Класс: 6 Номер урока: 1
Тема урока: Понятие как форма мышления.
Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.
Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.
Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.
Исследовать: Основные логические приемы образования понятий
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод.
Формы обучения: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: Демонстративный материал, система заданий.
Список используемой литературы:
1) Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л.
Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.
Этапы урока с указанием времени (45 мин):
1. Организационный момент - 5 мин.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности - 2 мин.
3. Усвоение нового материала - 21 мин.
4. Закрепление нового материала – 10 мин.
5. Задание на дом - 2 мин
6. Подведение итогов - 5 мин.
Система задач
см. Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (схема)
Приложение 3 (домашнее задание)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
Орг. момент (5 мин) |
Учитель приглашает учащихся в кабинет. Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: достаньте тетрадку, дневник, ручку.
|
Учащиеся готовятся к уроку: достают тетради, дневники, ручки.
|
||||||||||||
Подготовка к активной познавательной деятельности (2 мин) |
Сегодня мы поговорим о том, что окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, восприятия и представления. Как человек познает сущность предметов и явлений с помощью мышления.
Итак, в тетрадках пишем название темы: Понятие как форма мышления, а на полях сегодняшнюю дату «…..». Подождать, пока все запишут дату и тему урока.
Сейчас я раздам каждому листочек со схемой, которую мы будем вместе заполнять в течение нашего урока. Эти листочки вы возьмёте с собой домой, чтобы повторить материал к следующему уроку.
|
Слушают. Возможно, задают вопросы.
Записывают в тетрадях: Понятие как форма мышления
Слушают. Берут листочки; возможно, задают вопросы.
|
||||||||||||
Усвоение нового материала (21 мин) |
В это время открыт слайд 1 презентации с названием темы урока.
Итак, ребята, давайте начнем. Открываю слайд 2
Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию? Верно. Человек будет получать новую информацию, если он будет смотреть, слушать чувствовать.
Такое знакомство с окружающим миром называется чувственное познание.
А может ли человек получить новую информацию, если он не будет смотреть, слушать, чувствовать?
На самом деле, ребята, может! Человек мыслит, думает, размышляет и получает таким образом новые знания.
· Логическое познание (мышление) – изучение законов мира, сущности предметов и явлений. Мышление помогает познать законы окружающего мира, сделать научное открытие, получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из форм мышления – понятием. Нас окружает множество объектов. Ребята, посмотрите и назовите какие объекты, мы видим в классной комнате? (стол, стул , компьютер…)
А ученик – это объект? Урок – это объект? А день и восход солнца – объекты? (слушаю ответы учащихся) Верно ребята, объектами могут являть как вещи, так и процессы, явления, люди, животные и т.д.
Давайте запишем определение объекта. (слежу чтобы все ребята записывали определение в тетради) Объект – это часть окружающего мира, который можно обособить.
Итак, окружающий мир состоит из отдельных объектов: вещей, процессов, явлений, растений, животных, людей.
Каждый объект обладает определенными признаками и его, этот объект, можно описать с помощью этих признаков. Давайте разберемся, как это можно сделать?
Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета: – по очереди (определить цвет, форма), – одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет). Вывод – признаками объекта являются свойства. Пример 2:
(Открываю слайд 3)
Рассмотрите предложенные рисунки на нашем слайде. – Какие объекты могут быть громкими? (гром, звонок будильника) – Какие объекты могут быть сильными? (богатырь, дождь) – Какие объекты могут быть тяжелыми? (утюг, процесс обучения) – Какие объекты могут быть теплыми? (утюг, кролик) – Какой объект тяжелее утюг или шляпа? – Кто выше девочка или женщина-ветеринар?
Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера: – по очереди. Определить признаки (цвет, форма), – одновременно, какие признаки совпадают (цвет, форма), какие нет (размер, толщина). Вывод – признаками являются отношения объектов (больше, меньше, длиннее, толще). Открываю слайд 4 Следовательно признаками объекта являются свойства (красный, сильный, высокий) и отношения (выше, громче, длиннее).
Открываю слайд 5
Какими свойствами обладает объект берёза? (Берёза – название объекта) Берёза имеет возраст (10 лет), высоту ( 5 метров), место расположение (у озера), цвет ствола, форма ствола.
Все свойства можно разделить на: · существенные (которыми обладают все подобные объекты), · несущественные (которыми обладают только некоторые из подобных объектов).
Какие из названных свойств являются существенными? (цвет ствола, форма ствола) А какие не существенными? (высота, возраст, месторасположение) Открываю слайд 6 Совокупность существенных признаков отдельного объекта – понятие объекта (Слайд 6)
Называя существенные признаки, мы характеризуем понятия заданных объектов.
– Чем отличаются реально существующие предметы от понятий?
Кроме содержащихся в понятии существенных свойств они обладают собственными признаками (большая, иллюстрированная, учебник, задачник, сказки А.С. Пушкина).
Понятиями мы пользуемся, когда думаем (в процессе мышления). (Слайд 7)
В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими). Словами мы пользуемся, когда говорим.
Итак: понятие – это форма мышления.
