иногда говорится, что автор герба - бывший Министр иностранных дел Руслан Чимаев. Но известны и другие версии: в частности, приписывающие авторство Алле Дудаевой, также говорится о художнике Султане Юшаеве (в интервью он говорил о своем авторстве). Видимо, все же автор композиции С. Юшаев, а Аллой Дудаевой, супругой Джохара Дудаева, был изготовлен флаг, в центре которого изображен герб с волком.
В 1992 году правительством Ичкерии были выпущены почтовые марки с изображением герба республики. Герб на марке изображался чёрно-белым. Позже изображение деталей герба иногда менялось. В частности, центральная звездочка могла изображаться как равного размера с остальными, так и увеличенного; волк мог быть чёрным, серым, белым; луна могла заменяться полумесяцем.
В 1994 году был разработан дизайн национальной валюты. На денежных знаках 1 нахар изображался герб.
Фото банкноты - https://sabi1977.livejournal.com/1530.html
У правительства Ичкерии было несколько боевых самолетов. На части самолетов на авиабазе Ханкала были старые советские опозновательные знаки, но на нескольких машинах на хвосте изображалась эмблема в виде зеленой звезды с гербом Ичкерии в центре.
Информация предоставлена "Кавказским Домом" (Турция
В 2003 году сразу после выборов президента Ахмада Кадырова началась разработка новых герба и флага Чечни.
25 февраля 2004 года Госсовет Чеченской республики одобрил новую государственную символику - герб и флаг. На выбранном Госсоветом гербе изображены: традиционная чеченская сторожевая башня, нефтяная вышка, колосья пшеницы, национальный орнамент, название республики по-русски и по-чеченски.
Президент Ахмад Кадыров должен был рассмотреть вопрос о символике 3 марта. Но этого не произошло. Герб Чечни был утвержден Госсоветом только 25 мая 2004 года, уже после смерти А.Кадырова.
Сообщения М.В.Ревнивцева со ссылкой на газеты "Известия", "Коммерсант", сайт WWW.LENTA.RU и др.источники
Положение о гербе ЧР утверждено Указом Президента ЧР "О государственном флаге и гербе Чеченской Республики" (за подписью и.о.президента С.Б.Абрамова) №125 от 22 июня 2004 года. Вышеупомянутый указ одобрен Государственным Советом Чечни под председательством Т.Джабраилова 1 июля 2004 года (Постановление №027-ГС) и направлен в правительство республики. Cогласно тексту Положения о гербе ЧР:
"В основу композиции Герба легло образное стилизованное решение, соответствующее национальному менталитету и месту чеченского народа в современном мире. Линейно-графическое построение композиции Герба выполнено на основе круга в двухмерной плоскости. Цветовое решение основано на четырех цветах: красный, желтый, синий и нейтральный белый. Во внутренней части белого круга изображен Символ Единства, Вечности в виде национального чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет. Орнаментальные мотивы в «чеченском национальном стиле»- визуальное доказательство самобытной культуры.Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка окрашены в синий цвет. Композиционное решение квадрат в круге. »Историческая башня вайнахов»-символизирует древнюю и молодую республику. Нефтяная башня на гербе- символ модернизации «уравновешивающий боевую башню»Желтые колосья пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя богатство чеченского народа. В верхней части колосья венчают полумесяц и звезда, окрашенные в желтый цвет на синем фоне. На внешнем завершающем круге изображен синий узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на белом фоне. При исполнении композиции Герба учтены сложности исполнения, линейно - графические, тональные и цветовые отношения. Воспроизведение Герба допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте".
Указом Президента Чеченской Республики от 13 марта 2006 года №64 "О внесении изменений в указ Президента Чеченской Республики от 22 нюня 2004 года №125 "О Государственном флаге и гербе Чеченской Республики". Текст в Положении о гербе изменился:
"...На внешнем завершающем круге изображен синий узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на белом фоне» заменить на слова «На внешнем круге изображен красный узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на желтом фоне. Внешняя окантовка герба - синего цвета".
