"Система счиления"
Оценка 4.9

"Система счиления"

Оценка 4.9
doc
03.02.2021
"Система счиления"
konspekt_ponyatie_kak_forma_myshdeniya_6_klass.doc

Класс: 6         Номер урока: 1

Тема урока: Понятие как форма мышления.

 

  1. Дидактическая цель: дать представление об определении понятие.

 

  1. Задачи обучения: сформировать представления о понятии как одной из форм мышления

 

 

Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.

 

Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.

Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.

Исследовать: Основные логические приемы образования понятий

  1. Задачи воспитания:  формировать  у учащихся  внимательность, усидчивость, аккуратность.

 

  1. Задачи развития:  развивать логическое мышление и коммуникативную компетентность; развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод.

Формы обучения: Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: Демонстративный материал, система заданий.

 

Список используемой литературы:   

 1) Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.
Этапы урока с указанием времени (45 мин):

1.      Организационный момент - 5 мин.

2.      Подготовка к активной познавательной деятельности - 2 мин.

3.      Усвоение нового материала - 21 мин.

4.      Закрепление нового материала – 10 мин.

5.      Задание на дом - 2 мин

6.      Подведение итогов - 5 мин.

 

Система задач

см. Приложение 1 (презентация)

Приложение 2 (схема)

Приложение 3 (домашнее задание)




 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

(5 мин)

Учитель приглашает учащихся в кабинет.

Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: достаньте тетрадку, дневник, ручку.

 

Учащиеся готовятся к уроку: достают тетради, дневники, ручки.

 

Подготовка к активной познавательной деятельности

(2 мин)

Сегодня мы поговорим о том, что окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, восприятия и представления. Как человек познает сущность предметов и явлений с помощью мышления.

 

 

Итак,  в тетрадках пишем название темы: Понятие как форма мышления, а на полях сегодняшнюю дату «…..».

Подождать, пока все запишут дату и тему урока.

 

 

Сейчас я раздам каждому листочек со схемой, которую мы будем вместе заполнять в течение нашего урока. Эти листочки вы возьмёте с собой домой, чтобы повторить материал к следующему уроку.

 

Слушают. Возможно, задают вопросы.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях:

Понятие как форма мышления

 

 

Слушают. Берут листочки; возможно, задают вопросы.

 

Усвоение нового материала                 (21 мин)

В это время открыт слайд 1 презентации с названием темы урока.

 

Итак, ребята, давайте начнем.

Открываю слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию?

Верно. Человек будет получать новую информацию, если он будет смотреть, слушать чувствовать.

 

Такое знакомство с окружающим миром называется чувственное познание.

 

  • Чувственное познание – знакомство с окружающим миром.

 

А может ли человек получить новую информацию, если он не будет смотреть, слушать, чувствовать?

 

На самом деле, ребята, может!

Человек мыслит, думает, размышляет и получает таким образом новые знания.

 

·      Логическое познание (мышление) – изучение законов мира, сущности предметов и явлений.

Мышление помогает познать законы окружающего мира, сделать научное открытие, получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из форм мышления – понятием.

Нас окружает множество объектов. Ребята, посмотрите и назовите какие объекты,  мы видим в классной комнате?

(стол, стул , компьютер…)

 

А ученик – это объект? Урок – это объект?

А день и восход солнца – объекты?

(слушаю ответы учащихся)

Верно ребята, объектами могут являть как вещи, так и процессы, явления, люди, животные и т.д.

 

Давайте запишем определение объекта.

(слежу чтобы все ребята записывали определение в тетради)

Объект – это часть окружающего мира, который можно обособить.

 

Итак, окружающий мир состоит из отдельных объектов: вещей, процессов, явлений, растений, животных, людей.

 

Каждый объект обладает определенными признаками и его, этот объект, можно описать с помощью этих признаков.

Давайте разберемся, как это можно сделать?

 

Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета:

– по очереди (определить цвет, форма),

– одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет).

Вывод – признаками объекта являются свойства.

Пример 2:

 

 

 

 

 

 

(Открываю слайд 3)

 

Рассмотрите предложенные рисунки на нашем слайде.

