Система организации внеклассной воспитательной работы
в педагогических колледжах и общеобразовательных
организациях (кружковая работа, музейное дело).
Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении.
В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Проблемы взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и др.
Данными авторами вычленяются общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, по их мнению, является добровольность в выборе форм и направлений внеклассной деятельности. Но при этом срабатывает и принцип разнообразия предоставляемых в учебном заведении воспитательных услуг: кружки и клубы по интересам, спортивные секции и общественно- значимые формы внеклассной деятельности.
Для выявления круга интересов обучающихся можно использовать анкету на тему о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у подростка или молодого человека возникают мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном ее виде, причастность к общему делу школы (лицея, гимназии) или группы сверстников. Очень важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающихся. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм внеклассных занятий или акций. Педагог при этом может выступать только в роли старшего наставника или профконсультанта.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась не только одна профильная, но и предполагались несколько других воспитательных задач.
При выборе содержания, организационных форм деятельности необходимо также соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
По мнению большинства ученых и педагогов-практиков, наиболее распространенными формами внеклассной работы могут быть индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка доклада или номеров художественной самодеятельности, сбор гербария. Но при этом педагогу важно определить роль и место конкретной индивидуальной работы ребенка или подростка в общем социально значимом деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, достигаемого путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены при этом такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка и обсуждение докладов, защита малых проектов; проектная или моделирующая деятельность; организация экскурсий, изготовление наглядных пособий; проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские и подростковые клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на принципах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов чаще всего строится по секциям. В настоящее время в учебных заведениях распространены профильные клубы (литературные, исторические, краеведческие, юного физика, химика, математика). К сожалению, менее распространенной формой является деятельность школьного музея.
Формы массовой работы, как правило, наиболее распространены в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.
Актуальными остаются такие массовые формы внеклассной деятельности, как конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу и творчество. Характерной особенностью является их наиболее полная реализация принципа взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов осуществления воспитательных функций коллектива.
Таким образом, в настоящее время в общеобразовательных учреждениях актуализируются следующие проблемы:
1. Создание единых комплексных воспитательных систем, находящихся в русле не только гуманистической, но и социальной парадигм.
2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребенка и подростка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.
3. Модернизация клубной и досуговой деятельности, поддержка и создание новых молодежных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.
4. Введение учебно-развивающих программ дополнительного образования и ранней профилизации с целью создания благоприятных условий для осознанного профессионального самоопределения выпускников.
5. Усиление социально-защитной функции общеобразовательных учреждений, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей и подростков.
С учетом этих положений педагогический коллектив разрабатывает собственную уникальную систему внеклассной и внешкольной работы, а администрация общеобразовательных учреждений оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за организацией, проведением и качеством работы.
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ______ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Нусинская ООШ» __________________________ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по социальному
направлению «Мир котором мы живем» для 7 класса
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Григорьевой Лены Ильясовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Школьная жизнь по правилам. Я – частица класса
Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами». Тайна осенней поляны. Конкурс стенгазет ко Дню Учителя. Акция ко Дню пожилого человека. Акция «Чистый двор». Дом, в котором я живу. Главные праздники страны «День примирения и согласия». “ Наша малая Родина ”.Чему учит история родного края. Акция «Подарок любимой маме». “ Удивительное – рядом.” «Мир вокруг нас». Мой любимый журнал. День прав человека. День рождения школы. Акция «Мы тоже были малышами». .Акция «Книжкино новоселье». О чём может рассказать школьная библиотека? Родословная
Семейные традиции. Акция «Добрые дела и поступки». Акция «Забота о птицах». Путешествие по Зодиаку . «Из чего же, из чего же, из чего же…» Я – гражданин Татарстана. Профессии наших родителей. Акция «Чистый дом». Добрые дела для моего класса. Акция «Мы тоже были малышами». Акция «Чистый двор» Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Акция «Поздравь ветерана»
Акция «Цветы для школьного двора». Знакомство с традициями нашего края. Без друзей меня чуть-чуть… Красная книга или возьмём под защиту. Страна, в которой я живу. Россия Итоговое занятие.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Изучаемый раздел, тема занятий |
Кол – во часов |
Основные формы занятий и виды деятельности |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||
1-2 |
Школьная жизнь по правилам Я – частица класса
|
2 |
Беседа с учащимися.