Новый Закон ЧР "О Государственном гербе Чеченской Республики" от 3 июня 2008 года N 23-рз был принят Народным Собранием Парламента Чеченской Республики 15 мая 2008 года и одобрен Советом Республики Парламента Чеченской Республики 22 мая 2008 года. Описание герба в тексте Закона:Статья 2. Описание и изображение герба Чеченской Республики 1. В основу композиции герба Чеченской Республики легло образное стилизованное решение, соответствующее национальному менталитету и месту чеченского народа в современном мире. 2. Линейно-графическое построение композиции герба Чеченской Республики выполнено на основе круга в двухмерной плоскости. Цветовое решение основано на четырех цветах: красный, желтый, синий и нейтральный белый. Во внутренней части белого круга изображен символ единства, вечности в виде национального чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет. Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка окрашены в синий цвет. Композиционное решение - квадрат в круге. Желтые колосья пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя богатство чеченского народа. В верхней части колосья венчают полумесяц и звезда, окрашенные в желтый цвет, на синем фоне. На внешнем круге изображен красный узор из орнамента в чеченском национальном стиле, на желтом фоне. Внешняя окантовка герба синего цвета. 3. Цветное и одноцветное изображения герба Чеченской Республики приводятся в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону. 4. Образцовые изображения герба Чеченской Республики (цветной и одноцветный рисунки), а также его описание хранятся в Национальном музее Чеченской Республики, доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.По данным справочной системы "Гарант"В 2008 году герб Чеченской Республики внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 4281.Некоторые не касающиеся собственно внешнего вида и описания символов правки в Закон о гербе вносились Законом ЧР от 18 июня 2013 года N 16-РЗ (использование герба на бланках и др.).
На практике герб зачастую изображается внутри зеленого геральдического щита. Интересный вариант (проект?) герба Чеченской Республики, вывешенный на стене в Ачхой-Мартановском доме детского творчества. Кавказское Чеченское Культурное общество в Турции использует эмблему, напоминающую проект герба Чеченской Республики 2004 года: в круговом поле изображено солнце, горы, сторожевая башня.
Герб г.Грозный
Известен проект герба Грозного 1875 года: "В лазоревом щите серебряная гора, сопровождаемая по бокам 2 золотыми морскими лилиями". В вольной части герб Терской области. Щит окружен золотыми лозами, соединенными Александровской лентой.
Материалы геральдического архива В. Маркова
Советский герб Грозного утвержден решением исполкома грозненского горсовета №196 "О гербе города Грозного" от 20 августа 1969 года. Авторы рисунка герба: Николай Павлович Крымский, Г.А. Шаталов, Виктор Иосифович Николайчик.
"Герб имеет традиционную форму щита, разделенного на 2 вертикальные и 2 горизонтальные части. Верхняя планка имеет 1/4 часть всей высоты и состоит из 2 сюжетов: в правой [от зрителя] стороне муаровая орденская лента, символизирующая славные революционные и трудовые традиции грозненского пролетариата, награжденного орденом Боевого Красного Знамени. В левой [от зрителя] стороне изображены 3 горные вершины, под которыми расположен орнамент в национальном мотиве, утверждающий, что город Грозный является столицей Чечено-Ингушской АССР. В нижней части, состоящей из 3/4 всей высоты, на фоне флага Российской Федерации геральдический знак, изображающий основной экономический профиль города, представленный ведущими отраслями промышленности - нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, машиностроением и наукой, состоящий из следующих символов - буровой вышки, нефтеперерабатывающей установки, реторты, заполненной до половины нефтью, и зубчатого колеса. Герб города выполнен и окрашен следующим образом: рамка герба, горизонтальные и вертикальные перемычки, буровая вышка, нефтеперерабатывающая установка, реторта, зубчатое колесо, окаймления национального орнамента и 3 вершин - под золото. Фон, на котором располагается национальный орнамент и вершины гор - голубой. Орденская лента - 2 красные полосы с одной белой посередине. Нижняя часть - цвета флага Российской Федерации (левая (от зрителя) сторона красная, правая [от зрителя] сторона - голубая)".
Использована информация М.В.Ревнивцева (заверенные печатями и подписями документы грозненского горсовета) и И.С.Сметанникова
На сувенирном значке из серии "Гербы городов РСФСР" окраска герба была изображена зеркальной... Такие же изображения были и на художественной выставке к юбилею художника В. Николайчика. Возможно именно этот вариант и является правильным.