– Какие объекты могут быть громкими? (гром, звонок будильника)

– Какие объекты могут быть сильными? (богатырь, дождь)

– Какие объекты могут быть тяжелыми? (утюг, процесс обучения)

– Какие объекты могут быть теплыми? (утюг, кролик)

– Какой объект тяжелее утюг или шляпа?

– Кто выше девочка или женщина-ветеринар?

 

Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера:

– по очереди. Определить признаки (цвет, форма),

– одновременно, какие признаки совпадают (цвет, форма), какие нет (размер, толщина).

Вывод – признаками являются отношения объектов (больше, меньше, длиннее, толще).

Открываю слайд 4

Следовательно признаками объекта являются свойства (красный, сильный, высокий) и отношения (выше, громче, длиннее).

 

Открываю слайд 5

Какими свойствами обладает  объект берёза?  (Берёза – название объекта)

Берёза имеет возраст (10 лет), высоту ( 5 метров), место расположение (у озера), цвет ствола, форма ствола.

 

Все свойства можно разделить на:

·      существенные (которыми обладают все подобные объекты),

·      несущественные (которыми обладают только некоторые из подобных объектов).

 

Какие из названных свойств являются существенными?  

(цвет ствола, форма ствола)

А какие не существенными?

(высота, возраст, месторасположение)

Открываю слайд 6

Совокупность существенных признаков отдельного объекта – понятие объекта

(Слайд 6)

 

Называя существенные признаки, мы характеризуем понятия заданных объектов.

 

– Чем отличаются реально существующие предметы от понятий?

 

Кроме содержащихся в понятии существенных свойств они обладают собственными признаками (большая, иллюстрированная, учебник, задачник, сказки А.С. Пушкина).

 

Понятиями мы пользуемся, когда думаем                   (в процессе мышления).

(Слайд  7)

 

В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими). Словами мы пользуемся, когда говорим.

 

 

 

Понятие

Слово

Пример

Слова синонимы

одно

разные

Множество, тьма, уйма, бездна

Слова омонимы

разные

одно

Лист, ключ , лук

 

 

Итак: понятие – это форма мышления.

 

 

Понятие отражает существенные признаки объекта.

– А как образуется понятие? (Слайд 8)

Основные логические приемы образования понятий:

·           Анализ (Слайд 9) – мысленное разделение объекта на составные части и выделение признаков объекта.

·           Синтез (Слайд 10) – мысленное соединение в единое целое частей объекта и его признаков.

·           Сравнение (Слайд 11) – мысленное установление сходства или различия объектов.

·           Абстрагирование (Слайд 12) – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

·           Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов.

Слушают,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают под диктовку учителя определение объекта у  себя в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на слайды и отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала                (10 мин)

 

Даю практические задания посредством слайдов. Использую фронтальный опрос.

Понятия в виде загадок (Слайд 14)

Загадка является одним из способов описания объектов. Способы составления загадок могут быть различными:

 

§  Одни загадки описывают свойства объекта. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный». (Арбуз)

 

§  Другие загадки описывают характерные действия объекта. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок)

 

§  Иногда в загадках признаки объекта описываются путем сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки, румяный, вкусен со сметаной». (Блин)

 

§  Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин)

 

§  Некоторые загадки похожи на головоломки: «Что можно приготовить, а съесть нельзя». (Урок)

 

Чаще встречаются загадки, описывающие и характерные свойства, и действия, и окружающую среду.

 

 

Отгадайте загадки:

(Слайд 15):

«Напишу и сосчитаю и ошибку укажу,

Я и музыку сыграю и картинку покажу.

Я, хотя росточком мал, но большой универсал». (Компьютер)

 

«Не книга, а с буквами,

Не пульт, а с кнопками» (Клавиатура)

 

– А как самим составить загадку?

(Слайд 16)

Возьмем понятие «книга». Мы уже выделили у него существенные свойства: содержит текст, состоит из листов, имеет переплет. Для каждого свойства подберем объекты, обладающие теми же свойствами или аналогичными действиями.

Например:

§  «содержит текст» - текст читают, рассказывают – человек;

§  «состоит из листов» - листья есть у дерева или куста;

§  «имеет переплет», книги «сшивают» - переплетают нити на ткани, ткань сшивают – одежда, рубашка.