Понятие отражает существенные признаки объекта. – А как образуется понятие? (Слайд 8) Основные логические приемы образования понятий: · Анализ (Слайд 9) – мысленное разделение объекта на составные части и выделение признаков объекта. · Синтез (Слайд 10) – мысленное соединение в единое целое частей объекта и его признаков. · Сравнение (Слайд 11) – мысленное установление сходства или различия объектов. · Абстрагирование (Слайд 12) – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. · Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов. |
Слушают,
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Слушают
Записывают под диктовку учителя определение объекта у себя в тетрадях.
Слушают.
Слушают и отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы. Рассуждают.
Смотрят на слайды и отвечают на вопросы учителя.
|
||||||||||||
Закрепление нового материала (10 мин)
|
Даю практические задания посредством слайдов. Использую фронтальный опрос. Понятия в виде загадок (Слайд 14) Загадка является одним из способов описания объектов. Способы составления загадок могут быть различными:
§ Одни загадки описывают свойства объекта. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный». (Арбуз)
§ Другие загадки описывают характерные действия объекта. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок)
§ Иногда в загадках признаки объекта описываются путем сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки, румяный, вкусен со сметаной». (Блин)
§ Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин)
§ Некоторые загадки похожи на головоломки: «Что можно приготовить, а съесть нельзя». (Урок)
Чаще встречаются загадки, описывающие и характерные свойства, и действия, и окружающую среду.
Отгадайте загадки: (Слайд 15): «Напишу и сосчитаю и ошибку укажу, Я и музыку сыграю и картинку покажу. Я, хотя росточком мал, но большой универсал». (Компьютер)
«Не книга, а с буквами, Не пульт, а с кнопками» (Клавиатура)
– А как самим составить загадку? (Слайд 16) Возьмем понятие «книга». Мы уже выделили у него существенные свойства: содержит текст, состоит из листов, имеет переплет. Для каждого свойства подберем объекты, обладающие теми же свойствами или аналогичными действиями. Например: § «содержит текст» - текст читают, рассказывают – человек; § «состоит из листов» - листья есть у дерева или куста; § «имеет переплет», книги «сшивают» - переплетают нити на ткани, ткань сшивают – одежда, рубашка. После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам.
Осталось составить загадку:
«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает». (Книга) (Слайд 17)
Давайте повторим: (Слайд 18) Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
|
Слушают и походы выполнения задания дают ответы. |
||||||||||||
Задание на дом (2 мин) |
А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.
Раздаю каждому ученику раздаточный материал: лист с заданием «Заполнить таблицу, описывающую два любых объекта по данным параметрам».
|
Слушают, рассматривают листочки и задают вопросы по домашнему заданию.
|
||||||||||||
Подведение итогов (5 мин) |
Давайте подведем итоги.
Сейчас я задам вам вопросы, а вы попытайтесь ответить на них, в тетрадь можно подсматривать.
Открываю слайд 18 Давайте повторим: -Что такое понятие? Понятие – это форма мышления.
- Что отражает понятие? Понятие отражает существенные признаки объекта.
- Назовите основные логические приёмы формирования понятий.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Задаю ребятам вопросы и корректирую их ответы
Итак, сегодня мы выяснили, что окружающие нас объекты обладают признаками, узнали, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.
Если остаётся ещё время – задаю дополнительные вопросы по теме.
Корректирую ответы учащихся.
Я очень рад, что мы сегодня с вами так плодотворно поработали.
Можете собираться на перемену. Подождать, пока все соберут вещи и уберут их в портфели.
Ребята, давайте посмотрим на кабинет. Он остался в таком же опрятном виде, как и был до начала урока? Убедиться, что класс находится в опрятном виде.
Молодцы, ребята, класс чистый и убранный. На этом наше занятие окончено. До свидания! Можете идти. |
Слушают преподавателя.
Слушают, смотрят на слайд, затем отвечают.
Слушают
Отвечают на вопросы по слайдам
Слушают
Собирают портфели и ожидают, когда учитель их отпустит.
Слушают преподавателя и смотрят, убран ли кабинет.
Слушают преподавателя, говорят «До свидания!» и уходят из кабинета. |
Приложение № 1 – Презентация
Приложение № 2 – Схема
Приложение № 3 – Задания для домашней работы.
А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.
1) Определить существенные и не существенные признаки учеников 6 класса:
А – среди всех учеников города,
Б – среди учеников нашей школы.
(Вывод: совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов - это и есть понятие).
2) Ребята, приближается Новый год. Какое дерево является символом этого праздника? Конечно же ёлка!
Дома напишите, по каким признакам мы будем выбирать елку в лесу?
И ответьте на два вопроса:
1) По каким признакам мы отличаем ёлку от других деревьев?
2) По каким признакам мы выбираем ёлку себе домой к новому году?
(Вывод – отличаем елку от других деревьев по существенным признакам, а выбираем по несущественным).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели урока:
1. Определить, что отражается в понятии.
2. Выяснить основные логические приёмы формирования понятия.
3. Разобрать определение понятия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.