Использовано фото сувенирного значка
Виктор Иосифович Николайчик - родился в 1938 году в Грозном. Художник, искусствовед, член союза дизайнеров России, председатель Союза художников Волгодонска. Окончил институт им. И.Е. Репина. Участвовал в оформлении ВДНХ ЧИАССР. Один из авторов герба Грозного. С 1993 года проживает в Волгодонске. Был директором городского выставочного зала. Автор герба Волгодонска, дизайнерских проектов в Сочи, Алуште. Преподаватель "Столичной финансово-гуманитарной академии".
|
Герб Грозного утвержден Постановлением Совета города Грозного №66 от 22 сентября 2010 года. Авторы: Д. Иванов, А. Грефенштейн. Описание герба не изменилось:
"В зеленом поле на червлёной, обременённой серебряным поясом, оконечности – мечеть того же металла, имеющая оконные и дверные проёмы в цвет поля, лазоревые кровли и золотой шпиль с полумесяцем рогами вверх на главном куполе, между парами минаретов, также серебряных с лазоревыми кровлями, имеющими золотые навершия, причем с каждой стороны один минарет изображен вплотную к мечети, а другой поодаль; мечеть и минареты стоят на серебряном основании в виде трех ступеней, из которых нижняя вписана в щит".
По материалам сайта ГЕРАЛЬДИКА.РУ
В 2010 году герб города Грозный внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №6266.
Решением Грозненской городской Думы от 1 октября 2019 года № 44 утверждены Положения о гербе и флаге города Грозного в новой редакции. Описание герба:"2.1. Геральдическое описание (блазон) герба города гласит: "В зеленом поле на червлёной, обременённой серебряным поясом, оконечности - мечеть того же металла, имеющая оконные и дверные проёмы в цвет поля, лазоревые кровли и золотой шпиль с полумесяцем рогами вверх на главном куполе, между парами минаретов, также серебряных с лазоревыми кровлями, имеющими золотые навершия, причем с каждой стороны один минарет изображен вплотную к мечети, а другой поодаль; мечеть и минареты стоят на серебряном основании в виде трех ступеней, из которых нижняя вписана в щит". По информации В. ПермяковаПочетное звание "город воинской славы" присвоено Грозному Указом Президента РФ В. Путина от 6 апреля 2015 года № 176. На памятных монетах из серии "города воинской славы" герб Грозного изображен с короной, за которой положенные накрест мечи.
История происхождения флага
Флаг Северо-Кавказского эмирата (1919—1920 гг.)
Во времена Российской империи большая часть Чечни вместе с Грозным входили в состав Терской области и своей символики не имели.
В сентябре 1919 года в чеченском ауле Ведено имам Узун-Хаджи провозгласил независимость Северного Кавказа и создание Северо-Кавказского эмирата. В своё государство, не имевшее чётких границ, Узун-Хаджи включил горные районы Дагестана, горную Чечню и часть Ингушетии. Эмират был создан как шариатская монархия под протекторатом Османской империи.
Флаг Северо-Кавказского эмирата представлял собой зелёное полотнище с белыми полумесяцем и тремя звездами над ним. Отношение длины полотнища флага к его ширине на изображениях близко к 2:1.
Флаг ЧИАССР (1937—1944 гг.)
30 ноября 1922 года была образована Чеченская автономная область. Город Грозный первоначально был выделен в особую губернию вне ЧАО, в 1925 году стал центром вновь созданного Северо-Кавказского края и лишь в 1929 году был включен в ЧАО.
15 января 1934 года была образована Чечено-Ингушская автономная область, 5 декабря 1936 года преобразованная в Чечено-Ингушскую Автономную Социалистическую Советскую Республику. 22 июня 1937 года Чрезвычайный III Съезд советов ЧИАССР принял Конституцию.
В ст. 112 Конституции ЧИАССР (1937 год) её флаг описывался следующим образом:
Государственным флагом Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг РСФСР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы «РСФСР» на русском, чеченском и ингушском языках, с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках.
7 марта 1944 года ЧИАССР была упразднена, коренное население (чеченцы и ингуши) депортировано, а 22 марта была образована Грозненская область РСФСР.
Флаг ЧИАССР (1957—1978 гг.)
9 января 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Флаг республики в 1960—1970-х годах повторял флаг РСФСР, но содержал аббревиатуры названия республики на русском, чеченском и ингушском языках. Впрочем, на флаге было лишь две аббревиатуры, так как по-чеченски и по-ингушски она выглядит одинаково. Эта новая версия флага была утверждена Законом об изменении и дополнении текста Конституции (Основного закона) ЧИАССР от 16 апреля 1958 года. 21 мая 1958 года Указом Президиума ВС ЧИАССР было утверждено Положение о государственном флаге ЧИАССР.
Флаг ЧИАССР (1978—1991 гг.)