После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам.

 

Осталось составить загадку:

 

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает». (Книга) (Слайд 17)

 

 

Давайте повторим: (Слайд 18)

Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

 

 

Слушают и походы выполнения задания дают ответы.

Задание на дом             (2 мин)

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.

 

Раздаю каждому ученику раздаточный материал: лист с заданием «Заполнить таблицу, описывающую два любых объекта по данным параметрам».

 

 

 

Слушают, рассматривают листочки и задают вопросы по домашнему заданию.

 

 

Подведение итогов

(5 мин)

Давайте подведем итоги.

 

Сейчас я задам вам вопросы, а вы попытайтесь ответить на них, в тетрадь можно подсматривать.

 

Открываю слайд 18

Давайте повторим:

-Что такое понятие?

Понятие – это форма мышления.

 

- Что отражает понятие?

Понятие отражает существенные признаки объекта.

 

- Назовите основные логические приёмы формирования понятий.

 

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Задаю ребятам вопросы и корректирую их ответы

 

Итак, сегодня мы выяснили, что окружающие нас объекты обладают признаками, узнали, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.  Словами мы пользуемся,  когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.

 

 

Если остаётся ещё время – задаю дополнительные вопросы по теме.

 

Корректирую ответы учащихся.

 

 

Я очень рад, что мы сегодня с вами так плодотворно поработали.

 

 

 

Можете собираться на перемену.

Подождать, пока все соберут вещи и уберут их в портфели.

 

 

 

Ребята, давайте посмотрим на кабинет. Он остался в таком же опрятном виде, как и был до начала урока?

Убедиться, что класс находится в опрятном виде.

 

 

 

Молодцы, ребята, класс чистый и убранный. На этом наше занятие окончено. До свидания! Можете идти.

Слушают преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, смотрят на слайд, затем отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по слайдам

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

Собирают портфели и ожидают, когда учитель их отпустит.

 

 

Слушают преподавателя и смотрят, убран ли кабинет.

 

 

 

Слушают преподавателя, говорят «До свидания!» и уходят из кабинета.

 


Приложение № 1 – Презентация

 

Приложение № 2Схема

 

 

Приложение № 3Задания для домашней работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.

 

1)     Определить существенные и не существенные признаки учеников 6 класса:

А – среди всех учеников города,

Б – среди учеников нашей школы.

 

(Вывод: совокупность существенных признаков  отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов - это  и есть понятие).

 

 

 

2) Ребята, приближается Новый год. Какое дерево является символом этого праздника? Конечно же ёлка! 

 

Дома напишите, по каким признакам мы будем выбирать елку в лесу?

И ответьте на два вопроса:

1)     По каким признакам мы отличаем ёлку от других деревьев?

2)     По каким признакам мы выбираем ёлку себе домой к новому году?

 

(Вывод – отличаем елку от других деревьев по существенным признакам, а выбираем по несущественным).

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цели урока:

1.     Определить, что отражается в понятии.

2.     Выяснить основные логические приёмы формирования понятия.

3.     Разобрать определение понятия.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Класс: 6 Номер урока: 1

Класс: 6 Номер урока: 1

Этапы урока с указанием времени (45 мин): 1

Этапы урока с указанием времени (45 мин): 1

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию?

Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию?

В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств

В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств

Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета: – по очереди (определить цвет, форма), – одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет)

Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета: – по очереди (определить цвет, форма), – одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет)

Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера: – по очереди

Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера: – по очереди

Какие из названных свойств являются существенными? (цвет ствола, форма ствола)

Какие из названных свойств являются существенными? (цвет ствола, форма ствола)

В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими)

В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими)

Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов

Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов

Отгадайте загадки: (Слайд 15) : «Напишу и сосчитаю и ошибку укажу,

Отгадайте загадки: (Слайд 15) : «Напишу и сосчитаю и ошибку укажу,

После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам

После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам

Открываю слайд 18 Давайте повторим: -Что такое понятие?

Открываю слайд 18 Давайте повторим: -Что такое понятие?

Подведение итогов (5 мин)

Подведение итогов (5 мин)

Приложение № 1 – Презентация

Приложение № 1 – Презентация

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021