|
|
|
|
3-4 |
Тайна осенней поляны |
2 |
Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”. Конкурс рисунков.
|
|
|
|
5-6 |
Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами». |
2 |
Выборы в органы самоуправления в классе. Организация шефства над первоклассниками. |
|
|
|
7-8 |
Конкурс стенгазет ко Дню Учителя. |
2 |
Подготовка и участие в конкурсе. |
|
|
|
9-10 |
Акция ко Дню пожилого человека. |
2 |
Изготовление поделок. Коллективное творческое дело. (КТД) |
|
|
|
11-12 |
Акция «Чистый двор» |
2 |
Уборка и благоустройство школьной территории. |
|
|
|
13-14 |
Дом, в котором я живу. |
2 |
Экскурсия по городку. |
|
|
|
15-16 |
Главные праздники страны «День примирения и согласия» |
2 |
Беседа. |
|
|
|
17-18 |
“ Наша малая Родина ” |
2 |
Выпуск стенгазеты: “ На просторах ”. |
|
|
|
19-20 |
Чему учит история родного края. |
2 |
Посещение школьного музея. |
|
|
|
21-22 |
Акция «Подарок любимой маме» |
2 |
Изготовление поделок. КТД |
|
|
|
23-24 |
“ Удивительное – рядом.” |
2 |
Коллективная работа из солёного теста (пластилина) |
|
|
|
25-26 |
«Мир вокруг нас». |
2 |
Коллективное творческое дело: изготовление из природного материала панно в гостиную « Земля – наш общий дом». |
|
|
|
27
|
Мой любимый журнал |
1 |
Презентация любимого детского журнала |
|
|
|
28-29 |
День прав человека. |
2 |
Беседа. |
|
|
|
30-31 |
День рождения школы. |
2 |
Изготовление кормушек. КТД История школы. (сбор информации) |
|
|
|
32-33 |
Акция «Мы тоже были малышами». |
2 |
Шефство над первоклассниками |
|
|
|
34-35 |
Акция «Книжкино новоселье».
О чём может рассказать школьная библиотека?
|
2 |
Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке |
|
|
|
36-37 |
Родословная |
2 |
. Составление родословной своей семьи.. |
|
|
|
38-39 |
Семейные традиции. |
2 |
Семейный праздник. |
|
|
|
40-41 |
Акция «Добрые дела и поступки» |
2 |
Беседа и рассказы детей. |
|
|
|
42-43 |
Акция «Забота о птицах». |
2 |
Изготовление кормушек |
|
|
|
44 |
Путешествие по Зодиаку |
1 |
Составление альбома «Путешествие по Зодиаку» |
|
|
|
45-46 |
«Из чего же, из чего же, из чего же…» |
2 |
КВН между девочками и мальчиками 7-х классов. |
|
|
|
47-48 |
Я – гражданин Татарстана. |
2 |
Экскурсия в краеведческий музей г. Арск |
|
|
|
49-50 |
Профессии наших родителей. |
2 |
Встреча и рассказы родителей о своих профессиях. |
|
|
|
51-52 |
Акция «Чистый дом» |
2 |
Уборка и благоустройство кабинета. |
|
|
|
53-54 |
Добрые дела для моего класса |
2 |
Разведение комнатных цветов. |
|
|
|
55 |
Акция «Мы тоже были малышами». |
1 |
Шефство над первоклассниками. |
|
|
|
56-57 |
Акция «Чистый двор» |
2 |
Уборка и благоустройство школьной территории. |
|
|
|
58-59 |
Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Акция «Поздравь ветерана» |
2 |
Создание альбома. Поздравления ветеранов с Днем победы. |
|
|
|
60-61 |
Акция «Цветы для школьного двора» |
2 |
Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора. |
|
|
|
62-63 |
Знакомство с традициями нашего края. |
2 |
Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов. |
|
|
|
64-65 |
Без друзей меня чуть-чуть… |
2 |
Конкурс рисунков |
|
|
|
66-67 |
Красная книга или возьмём под защиту |
2 |
Презентация проекта |
|
|
|
68-69 |
Страна, в которой я живу. Россия |
2 |
Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира» |
|
|
|
70 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.