VIII внеочередная сессия Верховного Совета ЧИАССР 6-го созыва 26 мая 1978 года приняла новую Конституцию ЧИАССР. Описание государственных символов в ней незначительно отличалось от существовавших ранее. Название республики на флаге (ст. 158) давалось полностью. 24 апреля 1980 года была принята Инструкция по применению Положения о государственном флаге ЧИАССР. 24 июля 1981 года было принято новое Положение о флаге ЧИАССР.
Флаг Чеченской Республики Ичкерия
2 ноября 1991 года постановлением № 7 Парламента Чеченской Республики (16 января 1994 г. указом Джохара Дудаева в название введено дополнительное слово Ичкерия) был утверждён флаг — прямоугольное полотнище зелёного цвета с соотношением сторон 7:11. В нижней части флага — три полосы: белая, красная и снова белая в одну десятую ширины флага каждая; эти полосы отделены от нижнего края полотнища полосой зелёного цвета такой же ширины. Существовали также варианты флага с изображением герба Ичкерии — лежащего волка (чеч. нохчи борз), именно такой флаг (знамя) висел на стене в кабинете президента республики Джохара Дудаева.
Флаг пророссийской оппозиции в Чечне
До утверждения нынешнего флага флагом Чечни, а также флагом пророссийской оппозиции времён Чеченской Республики Ичкерия было полотнище зелёного цвета с красной, белой, красной, зелёной полосами внизу. В настоящее время флаг используется болельщиками футбольного клуба Терек (Грозный).
Гимн Чеченской Республики
Слова: Ходжи-Ахмед КадыровМузыка: Умар Бексултанов
Как бы ты ни горела огнем несправедливости Чечня,Ни падала и вставала, чтобы жить.Молния Кавказа, колыбель свободы,Берегли честь твоей земли гордые люди.
Согласие между твоими народами - бесценное богатство!Кроме тебя, нет матери, чтобы приласкать народ Чечни.Нашу жизнь и нашу кончину в очаге Родины,Просим, восхваляя тебя, благослови.
На вершину Башлама спускаются души предков.Волна Аргуна говорит на языке матери.Великолепный подарок ты, данный нам жизнью!Песня Шатлака дала нам силу!
Любовь к труду и отваге, уважение народа,Пусть будет для тебя приятной вестью.На страже свободы, найдя счастливую дорогу,Живи для нас, достойная Чечня!
Гимн Чеченской Республики
Текст на чеченском языке
Харцоно цIе тесна хьо ягарх,Нохчийчоь, ца йоьжна, гIаьттина яха.Кавказан ткъес хилла, маршонан ага,Хьан лаьттан сий дина яхь йолчу наха.
Барт болу хьан къаьмнаш - мах боцу беркат!Хьо йоцург, Нана яц, нохчийн халкъ хьаста.Тхайн дахар, тхан дерзар Даймехкан кхерчахь,Декъалдар доьхуш ду, хьуна беш хастам.
Башламан баххьашка дайн синош дуьссу.Органа тулгIено ненан мотт буьйцу.Исбаьхьа совгIат хьо, азаллехь долла!Шатлакхан илли ду тхуна ницIкъ белла!
Къинхьегам, хьан хуьнарш хазделла шайна,Хьалкъаца лерам бар кхаъ хуьлда хьуна.Машаран гIаролехь ирсан некъ тайна,Сий долуш Нохчийчоь ехийла тхуна!
СИМВОЛЫ ЧЕЧНИ
Грозный – столица нашей республики. Он был самым красивым городом на Кавказе до последней Чеченской войны. Благодаря Президенту ЧР Р.А.Кадырову наша столица возрождается и становится еще прекраснее, чем был. Строятся дома, государственные учреждения, парки, музеи. Грозный - это крупный промышленный, культурный и научный центр Чечни. Население города - примерно 250-300 тысяч человек. Раньше в структуре промышленности Грозного главное место отводилось отраслям тяжелой промышленности.В районе города были сосредоточены крупные нефтепромыслы. В его черте находились современные нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.Кроме того, с нефтяной промышленностью были тесно связаны обрабатывающие ее отрасли: нефтяное машиностроение, энергетика, производство строительных материалов. В настоящее время здесь ведутся полномасштабные восстановительные работы.До боевых действий Грозный являлся также центром легкой и пищевой промышленности. Здесь производились в значительном количестве обувь, швейные и трикотажные изделия, овощные консервы, мебель и другая продукция. Была развита и промышленность, обслуживающая непосредственно нужды жителей самого города. К ней относились предприятия бытового обслуживания, хлебопекарная, молочная, мясная, макаронная, кондитерская фабрики, фабрика безалкогольных напитков и др.В Грозном четыре района. Центральную часть города занимает Ленинский район; он самый населенный. С юго-запада к нему примыкает обширный Заводской район. К западу вдоль пригородной железной дороги вытянулись рабочие поселки и нефтяные промыслы Старопромысловского района.К юго-востоку раскинулся Октябрьский район с его рабочими поселками и нефтяными промысловыми участками.Все районы Грозного соединены шоссейными дорогами и связаны с центром автобусными маршрутами и челночными переездами маршрутных такси.С историей Грозного связана жизнь и творчество многих выдающихся представителей русской культуры. Здесь бывали и творили М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. С. Грибоедов и многие другие известные российские поэты и писатели.В Грозном функционируют три государственных высших учебных заведения: ЧГУ, Чеченский государственный нефтяной университет и Чеченский государственный педагогический институт, а также много СПО.
Построена самая большая и красивая мечеть в мире «Сердце Чечни», что ей восхищаются все жители планеты. Она символизирует победу мира, духовного величия, красоты над деструктивными силами зла.Ее строительство было начато в 2006 году. Мечеть вошла в состав исламского центра наряду с духовным управлением мусульман, исламским институтом, медресе, религиозной библиотекой, гостиницей, общежитием для студентов. Общая площадь центра составляет 14 гектаров. На территориях, прилегающих к мечети, созданы зоны отдыха, разбит сад, вдоль набережной реки Сунжа построено несколько фонтанов.
Торжественный облик храма исполнен в восточном стиле, с особым достоинством и вкусом. Статно-торжественному внешнему виду во многом соответствует необычное великолепие внутреннего убранства. Там каждый элемент отличается красочностью, богатством материалов и оригинальностью декоративных решений. В работе по отделке мечети применены дорогие породы мрамора, швейцарский хрусталь. При росписи стен аятами и узорами использовано золото высшей пробы. Внутри мечеть освещает 36 люстр, украшенных чеченским орнаментом.
Их формы имитируют лучшие иерусалимские, мединские мечети. Самая большая люстра похожа на святыню Каабу в Мекке. Одновременно совершить намаз в центральной мечети Республики могут 10 тысяч человек.
Открытие аэропорта "Грозный" стало символом мира в Чеченской Республике. Это событие для чеченцев стало символом возрождающейся республики, символом долгожданного мира. В заново отстроенном, по всем международным стандартам здании, оборудованы VIP залы, для пассажиров дальнего следования, предусмотрена пятиэтажная гостиница и даже зимний сад с рельефным фонтаном. Общая площадь аэропорта составляет 200 га и является одной из самых больших территорий на Северном Кавказе.
Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности гражданКонституция - основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 23 марта 2003 года на референдуме. Теперь этот день объявлен Днем конституции ЧР. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй. Наш первый президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров понимал, что люди устали от войны и скитаний и стремятся к миру и благополучию. Он знал, что принятие Конституции положит конец военному лихолетью и откроет путь к стабильности и процветанию. Он добился проведения всенародного референдума, несмотря на усилия противников этой идеи. И народ проявил глубокую мудрость, проголосовав за мирную и благополучную жизнь в составе России.Какие права и свободы вы помните? (По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд.)
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего – «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников. Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.
Родственные обязанности. Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того, в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы. Чеченские дети знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими, и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.
«Честь семьи». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”. А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын такого отца не мог поступить иначе”. Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины- кормильца.
Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он идет выражать соболезнования. «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость.
Еще одним символом ЧР являются братские узы народов ЧР. В Чеченской Республике на протяжении многих веков в мире и согласии живут десятки национальностей: Кумыки, татары, ногайцы, аварцы, русские, казаки.Каждый народ, населяющий нашу Родину, уникален по-своему, а подлинное межэтническое братство предполагает знакомство с культурой, традициями, обычаями всех народов, проживающих на нашей благодатной земле.В 2009 году проводились Дни национальной культуры народов ЧР, которые отмечались торжественно, где каждый народ представлял зрителям самобытную национальную культуру своего народа. Эти праздники межнациональной дружбы запомнились зрителям и участникам блестящей организацией и зрелищностью представлений.
Гостеприимство. Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.
Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям. Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности. С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку.
Особые цифры - 7 и 8. В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ».
Отношение к женщине. Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу. По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай.
Папаха – символ чести. У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении.При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю.Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
Махмуд Эсамбаев, великий сын чеченского народа, гениальный танцовщик, хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху. Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». М. А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР, через всю свою жизнь, творчество пронес высокое имя - чеченский къонах (рыцарь).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.